Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:41, реферат
Целью данной курсовой работы является анализ рынка кондитерских изделий в целом по России и конкретно г. Иваново, а так же изучение деятельности кондитерской фабрики в существующих рыночных условиях.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты рыночного анализа и рыночных исследований
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы рыночного анализа……………………………………………5
Основные показатели, используемые при анализе рынка…………………5
Общая характеристика процесса маркетингового исследования………..13
Глава 2. Анализ рынка кондитерских изделий……………………………….22
2.1. Рынок кондитерских изделий в России и тенденции его развития………...22
2.2. Анализ рынка кондитерских изделий г. Иваново…………………………...27
2.3. Анализ ООО «Мак-Иваново» на рынке кондитерских изделий Ивановской области………………………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………..39
Кондитерский
изделия – высококалорийные и
легкоусвояемые пищевые продукты с
большим содержанием сахара, отличающиеся
приятным вкусом и ароматом. В качестве
основного сырья для
В целом, ассортимент кондитерских изделий можно разделить на три группы:
Наиболее
емким сегментом рыка являются мучнистые
изделия, на долю которых приходится
53,7% общего объема рынка кондитерских
изделий в натуральном
Рис. 1. Структура кондитерских изделий
Поэтому, для того чтобы спокойно чувствовать себя на рынке, необходимо еженедельно анализировать ситуацию, прогнозировать ее и стремиться удовлетворять новые желания потребителей. [27, с.156].
ОАО «Бабаевское», по оценкам экспертов, является одним из наиболее динамично развивающихся предприятий, что приводит к укреплению позиций на рынке. За 1994-1996 гг. доля его в общероссийском производстве кондитерских изделий выросла с 2.9% до 4.3% и практически сравнялась с долей АО «Красный октябрь» – 4.4%.
Место производства кондитерских изделий во многом определяет ценовую сегментацию рынка. В низком ценовом сегменте представлен небрендированной весовой продукцией. Это в основном товары сахаристой группы – карамель, помадные конфеты.
Выбор
каналов распределения
Российские
производители используют многовариантную
систему сбыта которая
Цены в розничной торговле в регионах за первую половину 1996 г. на продукцию московских фабрик были выше отпускных цен предприятий на:
Сейчас в России существует большое количество оптовых фирм, специализирующихся на продаже кондитерских изделий. Среди них есть достаточно крупные, на складах которых, можно видеть продукцию многих отечественных и зарубежных производителей, есть специализирующиеся только на отечественных или наоборот импортных сладостях, а есть фирмы, представляющие только одного производителя. В последнем случае – компания производитель не только имеет надежного партнера, заинтересованного в продвижении продукции и росте оборота, но и стабильный источник достоверной информации. Такие компании всегда в первую очередь обеспечиваются рекламными материалами и другими средствами поддержки. [26, с.56].
Основным рынком сбыта кондитерской продукции является рынок Москвы, чуть менее крупным является рынок Санкт-Петербурга и замыкает тройку лидеров рынок Екатеринбурга, входящий в число наиболее перспективных.
Говоря о региональных рынка нельзя не отметить особенности, оказывающие влияние на их развития, прежде всего это:
В этой связи, при выходе нового продукта на рынок на первый план выходит уникальность продукта, а так же репутация производителя.
Существует несколько каналов продвижения кондитерских изделий на рынке, среди которых можно выделить:
За
последние 2-3 года на рынке кондитерских
изделий резко обострилась
Приток западного капитала обусловлен огромной емкостью рынка и началом стабилизации экономики России. Сейчас потребление кондитерских изделий составляет в среднем 11.5 кг/год, что в 2-3 раза ниже, чем в цивилизованных странах. Следовательно, есть возможность увеличения объема сбыта, тем более что в конце 80х гг. потребление составляло 18 кг/год.
Анализ
показывает, что в 1996 г. по сравнению
с 1995г. конъюнктура кондитерских изделий
ухудшилась в 80% регионов России. Это
обусловлено, прежде всего, нестабильностью
доходов населения. Можно сделать вывод,
что рынок шоколадных изделий входит в
новую фазу развития. В России работают
достаточно много иностранных фирм, которые
пока только оценивают рынок, ограничиваясь
ввозом собственной продукции. Поэтому
в случае их успешного старта произойдет
увеличение выпуска конфет с надписью
«сделано в России», производителем которого
будут иностранные компании.
2.2. Анализ рынка кондитерских изделий г. Иваново
Исследование рынка кондитерских изделий г. Иванова ставило своей целью определение его особенностей и потребительского поведения ивановцев и предполагало рассмотрение двух основных сегментов: шоколадные изделия и мучные кондитерские изделия. Предполагалось решение следующих задач: анализ причин покупки кондитерских изделий; определение частоты приобретения; выявление мест покупок; определение приоритетных факторов, формирующих покупку и т.д. [19, с.120].
Полученные
в ходе исследования данные свидетельствуют
о том, что шоколадные изделия: конфеты
в коробках, шоколадные плитки, конфеты
на развес - пользуются спросом у 67,3% ивановцев.
Таким образом, почти две трети населения
города являются потребителями шоколадной
продукции.
Что касается предпочтений по
видам шоколадных изделий, то самыми популярными
у ивановцев являются конфеты в коробках
– они пользуются спросом почти у половины
потребителей. Такая не очень типичная
для России в целом ситуация объясняется
следующим. Во-первых, в сегменте конфет
в коробках традиционно сильные позиции
в Иванове занимает местный производитель
ОАО «Красная Заря», представляющий популярные
конфеты «птичье молоко» под торговой
маркой «Каприз». Во-вторых, велика вероятность
того, что на результаты опроса также повлияло
время его проведения – близость праздничных
дней. Кроме того, как отмечают эксперты,
в последние годы потребительский спрос
активно смещается именно в пользу дорогой
кондитерской продукции, что резко обострило
конкуренцию в высокоценовых сегментах
кондитерского рынка, поэтому отдельные
категории, такие как плиточный шоколад,
фасованные конфеты, и в частности конфеты
в коробках, продолжают расти гораздо
быстрее, чем рынок в целом.
Стабильно высокий спрос на шоколадную продукцию отражают данные о частоте покупок: каждый второй житель приобретает шоколадные изделия не реже 1 раза в неделю (рис. 2).
Рис. 2. Частота покупок шоколадной продукции
Ответы респондентов на вопрос, для кого они покупают шоколадные изделия, распределились следующим образом: более половины опрошенных приобретают шоколадную продукцию для своих детей. Практически треть респондентов покупают шоколадные изделия для себя.
Что касается предпочтений по производителям шоколадных изделий, то здесь большая часть опрошенных – 29% - отвечали просто: «Московские производители», - что свидетельствует о размытости представления респондентов о марках (рис. 3). Тем не менее при этом чуть меньшее количество ивановцев – 26,5% - отметили, что предпочитают продукцию ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский». Также были названы такие компании-производители, как ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь», ОАО «РотФронт» и ООО «Нестле Россия».
Рис. 3. Предпочтения потребителей по производителям шоколадной продукции.
В споре за лидерство среди торговых точек, наиболее часто посещаемых с целью приобретения шоколадной продукции, безоговорочную победу одержали удобно расположенные для респондентов обычные продуктовые магазины – в них покупают шоколадные изделия более половины любителей шоколадных изделий. Рынки в качестве места приобретения шоколадной продукции выбирают четверть респондентов (рис. 4).
Рис. 4. Места приобретения шоколадной продукции
На вопрос о приоритетности факторов, влияющих на выбор потребителей, более половины опрошенных наиболее значимым назвали производителя. Каждый пятый респондент отдает предпочтение тому или иному производителю по опыту сложившихся покупок. Более чем для 10% потребителей определяющую роль играет цена товара. Отдельные покупатели обращают внимание на внешний вид и состав продукции (рис. 5).
К мучным кондитерским изделиям традиционно относят различные виды печенья – сахарное, затяжное, крекеры, а также вафли, пряники и торты. Согласно полученным результатам исследования, 72,3% ивановцев покупают мучные кондитерские изделия. Причем наибольшим спросом у жителей города пользуются вафли и сдобное печение - их покупают соответственно 51,5% и 36,9% респондентов. На третьем месте потребительских предпочтений находятся сахарное печение и пряники. Им отдают предпочтение 14,1% любителей мучных кондитерских изделий. Далее в списке предпочтений следуют торты - 11,1%, и, наконец, пятое место поделили между собой крекеры и пирожные - по 5,6%.
Практически каждый второй респондент покупает мучные кондитерские изделия не реже одного раза в неделю. Исключение составляют торты и пирожные, которые ивановцы приобретают приблизительно раз в месяц (рис. 6).
Рис. 6. Частота потребления мучных кондитерских изделиц
Что касается причин покупки мучных кондитерских изделий, то здесь картина иная: вафли, печенье, пряники, торты и пирожные покупаются в первую очередь для себя и лишь затем для детей и других членов семьи. Выбирая продукцию того или иного производителя, ивановцы отдают несомненное предпочтение местным производителям. На вопрос о том, чью продукцию они предпочитают покупать, как минимум каждый второй опрошенный ответил, что ивановских. А по таким позициям, как сахарное печенье, пряники и вафли, местные производители набрали абсолютное большинство голосов. (рис. 7)
Рис. 7. Предпочтения потребителей по производителям мучных кондитерских изделий
Самые популярные места приобретения мучных кондитерских изделий – продуктовые магазины и рынки. (Рис. 8)
Ответы респондентов на вопрос «На что вы ориентируетесь при покупке мучных кондитерских изделий?» - распределились следующим образом: более чем для 50% респондентов значительное влияние на выбор оказывает предыдущий опыт покупки, далее покупатели обращают внимание на производителя. Внешний вид, состав и цена выбираемой продукции имеют приблизительно равное значение для покупателей. (рис.9)
Результаты
исследования позволяют сделать
следующие выводы.
Шоколадные изделия пользуются спросом
у 67,3% ивановцев, причем самым популярным
видом шоколадных кондитерских изделий
можно считать шоколадные конфеты в коробках,
которые пользуются спросом почти у половины
потребителей. Частота покупки шоколадных
изделий довольно высока – почти каждый
второй житель приобретает данную продукцию
хотя бы раз в неделю. Основная часть шоколадных
изделий приобретается для детей. Наиболее
популярна у ивановцев продукция московских
производителей. Чаще всего шоколадные
изделия покупаются в продуктовых магазинах
шаговой доступности. Что касается мучных
кондитерских изделий, их покупает 72,3%
ивановев. Практически каждый второй респондент
покупает мучные кондитерские изделия
не реже одного раза в неделю. Выбирая
продукцию, ивановцы отдают предпочтение
преимущественно местным производителям,
а покупки совершают в основном в продуктовых
магазинах и на рынках, ориентируясь в
первую очередь на предыдущий опыт покупки
и на производителя.