Сбытовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: раскрытие теоретических вопросов по элементам, формам и этапам реализации сбытовой политики, по степени влияния внешних и внутренних факторов на организацию сбытовой деятельности фирмы Для более детального теоретического исследования данной темы я поставила следующие задачи:
Сбор аналитической информации из различных источников (российских и западных) и их сравнение между собой
Непосредственно определение понятия «сбытовая деятельность», как в узком так и в широком смысле
Определение методов сбыта продукции и принципов выбора наиболее оптимального канала сбыта
Суть формирования сбытовой политики предприятия

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 567.00 Кб (Скачать)


Введение

В большинстве случаев  производство и потребители продукции  не совпадают ни во времени, ни в  пространстве. Поэтому какими бы разнообразными потребительскими свойствами не обладал  готовый продукт, на реальный коммерческий успех фирма может рассчитывать только при условии рационально организованного его (продукта) распределения и обмена, т.е. сбыта, цель которого удовлетворение человеческих нужд и потребностей.

Процесс обмена требует  работы. Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, практиковать соответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договариваться о ценах и т.д.

Управление обменом  – это анализ, планирование, претворение  в жизнь и контроль за проведением  мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей организации.

Фирмы имеют альтернативы в организации распределения  своего продукта. При этом в её основе лежит принципиальная ориентация удовлетворения многообразных запросов конечного потребителя (либо на построении такой системы распределения, которая была бы эффективна как для самой фирмы так и для посредников) и способ её осуществления, рассматриваемый как совокупность действий по максимальному приближению товара к целевой группе потребителей (либо, наоборот, привлечение потребителей к товару фирмы).

Выбор ориентации и способа  удовлетворения запросов потребителей и составляет суть формируемой «политики» фирмы в области сбыта.

Целью данной курсовой работы является: раскрытие теоретических вопросов по элементам, формам и этапам реализации сбытовой политики, по степени влияния внешних и внутренних факторов на организацию сбытовой деятельности фирмы Для более детального теоретического исследования данной темы я поставила следующие задачи:

  • Сбор аналитической информации из различных источников (российских и западных) и их сравнение между собой
  • Непосредственно определение понятия «сбытовая деятельность», как в узком так и в широком смысле
  • Определение методов сбыта продукции и принципов выбора наиболее оптимального канала сбыта
  • Суть формирования сбытовой политики предприятия
  • Характеристика процесса товародвижения, определение его элементов.
  • Развернутый анализ способов реализации продукции (оптовый и розничный)

Кроме теоретического материала  в данной курсовой работе мною рассмотрен анализ сбытовой деятельности фирмы  на примере МПК "Салдинский", также  представлены меры по её улучшению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты организации сбыта.

1.1Сбытовая деятельность: понятие, функции и задачи.

Сбыт — это деятельность по организации продвижения вашего товара от вас (производителя) к вашим потребителям. Таким образом сбытовая деятельность предприятия направлена на организацию движения потока товаров к конечному потребителю.

Основной задачей является создание условий для превращения потребностей потенциального покупателя в реальный спрос на конкретный товар. К числу  таких условий относятся элементы сбытовой политики, капиталы распределения (сбыта, товародвижения) вместе с функциями, которыми они наделены. [6. с.38]

Основными элементами сбытовой деятельности являются следующие:

  • транспортировка продукции — её физическое перемещение от       производителя к потребителю; 
  • доработка продукции — подбор, сортировка, сборка готового изделия и прочее, что повышает степень доступности и готовности продукции к потреблению;
  • хранение продукции — организация создания и поддержание необходимых её запасов;
  • контакты с потребителями — действия по физической передачи товара,       оформлению заказов, организации платёжно-расчетных операций, юридическому оформлению передачи прав собственности на товар, информированию потребителя о товаре и фирме, а также сбору информации о рынке.

При этом функции можно группировать по различным направлениям (табл1)

 

 

 

 

Таблица 1. Классификация функций по различным направлениям [7.c.23]

 

Классификационный признак (направление)

Вид функции

Функции преодоления

Пространства (транспортная функция)

Времени (хранение на складах)

Товарные функции

Перегруппировка по количеству (фасовка)

Перегруппировка по качеству (сортировка, очистка, смещение)

Формирование ассортимента (комплектование)

Предоставление сервисных услуг

Торговые функции

Освоение рынка (новые сферы  сбыта  или новые целевые группы)

Удержание завоеванных позиций на рынке

Увеличение доли рынка за счет: вытеснения конкурентов, вхождения  в новые сегменты рынка, стимулирование спроса потребителей

Организация продаж: консультирование покупателей, заключение торговых сделок

Финансовые функции

Предоставление товарного кредита

Выравнивание рыночных цен

Получение прибыли


 

Для организации коммерческой деятельности по реализации готовой продукции на предприятиях создается служба сбыта.

Основные цели и функции  отдела сбыта на предприятии представлены на рис. 1.

 

Рис.1. Цели и функции отдела сбыта [23.c.134]

На  крупных  предприятиях, стратегически нацеленных на новые рынки с новым продуктом, служба маркетинга трансформируется в  самостоятельное структурное подразделение. Вместо вице-президента по сбыту вводится должность вице-президента по маркетингу, тем самым подчеркнув инновационную политику предприятия. В этом случае маркетинговые решения носят стратегический характер, а сбытовая политика должна следовать маркетинговой стратегии. Рассмотренная структура предприятия с точки зрения теории управления называется департаментной. Если продукция предприятия диверсифицирована или сбыт организован на нескольких рынках (например, региональный сбыт) , то подразделения сбыта могут быть организованны по дивизионному принципу. Последнее предполагает самостоятельную организацию сбыта по каждому каналу. Это позволяет более профессионально концентрироваться на каждом товаре, потребителе или географическом регионе. С другой стороны, возрастают издержки сбыта (увеличивается число сотрудников, расходы на аренду, охрану и т.д.). При малой рентабельности товара, что может быть вызвано как рыночной коньюктурой, так и большими издержками предприятий, сбыт может быть организован по матричной структуре управления. Отличительной особенностью является то, что главными линейными руководителями становятся не начальники подразделений, а менеджеры, отвечающие за конкретные линии сбыта. Задача других подразделений обеспечивать линии бизнеса необходимыми ресурсами. Распределение и контроль за использованием ресурсов возлагается на ресурс-менеджеров. Разработка и организация опытной продажи новых товаров может быть организована по проектной схеме. Разрабатывается план проекта (цель, объемы ресурсов, сроки), нанимается персонал из числа временно привлеченных или нанятых по совместительству специалистов, называется руководитель проекта и контроллер (супервизор). [8 с. 49]

Организация сбыта продукции базируется на маркетинговых исследованиях, которые являются основой всех маркетинговых действий. Такими исследованиями в области сбыта являются исследование потребностей и спроса на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, изучение возможностей выхода на внешний рынок, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.

Маркетинговые исследования составляют базу для осуществления всех элементов деятельности предприятия в области управления сбытом.

Определим, какое место занимает управление сбытом в системе маркетинговой  службы предприятия при различных  видах ее организации. Организация «по функциям» означает, что и внешние рынки, и производимые товары рассматриваются в виде некоторых однородностей, предусматривает создание специализированных отделов, в том числе и управления сбытом. Такая структура целесообразна в случае, если и товаров, и рынков у предприятия немного.

Организация «по видам товаров» требует специфических условий производства, сбыта, обслуживания в связи с множеством товаров. В ней создаются группы работников, занимающихся "своим" товаром. Создается функциональная служба сбыта по отношению к конкретному товару. Это гарантирует должное внимание всем аспектам маркетинга. Однако при такой организации возможно дублирование исследовательских и сбытовых функций, а слабые связи между группами одного отдела могут привести к тому, что творческие находки не получат распространения только потому, что они «чужие».

Организация «по рынкам» требует специальных  знаний по обслуживанию продукцией определенной отрасли промышленности или сегмента покупателей из разных отраслей. В ней выделяются группы работников, занимающиеся «своей» группой потребителей. Например, предприятие изготавливает дизели для тракторов, автомобилей и судов. Каждая из групп потребителей этих товаров столь специфична, что данную специфику необходимо учитывать при организации сбыта, как и во всем объеме маркетинговых действий.

Организация «по территориям» позволяет учитывать специфику потребления товаров в каждом из регионов, жители которых близки по демографическим и культурным характеристикам. Она считается выгодной, когда в каждом из выделенных регионов номенклатура товаров не очень велика, а различия между их потребителями незначительны. [11 c.56]

Структура службы сбыта на предприятиях должна соответствовать стратегии маркетинга. Она зависит от уровня концентрации (масштабов) и специализации производства, территориального размещения предприятия и степени хозяйственной самостоятельности его подразделений, от особенностей выпускаемой продукции, в частности производственного назначения, индивидуального (кратко- или долгосрочного) потребления, от характера и условий работы предприятия.

Структура службы сбыта включает как  управленческие, так и производственные подразделения.

К управленческим подразделениям относятся  отделы (группы, бюро) сбыта.

Отдел сбыта может включать следующие  бюро (группы, секторы): заказов, изучения спроса, плановое, товарное (оперативное), договорно-претензионное, экспортное, рекламное, монтажа, наладки и технического обслуживания поставляемой продукции и др.

К производственным подразделениям относятся  склады готовой продукции, цехи (участки) комплектации, консервации и упаковки готовой продукции, изготовления упаковочной тары, экспедиции и отгрузки.

Различают централизованную и децентрализованную службу сбыта. При централизованной форме складское хозяйство административно подчиняется непосредственно руководителю отдела сбыта. При децентрализованной форме отдел сбыта обособлен от складов готовой продукции (рис. 3.5).

Для каждого конкретного предприятия  важно определить границы рациональной централизации сбытовой деятельности, установить четкое взаимоотношение службы сбыта со всеми подразделениями (службами, отделами) предприятия, устранить дублирование функций, четко разграничить обязанности внутри самой службы сбыта.[24 c.56-58]

 

1.2.Каналы и методы сбыта.

Канал распределения - это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям, благодаря чему устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться. Длина канала распределения показывает, сколько посредников составляют цепочку продвижения Очевидно, что чем длиннее канал, тем дороже он обходится потребителю. Прибыль и расходы канала сбыта составляют до 50% цены, которую уплачивает при приобретении товара конечный потребитель.                                                       Длинные каналы тяжелы в управлении, относительно затратны, однако зачастую иного выбора у производителя, желающего выйти на массовый рынок, может не быть, особенно если целью является завоевание массового рынка не только в своем регионе, но и по всей стране.

Каналы распределения  можно охарактеризовать по числу  составляющих их уровней. Уровень канала распределения - это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Поскольку определенную работу выполняет и сам производитель, и конечный потребитель, они тоже входят в состав любого канала. Протяженность канала обозначается по числу имеющихся в нем промежуточных уровней:

- Канал нулевого уровня  состоит из производителя, продающего свой товар непосредственно потребителям. Три основных способа прямой продажи: торговля в разнос, посылочная и через принадлежащие производителю магазины.

- Одноуровневый канал  включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения - агент по сбыту или брокер.

- Двухуровневый канал  включает в себя двух посредников.  На потребительских рынках такими  посредниками обычно становятся  оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышленного назначения - промышленный дистрибьютор и дилеры.

Информация о работе Сбытовая политика