Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 19:39, курсовая работа
Таким образом, основной целью работы является изучение теоретических основ маркетинга в системе сбыта. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты сбытовой политики фирмы, ее сущность и виды.
2. Описать составные звенья в системе товародвижения, определить их значение в организации сбыта.
3. Дать характеристику основным средствам стимулирования сбыта, описать их достоинства и недостатки.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………...………………………………... 2
ГЛАВА 1. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА И СБЫТОВЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ ................................................................................................... 4
1.1. Сбытовая политика фирмы: природа каналов распределения и их функции …………………………………………………………. 4
1.2. Виды сбыта: структура и типы каналов распределения ….. 6
1.3. Планирование и организация сбытовой сети …………......... 10
1.3.1. Выбор и управление каналами сбыта ……………………….10
1.3.2. Выбор коммуникационной стратегии в системе сбыта …... 12
ГЛАВА 2. ТОВАРОДВИЖЕНИЕ ………………………………………………….. 13
2.1. Формирование решений по маркетинговой логистике ….... 13
2.2. Оптовая и розничная торговля ………………………………. 16
2.2.1. Сущность и организационные формы оптовой торговли ….. 16
2.2.2. Розничная торговля в рыночной экономике ………..…….... 17
2.2.3. Маркетинговые решения, принимаемые оптовиками и розничными торговцами …………………………………...……... 19
2.2.4. Современные тенденции в оптовой и розничной торговле. 20
ГЛАВА 3. СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА ……………………. 21
3.1. Природа, цели и задачи стимулирования сбыта ………...….21
3.2. Классификация средств стимулирования сбыта ………….. 23
3.2.1 Стимулирование, направленное на потребителя …………...…. 25
3.2.2 Стимулирование сферы торговли ………………………...… 26
3.2.3 Стимулирование собственного торгового персонала фирмы … 27
3.3. Жизненный цикл товара как фактор, определяющий стимулирование сбыта …………………………………………….. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………….…………………………….
1. Распределение и сбыт произведенной продукции.
2. Маркетинговые исследования.
3. Стимулирующая политика продвижения товара к покупателю, проведение рекламных мероприятий.
4. Установление контактов с потребителями.
5. Вспомогательные виды работ ¾ сортировка, монтаж и упаковка, подборка товара.
6.Проведение и заключение договоров,
7.Организация товародвижения ¾ транспортировка, складирование и хранение товара.
8.Финансирование издержек по функционированию канала товародвижения.
9. Принятие на себя рисков торговых сделок,
10. Работа по обслуживанию проданных товаров.
Функции товародвижения могут выполняться разными членами канала. Использование посредников объясняется в основном их эффективностью в обеспечении широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков. Если производство обеспечивает норму прибыли в 20%, а занятие розничной торговлей дает, по прикидкам, только 10%, фирма не захочет самостоятельно заниматься розницей.
Во-первых, оптовый посредник имеет возможность поставить изделие потребителю быстрее, чем изготовитель. Во-вторых, услуги посредника позволяют производителю сократить расходы. [11, с.105]
Выполнение функций сбыта ведет к возникновению пяти потоков распределения между участниками процесса обмена:
- поток прав собственности: переход прав собственности на товары;
- физический поток: последовательное физическое перемещение товаров от изготовителя через посредников к конечному потребителю;
- поток заказов: заказы, поступающие от покупателей и посредников и направляемые изготовителям;
- финансовый поток: различные выплаты, счета, которые движутся от конечного пользователя к изготовителю и посредникам;
- поток информации: этот поток распространяется в двух направлениях — сведения о рынке движутся в сторону изготовителя, сведения о предлагаемых товарах по инициативе изготовителя и посредников направляются в сторону рынка. [9, с.602]
Таким образом, наличие
канала сбыта подразумевает
Несмотря на то, что
главных классификационных
I По числу уровней канала:
Существуют два основных типа каналов товародвижения — прямые и косвенные.
Прямые каналы товародвижения (Канал нулевого уровня) связаны с перемещением товаров и услуг от производителя к потребителю без использования независимых посредников. Они чаще всего используются предприятиями, которые хотят контролировать свою маркетинговую программу, стремятся к тесному контакту с потребителями и располагают ограниченными целевыми рынками. Различают три основных способа прямой продажи ¾ торговля вразнос, посылочная торговля и торговля через принадлежащие производителю магазины.
Косвенные каналы товародвижения связаны с перемещением товаров и услуг от производителя к независимому участнику товародвижения, а затем к потребителю. Они обычно привлекают фирмы, которые, чтобы увеличить свои рынки и объем сбыта, согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов и соответственно от определенной доли контроля над каналами сбыта и контактов с потребителями. [3, с.150]
Косвенные каналы распределения можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала распределения ¾ это любой посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Протяженность канала обозначается по числу имеющихся в нем промежуточных уровней. [Приложение 1]
Одноуровневый канал включает в себя одного посредника - розничного торговца или агента по сбыту.
Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками становятся оптовый и розничный торговцы.
Трехуровневый канал включает в себя трех посредников, когда между оптовым и розничным торговцами обычно стоит мелкий оптовик.
При организации косвенного канала сбыта возникает потребность в определении его длины и ширины. Длина канала — это количество уровней канала, а ширина канала — это число посредников, условно находящихся на одном уровне. [13, с.208]
В силу того, что косвенные каналы включают независимых участников, предприятием разрабатывается общий план маркетинга и распределения обязанностей, которые оговариваются в контрактах (сроки поставок, комиссионные, условия платежа, поддержку в рекламе, скидки от размера поставок, маркировку). [3, с.152]
II По числу посредников (стратегии охвата рынка):
Существует три уровня интенсивности канала (три стратегии охвата рынка):
Интенсивное распределение. Производители стремятся обеспечить наличие своих товаров, как правило, повседневного спроса, в максимально большом числе торговых точек. Для этих товаров обязательно удобство расположения и места приобретения.
Эксклюзивное распределение. В данном случае число посредников, жестко ограничено. При этом заключаются эксклюзивные дистрибьюторские соглашения, согласно которым фирмы-продавцы обязуются не торговать товарами конкурирующих марок. Эксклюзивное распределение встречается в практике торговли новыми автомобилями, некоторыми крупными электробытовыми приборами и др. Предоставляя исключительные права на распределение своего товара, производитель надеется на организацию более агрессивного и умелого сбыта, а также на возможность более полного контроля над деятельностью продавцов в области политики цен, стимулирования, оказания услуг и уровнем сервиса. Такое распределение обычно способствует возвышению образа товара и позволяет производить на него более высокие наценки.
Селективное (выборочное) распределение представляет собой нечто среднее между интенсивным и эксклюзивным распределением. В этом случае число привлекаемых посредников меньше общего числа, готовых заняться продажей товара. Селективное распределение дает производителю возможность добиваться необходимого охвата рынка при более жестком контроле и с меньшими издержками с его стороны, чем при организации интенсивного распределения. [12., с.109]
III По характеру взаимодействия участников внутри канала:
Для достижения различных целевых рынков производители могут использовать одновременно несколько каналов распределения.
С организационной точки зрения выделяют следующие основные типы сбытовых маркетинговых систем:
Традиционная маркетинговая система состоит из независимого производителя, одного или нескольких оптовых и розничных торговцев. Каждый член канала представляет собой самостоятельное предприятие, стремящееся максимизировать свою прибыль, даже в ущерб всей системе распределения в целом. Ни один из членов канала не имеет контроля над деятельностью остальных членов, товар переходит от звена к звену, как правило, с потерей права собственности.
В процессе развития маркетинговых структур, адаптации их к изменениям внутренней и внешней среды, и, особенно, под влиянием конкурентной борьбы, появились вертикальные маркетинговые системы. [Приложение 2]
Вертикальная маркетинговая система (ВМС), наоборот, состоит из участников, действующих как единое целое, преследующих общие цели и интересы. В этом случае один из членов канала либо является владельцем остальных, либо предоставляет им право франчайзинга, либо обладает мощью, обеспечивающей их полное сотрудничество, сохраняя за собой право собственности на товар. Появление ВМС связано с попытками более сильных участников контролировать поведение канала и предотвращать конфликты между его отдельными членами. ВМС экономичны с точки зрения своих размеров, обладают большой рыночной властью и исключают дублирование усилий. ВМС стали преобладающей формой распределения в сфере потребительского маркетинга, где ими охвачено уже до 80% всего рынка. [9, с.620]
Существует три основных типа ВМС:
1. Корпоративные ВМС. Все последовательные этапы производства и распределения находятся в едином владении и имеют высокую степень контроля над каналами распределения. Например, в сети универмагов Sears около 50% всех продаваемых товаров производятся компаниями, которыми сама корпорация частично или полностью владеет.
2. Управляемые ВМС координируют деятельность ряда последовательных этапов производства и распределения благодаря размерам и мощи одного из ее участников, который добивается сотрудничества и поддержки со стороны промежуточных продавцов. Так, корпорации «Дженерал электрик», «Проктер энд Гэмбл» в состоянии добиться тесного сотрудничества с промежуточными продавцами своих товаров в деле организации экспозиций, выделения торговых площадей, проведения мер стимулирования и формирования политики цен.
3. Договорные ВМС состоят из независимых фирм, связанных договорными отношениями и выполняющих разные задачи по производству и распределению продукции и объединяющих свои усилия для совместного достижения максимальных коммерческих результатов. Договорные ВМС в последнее время получили большое распространение. [9, с.625]
Договорные ВМС бывают трех типов:
Добровольные сети розничных торговцев под эгидой оптовиков. Оптовики организуют добровольное объединение независимых розничных торговцев, чтобы помочь им выстоять в конкурентной борьбе с сетями крупных магазинов.
Кооперативы розничных торговцев. Розничные торговцы создают новое самостоятельное объединение, которое будет заниматься и оптовыми операциями, а возможно, и производством. Участники объединения совершают свои закупки через кооператив и совместно планируют рекламную деятельность. Полученная прибыль распределяется между членами кооператива пропорционально объему совершенных ими закупок.
Франчайзинг (организации держателей привилегий). Франшиза - право осуществлять определенный вид хозяйственной деятельности, используя обычно хорошо известную торговую марку, согласно заранее установленным правилам и нормам. [3, с. 156]
В последнее время именно это направление в розничной торговле развивается самыми быстрыми темпами.
Можно выделить три формы привилегий:
¾ франшизы, дающие право на привилегии розничным торговцам под эгидой производителя. Например, фирма «Форд» выдает лицензии на право торговли своими автомобилями независимым дилерам, которые соглашаются придерживаться определенных условий сбыта и организации обслуживания.
¾ франшизы оптовикам-держателям привилегий под эгидой производителя. Например, фирма «Кока-кола» выдает лицензии на право торговли на разных рынках владельцам разливочных заводов (оптовикам), которые закупают у нее концентрат напитков, газируют его, разливают по бутылкам и продают местным розничным торговцам.
¾ франшиз розничным торговцам под эгидой фирмы, оказывающей услуги. В этом случае фирма услуг формирует комплексную систему, целью которой является доведение услуги до потребителей наиболее эффективным способом. Например «Макдональдс».
Информация о работе Сбытовая политика фирмы: сущность, виды, средства стимулирования сбыта