Разработка товарной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:04, курсовая работа

Краткое описание

Товарная политика — это маркетинговая деятельность, связанная с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик товара, которые делают его постоянно ценным для потребителя и тем самым удовлетворяют ту или иную его потребность, обеспечивая соответствующую прибыль фирме.[1]

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...……....…3

Глава 1. Теоретические основы разработки товарной политики на

предприятии………………………………………………………………….....…..6

1.1. Понятие и сущность товарной политики предприятия…………………........6

1.2. Этапы разработки плана товарной политики предприятия……………..…..11

1.3. Стратегия и тактика проведения товарной политики на предприятии.........17

1.4. Эффективность товарной политики на предприятии……………………..…23

Глава 2. Разработка товарной политики на предприятии общественного

питания……………………………………………………………………….….….27

2.1. Характеристика кафе «Эпоха»………….……………………………….….…27

2.2. Анализ товарной политики кафе «Эпоха»………………………….……….31

2.3. Предложения по совершенствованию товарной политики предприятия…..35

Заключение………………………………………………………………………….42

Список использованных источников………………………………………………44

Файлы: 1 файл

маркетинг.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

Без четкой ориентации на узкую, заранее выявленную целевую  группу потенциальных потребителей не может быть успеха в рыночной экономике. Это будет актуально для наших предприятий, как только рынок получит достаточно четкий импульс к самоорганизации и стабильности.

Эффективность политики предприятия следует оценивать  по экономическим результатам, характеризующим работу предприятия в целом: обобщающим экономическим показателям (товарооборот, издержки, прибыль, цены), показателям использования ресурсов (выработка, товарооборачиваемость); качеству торгового обслуживания (широта, устойчивость и обновляемость ассортимента); качеству товаров. Анализируя влияние товарной политики на деятельность организации можно сделать вывод, что рентабельность выше у тех торговых предприятий, которые имеют широкий ассортимент товаров, высокую товарооборачиваемость, четкие хозяйственные связи и наращивают темпы розничного товарооборота, улучшают работу с покупателями. 

Оценка эффективности  деятельности предприятий проводимых товарную политику, может осуществляться как на основе экспертных оценок, так и силами самих предприятий. Такая работа необходима при планировании хозяйственной деятельности, выявлении причин невыполнения плановых заданий, изыскании резервов повышения эффективности работы предприятий, определении стратегии его развития. Оценка товарной политики дает представление об адаптации предприятия к рыночным условиям, позволяет не только выработать стратегию и тактику поведения торговых предприятий, но и повысить эффективность управления ими на уровне территории. Ее применение позволит хозяйствующим субъектам определить слабые и сильные стороны торговой деятельности и сконцентрировать все условия на направлениях, являющихся наиболее перспективными и доходными.  Критерием оценки эффективности использования товара является качество его функционирования, т. е. качество выполнения товаром основной функции в процессе его потребления. Для перспективной оценки эффективности товарной политики уровень качества проверяется на длительном отрезке времени. Такое прогнозирование качества исполнения основной функции товара может быть ориентировано на увеличение прибыли и расширение доли рынка за счет постоянного улучшения качества, или за счет поддержания качества на заданном уровне, или за счет понижения с течением времени качества товара. Выбор того или иного варианта поддержания эффективности использования товара зависит от внутренних и внешних условий окружающей среды. Однако в любом варианте в первую очередь должны учитываться не столько цели производителя товара, сколько потребности покупателей.

Эффективность товарной политики основывается на принципе непрерывного исследования и оценки характеристик предлагаемого товара с учетом потребностей целевого рынка и в сравнении с товарами фирм- конкурентов. Отсутствие рыночной информации, данных оперативного анализа и неумение постоянно увязывать коммерческие решения с конъюнктурой рынка снижают эффективность деятельности предприятия. Избежать этого можно путем введения маркетинговых служб (или хотя бы их основных элементов) на каждом предприятии. Поскольку маркетинг является чисто рыночной концепцией управления коммерческой деятельностью предприятия, то он позволит наиболее гармонично сочетать рыночные интересы предприятия и потребителя. Практический маркетинг принесет реальную пользу предприятию лишь в том случае, когда его применение будет осуществлено квалифицированными специалистами, обладающими знаниями в области рыночной стратегии и тактики. [8]

 

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОБЩЕСТВЕННОГО  ПИТАНИЯ

 

2.1. Характеристика кафе «Эпоха »

 

Объектом и предметом  исследования стала товарная политика, проводимая на предприятии общественного питания - кафе «Эпоха», обусловленная особенностями восприятия деятельности кафе.

Общественное питание  как отрасль народного хозяйства  представляет собой совокупность предприятий, объединенных  по характеру перерабатываемого сырья и выпускаемой продукции, организации производства и формы обслуживания населения.

Общественное питание  выполняет три взаимосвязанные  функции: производство готовой продукции, ее реализацию и организацию потребления. Деятельность предприятий общественного питания в процессе выполнения этих трех функций характеризуется рядом признаков, сближающих их с предприятиями пищевой промышленности и розничной торговли.

По характеру организации производства предприятия общественного питания имеют ряд общих признаков с производственными предприятиями. Однако от таких предприятий предприятия общепита отличаются тем, что на них не только организуется производство готовой кулинарной продукции, но и осуществляется ее реализация в специально оборудованных помещениях. Продукция предприятий общественного питания не выдерживает длительных сроков хранения и, как правило, должна реализовываться непосредственно после изготовления. Продукция производственных предприятий может храниться сравнительно длительное время и реализуется за пределами предприятий- изготовителей.

Выполнение функции  реализации сближает предприятия общественного  питания с предприятиями розничной  торговли. Предприятия общественного  питания, как и предприятия розничной торговли, реализуют продукцию населения в обмен на его денежные доходы. Общественное питание организационно входит в состав торговли. Его оборот составляет более 10% общего розничного товарооборота государственной и индивидуальной торговли страны. Однако по характеру реализации продукции предприятия общественного питания существенно отличаются от предприятий розничной торговли, так как они не только реализуют, но и организуют потребление готовых блюд и кулинарных изделий и предоставляют населению различные виды услуг. Более двух третей реализуемой предприятиями общественного питания продукции является продукцией собственного производства.

Кафе «Эпоха» расположено  по адресу г.Барнаул ул. А. Петрова 264.Общее количество посадочных мест – около сорока. Предлагаются блюда русской и европейской кухни. 

Управление деятельностью  предприятия осуществляется его  собственником, который является директором предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру управления предприятия  и формирует штаты. В штате предприятия числятся 15 человек, работающих в две смены (администратор, повар, бармен, официант, посудомойщица - уборщица), а также директор, бухгалтер и технолог (зав. производством). 

Часы работы - с 11 до 24 часов, без выходных и перерыва на обед.

К оказанию услуг, связанных  непосредственно с процессом  производства продукции общественного  питания и обслуживанием потребителей (гостей), допускаются работники, прошедшие  специальную подготовку и профилактические медосмотры в соответствии с требованиями нормативных документов.

Данное предприятие  общественного питания называется кафе, так как оно оказывает  услуги по организации питания и  отдыха потребителей с предоставлением  ограниченного по сравнению с  рестораном ассортимента продукции; реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки. Также на это указывает наличие совокупности отличительных и обязательных признаков предприятия типа кафе, характеризующих качество предоставляемых услуг, условия и уровень обслуживания:

-     обычная вывеска;

-     оформление залов и помещений с использованием декоративных элементов, создающих единство стиля;

-     система вентиляции, обеспечивающая допустимые параметры температуры и влажности;

-     мебель стандартная, соответствующая интерьеру помещений;

-     столы с полиэфирным покрытием; 

-     металлическая посуда и столовые приборы из нержавеющей стали; 

-     полуфарфоровая, фаянсовая посуда; 

-     сортовая стеклянная посуда без рисунка; 

-     салфетки полотняные индивидуального пользования; 

-     меню и прейскурант с эмблемой предприятия на национальном и русском языках оформленное машинописным или другим способом; 

-     разнообразный ассортимент блюд, изделий и напитков, в т.ч. фирменных, заказных и с учетом специализации; 

-     обслуживание официантами, барменами, метрдотелями или самообслуживание; 

-     наличие у обслуживающего персонала санитарной одежды.

Кафе «Эпоха» предоставляет следующие услуги:

-     услуги питания; 

-     услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;

-     услуги по организации потребления и обслуживания; 

-     услуги по реализации продукции; 

-     услуги по организации досуга; 

-     информационно-консультационные услуги. 

Услуги по организации  потребления и обслуживания представлены достаточно широким спектром услуг, которые включают в себя следующие виды:

-     организация и обслуживание торжеств и ритуальных мероприятий; 

-     организация и обслуживание культурно-массовых мероприятий; 

-     доставка продукции и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому; 

-     услуги официанта на дому;  

-     организация комплексного питания и прочие. 

В кафе «Эпоха» есть все необходимые документы, необходимые для деятельности предприятия:

-     свидетельство о государственной регистрации предпринимателя без образования юридического лица;

-     документы, подтверждающие принадлежность торгового объекта физическому лицу (свидетельство о праве собственности, технический паспорт); 

-     свидетельство об уплате единого налога на вменённый доход;

-     лицензия на розничную торговлю алкогольной продукцией, свидетельство об уплате лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями; документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции на территории РФ; копия справки к товарно-транспортной накладной; копии лицензий оптовых поставщиков; 

-     документы, подтверждающие сертификацию товаров и услуг;

-     товарно-транспортные накладные на все товары;

-     свидетельства о метрологической поверке весоизмерительного оборудования; мерных сосудов;

-     санитарные книжки для работников;

-     договоры о найме работников предприятия;

-     ассортиментный перечень производимой продукции.

Также имеется книга  отзывов и предложений, которая  предоставляется по требованию гостей.

Меню кафе отличается широким ассортиментом блюд сложного приготовления. Однако фирменным блюдом кафе «Эпоха» являются пельмени собственного производства. За счет такого разнообразия пельменей предприятие имеет высокую пропускную способность в обеденное время.

В баре кафе представлен  большой ассортимент продукции, горячих напитков, натуральных соков  и алкогольных напитков. В баре также как и в торговом зале реализуют блюда, закуски и кондитерские изделия.

Интерьер кафе выполнен в традиционном европейском стиле.

Руководство кафе соблюдает  установленные в государственных  стандартах, санитарных, противопожарных  правилах, технологических нормативах, других правилах и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества

 

2.2. Анализ товарной  политики  кафе «Эпоха»

 

Кафе «Эпоха» концентрирует свои усилия  в расчете на удовлетворение потребностей своих клиентов. Согласно этой стратегии блюда в меню в максимальной степени отвечают потребностям разных групп потребителей. Предприятие выделяет специфический сегмент рынка, используя низкие цены, а, также предлагая для постоянных клиентов специальные предложения (скидки, льготы, бонусы), при этом  учитывается ряд следующих факторов:

-     качество продуктов, используемых в приготовлении пищи;

-     возможность использования невысоких цен;

-     количество блюд в меню;

-     удобство в местоположении предприятия общественного питания;

-     предоставление дополнительных услуг;

-     вежливое обращение с посетителями;

-     компетентная информация о составе и особенностях блюд в меню.

Кафе позиционирует  себя как элитное заведение, расположенное  в   выгодном месте, вдоль трассы, рядом с небольшим озером. Работа кафе организована так, что днем его посещают служащие близлежащих офисов и предприятий, среди которых популярны бизнес-ланчи и комплексные обеды. При организации бизнес-ланча в кафе для ускорения обслуживания используют «американский сервис», суть которого состоит в том, что пища готовится и раскладывается непосредственно на кухне. Официанты разносят тарелки гостям. Этот вид обслуживания пользуется популярностью благодаря простоте и оперативности. Данная услуга была внедрена на предприятии после проведенного опроса потребителей. В вечернее время его, как правило, посещают vip-клиенты.

В условиях современного рынка общественного питания  основными критериями формирования ассортимента кафе являются спрос потребителей и предложение на рынке продуктов. Исходя из этого,  ассортиментная политика на предприятии определяет оптимальное соотношение набора блюд в меню с учетом различий в потребностях потребителей. Оптимизация номенклатуры блюд, одновременно представленных в меню, но различающихся по степени новизны и цены, позволяет гарантировать предприятию относительно стабильные общие условия обеспечения объемов реализации, покрытия расходов и уровня прибылей. Постоянное расширение ассортимента блюд и услуг при оптимальном ценообразовании и других условиях способствует повышению рентабельности хозяйственной деятельности предприятия. 

Информация о работе Разработка товарной политики предприятия