Сегментация рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – показать, что же такое сегментация рынка, как на конкретном примере происходит сегментирование.
Для достижения этой цели в ходе работы должны быть решены следующие задачи:
- раскрыть понятие сегментации рынка;
- определить принципы сегментации рынка;
- определить критерии сегментации рынка
- разработать методику сегментации рынка.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по маркетингу.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

За рубежом  обычно выделяют четыре типа туроператоров:

1. Массового  рынка;

2. Специализированные;

3. Местные;

4. Въездные.

Туроператоры  массового рынка - наиболее распространенный тип. Они продают туристские пакеты на популярные курорты. Перевозка туристов осуществляется чартерными или регулярными  рейсами.

Второй тип  включает туроператоров, которые специализируются в определенном направлении:

- предлагающих туристские пакеты для определения клиентуры (молодежные, семейные туры и др.);

- организующих туристские пакеты на определенные направления, например туры в Англию, Францию, Финляндию и др.;

- устраивающих проживание в определенных местах (домах отдыха, кемпингах, туристских базах и др.);

- перевозящих туристов на определенном виде транспорта (корабль, поезд и др.);

- предлагающих Специфические туры (горный туризм, пещерный туризм, охотничий туризм и т.п.).

Местные туроператоры - туроператоры внутреннего рынка. Они  продают турпакеты внутри страны проживания, т.е. организуют туры по стране проживания туристов.

Въездные  туроператоры - туроператоры внешнего рынка. Они продают турпакеты  в разные страны. Одни туроператоры организуют для зарубежных туроператоров различные услуги и выступают в роли менеджеров, другие специализируются исключительно на встрече и доставке туристов в гостиницы. Туроператоры предлагают целый ряд услуг, которые включают переговоры с компаниями, имеющими автобусы и гостиницы, для минимизации цен, заключенных в контрактах, переговоры и организацию образовательных туров, питания и развлечений. Некоторые туроператоры специализируются на обслуживании определенных этнических групп,

Туроператор - наиболее индустриализованный вид  турфирмы, представляющий собой разновидность  оптовой туристской фирмы и отличающийся более крупным объемом и широкой  специализацией. Довольно часто он организует и продает турагентам массовые серийные инклюзивтуры.

Следовательно, турагент - это хозяйствующий субъект  или индивидуальный предприниматель, который приобретает туры по туристским маршрутам, разработанным туроператором, выпускает по ним путевки и  реализует эти путевки туристам.

Турагенты, как правило, не владеют средствами обслуживания и выступают в роли посредников между предприятием туристского обслуживания и покупателем туристской путевки.

В разных странах  действуют различные виды турагентов. Например, в Японии их три.

1. Генеральные  агенты. Они имеют специальную лицензию министерства транспорта, дающую право на организацию поездок внутри страны и за границу японских и иностранных граждан. В зависимости от своей специализации одни генеральные агенты, предлагают туры, рассчитанные на массового туриста и включающие посещение различных стран мира, другие предлагают только определенные маршруты или туры для определенной группы туристов.

2. Туристские  агенты, организующие туры только  в Японии.

3. Субагенты,  которые занимаются реализацией  услуг, созданных генеральными и туристскими агентами.

Туроператоры  и турагенты входят в состав туристской индустрии.

 

2.4. СЕГМЕНТАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА

 Туристическая  индустрия представляет собой  целый межотраслевой комплекс, а  рынок туристических услуг и  товаров имей сложную структуру и свойственные только ему экономические показатели.

Критерии  сегментирования рынка в значительной степени сходны между собой. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что какого-либо единою метода сегментирования рынка не существует. Необходимо опробовать варианты сегментирования на основе разных переменных параметров, одного или нескольких сразу, учитывая при этом специфику структуры спроса и предложения на данном рынке.

Сегментирование рынка предполагает выявление составляющих компонентов как в спросе, так и в предложении. В этом отношении следует различать сегменты рынки и субрынки.

Критерии  сегментации:

1) географические;

2) социо - демографические;

3) психолого-поведенческие.

Сегментирование по географическим параметрам предполагает разделение спроса на различные географические единицы в зависимости:

- от страны постоянного проживания туриста - на внутренний, въездной и выездной туризм;

- от географической цели туристической поездки - по частям света, странам, регионам, кантонам, городам.

Социо-демографические  критерии (характеристика туриста)

1. Возраст.

2. Пол.

3. Профессия  туриста.

4. Профессия  главы семьи.

5. Величина  населенного пункта, где постоянно  проживают ту-ристы.

6. Количество  членов семьи, сопровождающих  туриста

7. Тип семьи.

8. Национальность.

9. Религиозные  убеждения.

10. Наличие  или отсутствие и семье личных  транспортных средств.

11. Доход семьи.

12. Доход на  одного члена семьи.

Психолиго-поведеические  критерии (характеристика туристского  поведении)

1. Мотив поездки.

2. Тип туриста (психологический портрет).

3. Сезонность.

4. Организация  поездки (туронератор).

5. Форма поездки.

6. Используемые  транспортные средства.

7. Используемые  средства размещения.

8. Удаленность  турцели.

9. Длительность  поездки.

10. Источники  финансирования поездки.

11. Консультанты  и посредники в принятии решения  о совершении турпоездки.

По возрастному  признаку различают, например, молодежный туризм и туризм "сениоров"; имеет  свои особенности спрос на туристские услуги со стороны возрастных групп "от 30 до 45 лет" и "от 45 до 55 лет" и т.д. Растущее значение приобретают женский туризм, профессиональный специализированный туризм (например, туры для банковских служащих, работников сельскою хозяйства, различных отраслей промышленности.). В зависимости от типа семьи спрос разделяется на семейный туризм с детьми и без детей, туризм одиночек, туризм семей из 5 и более человек и т.д. Отдельные сегменты образуют религиозный, этнический туризм, дорогие эксклюзивные и дешевые туристические поездки.

При психолою-поведенческом сегментировании потребителе туристических услуг и товаров разделяют на группы по признакам образа жизни и целевым установкам относительно организации своего свободного времени, по характеристике личности, а также поведенческим особенностям и стереотипам в отношении потребления туристического продукта.

В зависимости  от мотивации туристической поездки  различают следующие основные сегменты туристического спроса: рекреационный, культурный, коммуникационный, спортивный, деловой туризм. Многие из них делятся на более мелкие субсегменты, например, в рекреационном туризме это - отпускной туризм и туризм с целью лечения; множество подвидов имеется в спортивном туризме. Часто бывает нелегко провести четкую границу между отдельными сегментами по мотивации: деловой туризм может сочетаться с познавательным, спортивный - с рекреационным. Усложнение туристических потребностей обуславливает возникновение не только совершенно новых сегментов в туристическом спросе, но и значительное число смешанных форм туризма.

 На основе  критерия "используемые основные  транспортные средства" туристический  спрос делится па сегменты: автомобильный,  авиа-, железнодорожный, морской  круизный, речной круизный автобусный, велосипедный туризм. Критерий "сезонности" предполагает анализ туристических потоков в основной сезон и межсезонные, а также но месяцам и временам года. Множество сегментов выявляет критерий "используемые туристом средства размещения": гостиницы, пансионаты и санатории, размещение на частных квартирах, мотели, кемпинги, автомобильные вагончики-прицепы и т. д.

Сегментирование по критерию "длительность туристической  поездки" имеет большое значение для производителей туристических  услуг: замечено, в частности, что  туристы, предпринимающие короткие туры, готовы к большим расходам и требуют более интенсивную экскурсионную программу. Методики сегментирования по данному критерию могут иметь существенные различия. Швейцарские исследователи, например, различают два основных сегмента: длительные (более 5 дней) и короткие туры. Длительные туры разделяются далее на сегменты: "до трех недель", "четыре недели", "пять недель", "более пяти недель". Короткие туры имеют субсегменты "2, 3, 4 дня".

 

Вывод

Туристический рынок представляет собой сферу  реализации туристического продукта и  экономических отношений, возникающих между покупателями и продавцами туристского продукта, то есть между туристом, турагентством, туроператором.

Туристский  рынок выступает так же как  сфера проявления экономических  отношений между производителями  и потребителями туристского продукта.

В данной главе рассмотрены рынок туристических услуг, его функции, субъекты туристского рынка и его сегментирование.

При делении  туристского рынка по обобщенным характеристикам сегменты, полученные по критерию образа жизни, представляют группы потребителей с совершенно разными потребностями и ценностями. Каждый сегмент представляет собой основной рынок, для которого разрабатывается специальный тур-продукт. Каждому из рыночных сегментов должно соответствовать специфическое туристское предложение. Такой подход позволяет не только удовлетворить имеющийся спрос, но и корректировать его.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав сегментацию рынка, её понятие, принципы, критерии сегментации, достигнув поставленных целей и задач, можно сделать  вывод,  что одинаковых, типовых подходов к сегментации рынка не имеется. Каждое предприятие в зависимости от задач и направлений деятельности, особенностей товаров и т.п. разрабатывает и использует свои собственные признаки сегментации. Искусство маркетинга как раз и состоит в том, чтобы подобрать для конкретного предприятия признаки, позволяющие точно определить, какой сегмент рынка в наибольшей мере отвечает специфике деятельности этого предприятия, где можно наилучшим образом использовать его возможности и сильные стороны. При этом целесообразно использовать сочетание различных признаков сегментации.

Сегментация проводится с целью максимального  удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также  рационализации затрат предприятия-изготовителя на разработку программы производства, выпуск и реализацию товара.  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Хруцкий В. А., Корнеева И. В. Современный маркетинг. М., 1991
  2. Котлер Ф. Основы маркетинга. -М., 1996.
  3. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб: Наука. 1996. 589 с.
  4. Карпов В.Н. Выбор целевого рынка /Маркетинг. 1994. № 3. С. 61–71.
  5. Е.П. Голубков «Маркетинговые  исследования теория , практика, методология»  «Финпресс»  М—1998
  6. Л.Е. Басовский «Маркетинг» Москва Инфра—М 1999
  7. «Маркетинг» Под редакцией А.Н. Романова  Банки и биржи М— 1996
  8. Маркетинг ( А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1996. 560 с.
  9. Попов Е.В. Теория маркетингового исследования. Екатеринбург: Изд-во УГТУ. 1998. 200с.
  10. Гольцов А.В. Перспективы использования стратегического маркетинга на предприятии / Маркетинг. 1996. № 2. С. 72–89.
  11. Попов Е.В. Продвижение товара. Екатеринбург: Наука. 1997. 350 с.
  12. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс. 1990. 736 с.
  13. Попов Е.В., Попова Л.Н. Искусство маркетинга. Екатеринбург: Терминал Плюс. 1997. 298 с.
  14. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Мн.: НПЖ “Финансы, учет, аудит”, 1997.
  15. Крылова Г.Д. Маркетинг М. 1999-519.с



Информация о работе Сегментация рынка