Понятие, виды, структура маркировки

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:36, реферат

Краткое описание

Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.[3, с.25]

Файлы: 1 файл

1 Раздел - Теория.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

      Информационные  знаки (ИЗ) — условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. ИЗ свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.

      Краткость обусловлена тем, что в качестве ИЗ могут выступать отдельные слова, буквы, цифры, рисунки и другие символы.

      Выразительность и наглядность ИЗ обусловливаются их формой, цветом, сочетанием отдельных символов, соответствующим определенным эстетическим требованиям потребителей. При этом некоторые фирмы, нацеленные на конкретный сегмент потребителей, стремятся в своих фирменных знаках учитывать именно их интересы. Например, ИЗ на спортивных товарах, одежде и обуви для молодежи содержат символы известных спортивных обществ, команд и т. п.

      Быстрая узнаваемость ИЗ достигается путем применения общепринятых символов, изображения которых зачастую расшифровываются без специальных знаний. Этим отличаются международные символы, изображаемые на этикетках и упаковках текстильных изделий.

      ИЗ  — обширный блок информационных данных о товаре. Классификация ИЗ на группы и подгруппы в зависимости от определенных признаков представлена на рисунке 1.3. [8, с.39] 

      Информационные  знаки (ИЗ)

      

      товарные       
наименование  места происхождения
 
знаки соответствия или  качества
        Штриховое

кодирование

 
      
компонентные
              размерные
 
эксплуатационные
              манипуляторные
 
предупредительные               экологические

      Рисунок 1. 3Классификация информационных знаков 

      Товарные  знаки и знаки  обслуживания — обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг (далее — товары) других юридических или физических лиц.

      Определение этого термина, а также другие правовые нормы и правила в отношении товарных знаков регламентируются Законом РБ «О товарных знаках и знаках обслуживания». В нем указывается, что правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его государственной регистрации в установленном порядке. Право на товарный знак охраняется законом.

      На  зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака: исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

      Закон предусматривает исключительное право владельца на товарный знак, пользование, распоряжение и запрещение его использования другими лицами.

      Право на использование товарного знака  владелец его может предоставить другому юридическому или физическому лицу по лицензионному договору или договору об уступке товарного знака.

      Классификация товарных знаков (ТЗ) в зависимости от объекта, информацию о котором они содержат, подразделяют на подгруппы — фирменные и ассортиментные (именные), а последние на типы — видовые и марочные. Виды ТЗ определяются формой представленной в них информации. Различают следующие виды ТЗ: словесные, буквенные, цифровые, объемные, изобразительные, комбинированные. Товарные знаки могут быть двух разновидностей: коллективные и индивидуальные. Классификация товарных знаков представлена в приложении А (рис.П.А.1)

      Фирменные ТЗ — знаки, предназначенные для идентификации изготовителя товаров или услуг. [1, с. 144]

      Существуют  три основных типа обозначения этих знаков:

    • фирменное имя — слово, буква, группа слов или букв, которые могут быть произнесены;
    • фирменный знак — символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение;
    • торговый знак — фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или их сочетание, официально зарегистрированные в Международном реестре и защищенные юридически, на что указывает знак ®, размещаемый рядом с товарным знаком. [9, с. 166]

      По  степени значимости и престижности можно выделить обыкновенные и престижные фирменные знаки.

      Обыкновенные  фирменные знаки  разрабатываются их владельцем или по его поручению специалистами-дизайнерами, регистрируются в порядке, установленном Федеральным законом. При этом в законе не предусмотрена обязательность регистрации, которая дает исключительное право владельцу на пользование и распоряжение ТЗ. Владелец ТЗ может и не регистрировать свой фирменный знак, однако при этом он не приобретает авторское право на него.

      Престижные  знаки присваиваются фирмам за их особые заслуги перед государством. В качестве престижных фирменных знаков используются также изображения призов, медалей и других знаков отличия, полученные фирмами на международных, региональных и национальных выставках.

      Основанием  для присуждения премий-наград и  престижных знаков являются значительные успехи в экспорте товаров и услуг и/или содействие экспорту национальных товаров в течение определенного срока [1, с. 146]

      Ассортиментные  ТЗ — знаки, предназначенные для идентификации ассортиментной принадлежности: видовые — по виду товара, а марочные — по торговой марке или наименованию.

      Примером  видового ТЗ могут служить словесная информация о названии товара или его изображение, а также условные буквенные обозначения определенного вида продукта. Видовые знаки редко применяются самостоятельно, чаще — в комбинации с марочным знаком (торговая марка).

      Торговая марка — имя, знак, присущие конкретному виду товара с определенными потребительскими свойствами, отличающими его от других товаров того же вида.

      Марочный  знак может быть словесной, цифровой, буквенной, изобразительной или комбинированной формы. Например, марочный знак шоколадных батончиков — Сникерс, Марс, Баунти и пр. — имеет словесную форму, причем идентифицирующие функции выполняют и цветовая гамма, и графическое исполнение надписи.

      Коллективным  ТЗ является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам. [6, с. 20]

      Знаки наименования мест происхождения  товара. Наименование мест происхождения товара — это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объединения природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.

      К знакам наименования мест происхождения товара относятся: знаки страны происхождения товара, населенного пункта, местности, исторического названия географического объекта.

      Знаки страны происхождения  товара подразделяются на международные и национальные. Во внешнеторговой деятельности принято применять международные знаки, включающие одну или несколько букв и цифровой код. Знаки страны происхождения могут включаться в состав других информационных знаков (например, знаков соответствия) или в товаросопроводительные документы (сертификаты, эксплуатационные и другие документы).

      Другие  знаки мест происхождения  товара населенного пункта, местности, исторического названия географического объекта — не имеют общепринятой символики, но они довольно часто служат одновременно и марочным знаком. Например, в марочном знаке вина Букет Кубани используется наименование местности происхождения товара.

      Знаки соответствия или  качества. Знак соответствия (в области сертификации) — защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии, с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

      В зависимости от сферы применения различают национальные и транснациональные знаки соответствия.

      Национальный  знак соответствия — знак, подтверждающий соответствие требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Он разрабатывается, утверждается и регистрируется национальным органом по стандартизации и сертификации.

      Наряду  со знаками соответствия в ряде стран  применяются и знаки качества. В отличие от первых знаки качества могут присваиваться не только органами по сертификации, но и другими организациями, не входящими в национальную систему сертификации. [7, с.143]

      Компонентные  знаки — знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или несвойственных) товару.

      К наиболее часто встречающимся на импортных товарах информационным знакам относятся компонентные знаки, обозначаемые буквой «Е» и трех- или четырехзначным цифровым кодом.

      Все пищевые добавки разделены на функциональные классы в зависимости от технологических функций:

  • Е 100 — Е 182 — красители (применяются для окраски некоторых пищевых продуктов);
  • Е 200 и далее — консерванты (применяются для продления сроков хранения пищевых продуктов);
  • Е 300 и далее — антиокислители (антиоксиданты) (замедляют окисление, предохраняя тем самым пищевые продукты от порчи);
  • Е 400 и далее — стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию пищевых продуктов);
  • Е 500 и далее — эмульгаторы (поддерживают определенную структуру продуктов питания);
  • Е 600 и далее — усилители вкуса и аромата (усиливают вкусовые и ароматические свойства пищевых продуктов);
  • Е 700 и далее — запасные индексы;
  • Е 800 и далее — антифламинги (понижают пенистость пищевых продуктов);
  • Е 1000... — формируемая группа: глазирующие агенты, подсластители, античерствители и др.

      Размерные знаки — знаки, предназначенные для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественную характеристику товара.

      Эксплуатационные  знаки — знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров.

      Такие знаки наносят на этикетки, ярлыки, бирки, упаковку, контрольные ленты или непосредственно на товар. Многие эксплуатационные знаки для текстильных изделий настолько наглядны, что даже без особых пояснений ясен их смысл: тазик для стирки с указанием температуры воды, утюг с указанием температуры глаженья.

      Манипуляционные знаки — знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами.

      Предупредительные знаки — знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на действия по предупреждению опасности.

Информация о работе Понятие, виды, структура маркировки