Понятие, виды, структура маркировки

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:36, реферат

Краткое описание

Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.[3, с.25]

Файлы: 1 файл

1 Раздел - Теория.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

      Предупредительные знаки подразделяют на два вида:

  • предупреждающие об опасности;
  • предупреждающие о действиях по безопасному использованию.

      К опасным товарам относятся: взрывчатые, огнеопасные, ядовитые, едкие (разъедающие), инфекционные, радиоактивные вещества, окислители, а также вредные вещества, оказывающие канцерогенное, мутагенное, тератогенное, ингибитизирующее воздействия, влияющие на репродуктивную функцию.

      Если  говорить о потребительских товарах, то наибольшее количество опасных веществ  содержат товары бытовой химии. Для  них предупредительная маркировка обязательна.

      Предупредительная маркировка должна включать наименование опасного вещества, включая торговую марку и общепризнанные синонимы; серийный номер ООН и классификационный шифр веществ по ГОСТ 19433-88; символы опасности; сигнальное слово, выделяемое жирным шрифтом и используемое в зависимости от степени опасности:

      «ОПАСНО!»  — для привлечения внимания к  большей степени риска, характеризуемой  высокой вероятностью смерти или  тяжелых повреждений;

      «ОСТОРОЖНО!»  — для привлечения внимания к  средней степени риска и потенциальной  угрозе нанесения ущерба здоровью людей и окружающей среде.

      Символы опасности должны сопровождаться надписями, характеризующими вид опасности. Они выполняются черным цветом на оранжевом или желтом фоне.

      Экологические знаки. Экологические знаки (эко-знаки) предназначены для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации.

      Группу  эко-знаков подразделяют на три подгруппы:

      первая — знаки, информирующие об экологической чистоте товара или безопасности для окружающей среды;

      вторая — знаки, информирующие об экологически чистых способах производства или утилизации товаров или упаковки;

      третья — знаки, информирующие об опасности продукции для окружающей среды. [2, с. 23] 

      1.4 Штриховое кодирование 

      Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины и их сочетания, иногда к ним добавляются цифры.

      Штриховой код (ШК) — знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

      ШК  наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие ШК отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизированное товародвижение, часто не принимают на реализацию товар без штрихового кода.

      Причина этого заключается в том, что  система кодирования и обработки информации о товаре с помощью штриховых кодов становится экономически оправданной только тогда, когда охватывает не менее 85% товаров. [4, с. 16]

      ШК  в отличие от многих информационных знаков выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций.

      Дополнительные  функции ШК:

    • автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;
    • автоматизированные учет и контроль товарных запасов;
    • оперативное управление процессом товародвижения;
    • повышение скорости и культуры обслуживания покупателей;

      информационное обеспечение маркетинговых исследований

      Существуют  различные способы  кодирования информации, называемые (штрихкодовыми кодировками или символиками). Различают линейные и двухмерные символики штрихкодов.

      Линейными (обычными) в отличие от двухмерных называются штрихкоды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространненые линейные символики: EAN, UPC, Code39, Code128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Линейные символики позоволяют кодировать небольшой объем информации (до 20-30 символов - обычно цифр) с помощью несложных штрихкодов, читаемых недорогими сканерами.

      Двухмерными называются символики, разработанные для кодирования большого объема информации (до нескольких страниц текста). Двухмерный код считывается при помощи специального сканера двухмерных кодов и позволяет быстро и безошибочно вводить большой объем информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали). Datamatrix, Data Glyph, Aztec.

      Существует  несколько методов и основных систем кодирования.Для образования кода применяют регистрационный и классификационный порядок.

      Регистрационное кодирование осуществляется порядковым номером. Это самый простой метод и кодовыми обозначениям в этом случае являются натуральные числа. Разновидностью этого метода является серийно-порядковый метод.

      К классификационному методу относятся последовательный и параллельный метод кодирования. Последовательный метод применяют для объектов разделённых по иерархическому методу. В его кодовом обозначении указываются признаки классификации. Параллельный метод применяется для объектов, разделенных по фасетному методу, при сочетании иерархического и фасетного методов. В этом случае значение каждой части кодового обозначения не зависят от других.

      В современных условиях применяются много различных по типу стандартов ШК, которые можно разделить на две группы: товарные и технологические. [3, с. 130]

      В данное время в мире используют несколько  основных систем штрихового кодирования:

      Западногерманская система BAN. Эта система введена в ФРГ в 1968 году и является усовершенствованной формой прежней идентификации. Символ кода состоит из 8 цифр: первая и вторая цифра содержат информацию о виде товара; третья – номер товарной группы; четвёртая – номер ассортиментной группы; пятая, шестая и седьмая – порядковый номер товара; восьмая – номер пробы.

        Американская система  UPC. Она введена в 1973 году в США и Канаде и была приспособлена к системе розничной торговли. Символ кода обозначается 12 цифрами, так как префикс стран в этой системе всегда состоит из 2-х цифр. Каждая позиция года образуется двумя тёмными и двумя светлыми штрихами. Ширина и расстояние между этими знаками отмеряется с помощью фотоэлектронного устройства. Символ кода UPC состоит из 2-х частей – левой и правой. Каждая часть имеет форму прямоугольника. Элементы левой части представляют собой зеркальное отражение правой. Светлая полоса означает ноль, темная – единицу. Прочтение символа совершается посредством движения луча света фотоэлемента, который должен быть направлен под углом 1800, чтобы охватить обе стороны символа.

      Европейская система EAN. Эта система используется с 1977 года. Для её введения была основана международная европейская ассоциация кодирования товаров (JANA). Данная система представляет собой международный стандарт, в соответствии с которым осуществляется разработка технических средств для нанесения и считывания кодов обозначений. Символ кода состоит из цифровых обозначений и штрихов. Коды ЕАN подразделяют на три типа: ЕАN -8, ЕАN -13 и ЕАN -14 (только для транспортной тары).

      Расшифровка ШК EAN - 13:

      Первые  две цифры означают страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта, следующие 4 или 5 в зависимости от длинны кода страны - предприятие-изготовитель, еще пять - наименование товара, его  потребительские свойства, размеры, массу, цвет. Последняя цифра контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером.

      Для кода товара: 
1 цифра: наименование товара, 
2 цифра: потребительские свойства, 
3 цифра: размеры, масса, 
4 цифра: ингредиенты, 
5 цифра: цвет.

      Пример  вычисления контрольной  цифры для определения  подлинности товара
1.
Сложить цифры, стоящие на четных местах: 
2. Полученную сумму умножить на 3: 
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры: 
4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3: 
5. Отбросить десятки 
6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5:

      Если  полученная после расчета цифра  не совпадает с контрольной цифрой в ШК, это значит, что товар произведен незаконно.

      Для кода страны-изготовителя отводится  два или три знака, а для  кода предприятия - четыре или пять. Товары, имеющие большие размеры, могут иметь короткий код, состоящий  из восьми цифр - EAN-8. [7, с. 83]

      Японская  система CALRA-CODE. Эта новая система кодирования, введена в Японии в 1987 году и представляет собой графический год. Он состоит из 10 больших квадратов, каждый из которых разделён на меньшие одинаковые величины, им приписываются конкретные цифры – 1,2,4,8. Эта система более проста в применении. Она содержит большой объём информации, причем устройство для её расшифровки дешевле и эффективней при нечётном шрифте. Её можно прочитать при искажении квадрата до 1 мм. Данная система применяется только в Японии, так как не получила распространения в других странах. [5, с. 152]

      Так же применяются ещё несколько  систем кодирования, но они широко не используются.

      Существует  два способа нанесения  ШК на упаковку:

  1. Изготовление плёночного оригинал-макета ШК, который используется для подготовки матриц для последующего полиграфического процесса печати упаковки «мастер-фильм».
  2. Нанесение ШК на специальную этикетку, наклеивающуюся на товар или упаковку.

      Для печати  ШК используются принтер штрих кодов.

      Принтеры  ШК обеспечивают:

  • автоматическое формирование ШК стандартных международных типоразмеров для этикеток на товары, упаковки, полки, тару и т. д.;
  • автоматическую печать установленного количества заданных этикеток;
  • обеспечение работы в автономном режиме и под управлением компьютера;
  • ввод исходных данных с клавиатуры устройства или автоматически по линиям связи с компьютера;
  • контроль формирования и печати машино- и визуально- читаемой информации с выдачей сообщений об ошибках;
  • корректировку ошибочной информации;
  • оформление и обрезку этикеток необходимых размеров.

      В мире используют несколько типов  принтеров штрих-кода Принтеры ШК отличаются по принципу печати и производительности (скорости печати этикеток). По принципу печати различаются принтеры термические и термотрансферные.

      Существует  ряд правил нанесения  ШК на упаковки:

  1. На упаковке должен быть один ШК.
  2. ШК размещают на задней стороне упаковке в правом нижнем углу на расстоянии не менее 20 мм от краев, если это невозможно, то ШК наносят справа на лицевой стороне.
  3. На изогнутых поверхностях ШК располагают вертикально. На пластмассовых упаковках и пакетах наносят на более ровную поверхность.
  4. Печать ШК черными, синими, темно-зелёными или темно-коричневым цветом, светло-коричневым и желтый цвет не применяют, т.к. оптическое считывающее устройство их не различает.
  5. Фон должен быть светлым, без рисунков и перфораций, текста, белого, желтого, оранжевого или светло-коричневого цвета.

      ШК  имеет ряд преимуществ, так как с развитием информационной технологии всё острее встаёт вопрос быстрого и надёжного ввода информации о товаре в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта его поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы движения.

      В последние года наиболее перспективным и быстро развивающимся направлением автоматизации процесса ввода обработки информации становится штриховое кодирование.

Информация о работе Понятие, виды, структура маркировки