Реинжиниринг бизнес процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) является целостное и системное моделирование и реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретическое понятие реинжиниринга бизнес процессов
Сущность и принципы реинжиниринга бизнес процессов
Методы и инструментальные средства реинжиниринга бизнес процессов
Использование информационных технологий в реинжиниринге бизнес процессов
Глава 2. Реинжиниринг бизнес процессов организации как метод повышения ее эффективности
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ эффективности работы предприятия
2.3 Реинжиниринг бизнес процессов организации
Глава 3. Предложения повышения эффективности работы предприятия с помощью методов реинжиниринга бизнес процессов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 915.50 Кб (Скачать)

  Каждое событие   описывается с двух точек зрения: информационной и процедурной. 

Информационно событие отражается в виде некоторого сообщения,  фиксирующего  сам факт выполнения некоторой функции, изменения состояния или появления нового объекта.  Процедурно  событие  вызывает  выполнение  других  функций и  поэтому  для  каждого состояния объекта  должны быть заданы описания вызовов других функций. Таким образом, события выступают в управляющей роли для выполнения функций бизнес-процессов и определяет направление материальных, информационных и финансовых потоков в зависимости от конкретной ситуации.

  Обобщенная  модель  бизнес-процесса  отображается  на  уровне  информационных процессов   с  помощью  нескольких  видов   моделей: ER-диграмм («сущность-связь») для  баз  данных; функциональных  иерархий,  диаграмм  потоков   данных  и  диаграмм  потоков событий для процедур. Так, определения  классов рабочих объектов,  ресурсов,  организационных  единиц  составляют  основу  ЕR-диаграмм.  Иерархии  функций  бизнес-процесса определяет иерархию программных процедур. Диаграммы потоков данных устанавливают интерфейсы программных  процедур с базами данных, входными и  выходными формами информации,  а диаграммы потоков событий определяют управление  переходами  между процедурами. 

  Существуют различные  подходы  к  отображению  модели бизнес-процессов,  среди которых  выделяются  функциональный  и  объектно-ориентированный  подходы.  В  функциональном  подходе  главным структурообразующим элементом является  функция (действие), в объектно-ориентированном подходе – объект.

Сущность  функционального  подхода к моделированию бизнес-процессов сводится к построению схемы технологического процесса в виде последовательности операций, на входе  и  выходе  которых  отражаются объекты  различной  природы: материальные  и  информационные  объекты,  используемые  ресурсы,  организационные  единицы.

 

Рис. 2.6. Пример модели бизнес-процесса обработки заказов 

 

Достоинство функционального  подхода  заключается  в  наглядности  и  понятности представления  бизнес-процессов  на различных  уровнях  абстракции,  что особенно важно на  стадии  внедрения  разработанных  бизнес-процессов  в  подразделениях  предприятия.

Существенным  недостатком  функционального  подхода  является  некоторая субъективность  детализации  операций  и  как  следствие  большая  трудоемкость в адекватном  построении бизнес-процессов.

  Объектно-ориентированный  подход предполагает вначале выделение классов объектов, а далее определение  тех действий, в которых участвуют объекты. При  этом  различают  пассивные  объекты (материалы,  документы, оборудование), над которыми выполняются действия, и активные объекты (организационные  единицы,  конкретные  исполнители,  информационные  подсистемы), которые  осуществляют действия.  Такой  подход более  объективно  позволяет  выделять  операции  над объектами,  а заодно  и решать  задачи  целесообразности  существования самих объектов.

Недостаток  объектно-ориентированного  подхода  заключается  в  меньшей  наглядности конкретных процессов  для лиц,  принимающих решения. Вместе с тем, выявленные операции для наглядности, в дальнейшем могут быть представлены  в виде функциональных диаграмм.

  В  настоящее   время  для  проведения  моделирования   деловых  и  информационных  процессов имеется достаточно  много методологий и соответствующих  инструментальных средств,  большинство  из которых  имеют узкую направленность применения. Так, методологии функционального моделирования (диаграммы потоков данных, структурные диаграммы процессов) ориентированы на отображение последовательности функций, в которых трудно вычленить конкретные альтернативы процессов и не видна схема взаимодействия  объектов. ER-модели  наоборот  отражают  только  обобщенную  схему взаимодействия объектов без детализации последовательности выполнения функций. Методологии объектно-ориентированного подхода отражают  объекты,  функции и события, при которых объекты инициируют выполнение конкретных процессов;  при этом теряется общая наглядность модели. 

Наибольшую перспективу  представляют комплексные методологии  моделирования бизнес-процессов,  например, ARIS – технология [3,26], Natural Engineering Workbench [6,17], позволяющие в зависимости от целей анализа бизнес-процессов выбирать адекватные модели. Архитектура ARIS – технологии представлена на рис. 2.7, а реализация моде-ли потоков событий на рис. 2.8. 

Рис. 2.7. Архитектура моделей  системы

 

Рис. 2.8. Пример модели потока событий системы ARIS

 

1.3. Использование  информационных технологий  в  реинжиниринге бизнес-процессов 

 

Возникновение  технологии  реинжиниринга  бизнес-процессов  стало  возможным, благодаря современным  достижениям  информационных  технологий,  которые  связывают участников бизнес-процессов в  единые технологические цепочки быстрее и надежнее по сравнению с традиционными организационными методами контроля и  координации. Характер изменения правил организации  управления с использованием новейших информационных технологий представлен в таблице [24].

 

Таблица 1.1.

Правила организации  управления

 

Рассмотрим характерные  особенности современных информационных технологий:

•  Автоматизированные  рабочие  места (АРМов)  на  основе  применения  персональных ЭВМ (рабочих станций) позволяют  интегрировать  различные  функции  работников. В результате  изменяется  характер  труда  работников  предприятия,  деятельность  непосредственных  исполнителей  хозяйственных  процессов  становится  информационной.

Так,  работник  получает  нормативную  информацию  из  информационной  системы,  самостоятельно формирует информационные сообщения, все больше решений принимает самостоятельно,  в большем объеме перерабатывает информацию. 

•  Распределенные  базы  данных  в  локальных  вычислительных  сетях  с  использованием архитектуры «Клиент – сервер»  дают возможность интегрировать  функции различных работников.  Работники  предприятия  обмениваются  между  собой  информацией  через интегрированную базу данных,  в  которой  все изменения  отражаются в реальном  масштабе времени и становятся доступными параллельно для всех заинтересованных участников бизнес-процесса.

•  Системы управления  рабочими  потоками (workflow) позволяет  оперативно  связывать операции исполнителей из различных подразделений внутри предприятия и программные приложения в сквозные  бизнес-процессы, которые контролируются  руководством предприятия как единым целым.  Системы Workflow создаются  на основе использования специального  программного обеспечения для организации  коллективной (групповой – workgroup) работы  в  локальных  вычислительных  сетях.  В  эту  систему  входят средства электронного обмена сообщениями и маршрутизации, которые позволяют организовать непосредственный обмен результатами работы между участниками бизнес-процесса, мониторинг выполнения  бизнес-процесса со  стороны  руководства предприятия, но также инициировать работу исполнителей по завершению выполнения автоматических процедур.

•  Глобальные  вычислительные  сети  с  использованием Internet/Intranet, стандартов  электронного обмена данными (EDI – electronic data interchange) и компонентной технологии программных интерфейсов DCOM, CORBA. В результате достигается большая децентрализация  управления  в  крупных  корпорациях,  объединение  независимых  предприятий, участвующих в общих бизнес-процессах в  консорциумы и виртуальные корпорации. 

Применение  современных  информационных  технологий  в  менеджменте  обусловливают трансформацию предприятий с позиций организационной структуры, организации процессов, управления и межорганизационного взаимодействия (таблица 1.2.) [27]:

Таблица 1.2.

 

 

Изменение организационной  структуры:

Виртуальные компоненты – это компоненты организационной структуры, которые физически не  существуют  в  одном  месте,  например, в случае «домашней» (home office) организации труда отделов снабжения, продаж, проектирования, либо вообще физически не  организуются,  например,  вместо  складов  вводятся  виртуальные  запасы,  которые  поставляются точно в требуемый для производства срок. Такая организация позволяет экономить  издержки,  связанные  с  необходимостью  поддержания  физических  компонентов организационной структуры. 

  Матричная структура управления предполагает динамическое формирование рабочих групп для выполнения конкретного процесса (заказа, проекта), в которые входят  работники из различных структурных подразделений и управляются как единым целым независимо от  структурной  принадлежности. Такие структуры более гибки с точки зрения адаптации к конкретным потребностям и не требуют сложных согласований в рамках традиционной иерархической структуры управления, например, как в случае гибкого формирования  временной  рабочей  группы  из  отделов маркетинга,  продаж,  производства  для проведения торговой демонстрации. 

Изменение организации  бизнес-процессов 

  Автоматизация   множества операций  позволяет концентрировать  выполнение множества  функций  одним  работником  с  меньшей  квалификацией.  Например,  при  приеме заказа от клиента выполняется не только его регистрация, но и планирование выполнения.

В  ходе планирования  проверяется  достаточность  всех необходимых  ресурсов,  осуществляется их выделение, назначаются сроки выполнения, корректируется общий план-график работ, создаются заказы-наряды на выполнение работ для производственных  подразделений  и снабжения, причем  планирование  работ выполняется автоматически с помощью последовательности взаимосвязанных процедур. Кроме того, с помощью экспертной системы в случае достаточно дорогостоящих заказов может быть выполнена проверка финансового состояния  клиента. В результате концентрации  функций на  одном автоматизированном рабочем месте обеспечивается более быстрое и качественное обслуживание клиента. 

Электронное  связывание  участников  бизнес-процесса  через  технологию workflow позволяет  оперативно  доставлять  результаты  выполненной  работы до последующих  исполнителей, автоматически сигнализируя о конце предыдущей операции. Таким образом, сокращаются затраты времени на межоперационные переходы. При этом достигается более  гибкое  планирование  и  использование  имеющихся  ресурсов,  которые  становятся «тонкими агентами» процесса.

Электронные коммуникации и безбумажная технология рабочих потоков позволяют  сделать  более  прозрачным  контроль  исполнения  процесса,  когда  в  каждый  момент времени можно знать его состояние на конкретных рабочих местах, отклонения в процессах сразу становятся автоматически известными для всех заинтересованных исполнителей и менеджеров. Более того, развитые интеллектуальные информационные системы позволяют заблаговременно осуществлять диагностику и прогнозирование развития процессов.

В  этих  условиях  менеджерам  нет  необходимости  осуществлять  контроль  исполнения процессов  посредством  сбора  бумажных  отчетов.  Мониторинг  бизнес-процессов  становится более оперативным,  не требуется поддержание большого штата управляющего персонала среднего звена.

Кроме того, возможность оперативной связи участников процессов с менеджерами в случае возникающих проблем посредством проведения теле и видео конференций также повышает оперативность принятия решений без  потери времени на проведение традиционных  совещаний.  Принимаемые  управленческие  решения  моментально  становятся  известными  через  электронную  почту  и  доски  объявлений  для  всех  участников  бизнес-процесса. Таким образом, сокращается число уровней управления на предприятии.

 Изменение межорганизационных  взаимодействий

  Межорганизационные  взаимодействия  между  различными  субъектами  процессов (партнерами  по бизнесу) строятся с помощью  электронного обмена данными (EDI), который  позволяет  ускорить  и  повысить  точность  оформления  и  выполнения  заказов.  При этом возможны следующие формы межорганизационного взаимодействия.

•  «Клиент – Исполнитель»,  например,  «электронная  торговля» (торговля  по  электронным каталогам), «электронное обслуживание» (банковские, страховые, таможенные  и т.д. операции). В этом случае с помощью EDI осуществляется прием заказов или заявок на  обслуживание,  оформление  и  пересылка  сопроводительных  документов,  электронные  платежи.  Следствие – резкое  сокращение  цикла  документооборота,  идеально  за один-два  сеанса  взаимодействия  между  субъектами  с  доведением  до  минимального времени самого бизнес-процесса по сравнению с физическим взаимодействием клиента и исполнителя.

•  «Заказчик –  Поставщик», создание  на  договорной  основе «вертикальных  конгломератов»,  осуществление  многозвенных  логистических  процессов (транспортных  коридоров), в которых помимо электронного обмена данными для оформления договоров, документов о  поставках, платежных  документов  большое значение отводится электронному  обмену  сообщениями по  мониторингу общего  бизнес-процесса  на  основе открытой  спецификации CORBA (Common Object Request Broker Architecture) или DCOM.

Информация о работе Реинжиниринг бизнес процессов