Особенности управления развитием территорий в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать основные особенности и проблемы в управлении развитием регионов Российской Федерации, а также обозначить основные методы и технологии устранения этих проблем и способы эффективного управления экономикой регионов. В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные особенности в управлении развитием регионов.
2.Рассмотреть основные тенденции социально-экономического развития регионов.
3.Проанализировать перспективы социально-экономического развития регионов.
4.Обосновать особо эффективные варианты управления развитием регионов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1 Управление развитием

Региональное развитие: цели, критерии и факторы………………………………………..3
Особенности управления развитием………………………………………………………...5
Факторы развития городов и регионов……………………………………………………...7

Глава 2 Анализ перспектив развития российских регионов
Современные тенденции социально-экономического развития…………………………..8
Социально-экономическая устойчивость развития регионов……………………………11
Макроэкономическое региональное развитие современной России………………...…..14

Глава 3 Методы управления развитием территорий
Региональная промышленная политика…………………………………………………...22
Управление развитием социальной сферы регионов…………………………….…….…26
Мониторинг социально-экономического развития региона……………………….……..30
Заключение………………………………………………………………………..….32
Список литературы……………………………………………………………..……33

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 448.00 Кб (Скачать)

Управление развитием социальной сферы региона – это разрабатываемая и осуществляемая органами власти различного уровня система мероприятий по оптимизации социального развития, по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному и всестороннему развитию каждого человека на основе совершенствования контролируемой этими органами власти системы общественных отношений (федеральной, региональной, местной).

Выработка эффективных  мер управления социальным развитием  предполагает использование соответствующей  системы оценок и показателей  развития социальной сфер. Очень важно  использовать при оценке действенности социальной политики критерии, адекватные её сути и содержанию.

Такими критериями в  первую очередь являются уровень и качество жизни населения региона. Согласно принятой ООН международной концепции уровня жизни, он определяется следующими понятиями и показателями: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.

Концепция качества жизни обращает внимание на совокупность условий, определяющих физическое, умственное и социальное благополучие человека или группы людей.

 

Инструменты и методы управления развитием социальной сферы региона

 

Выбор инструментов управления развитием социальной сферы регионов РФ осложняется парадоксальностью  современного положения дел, которая состоит в том, что становление рыночных отношений фактически неизбежно ведет к появлению и усилению разного рода социальных диспропорций: расслоение населения по доходам и уровню жизни, банкротству предприятий, сокращению занятости и др.

Важнейшим методом управления развитием социальной сферы региона  в условиях рыночной экономики является метод программирования. В настоящее  время он признан правительством и широко используется в практике управления. Специальным документом (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №594) утверждён "Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация". В этом документе дано определение программы как "увязанного по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, социального и культурного развития Российской Федерации".

Для того чтобы программа  управления развитием социальной сферы  региона могла быть эффективно реализована, она должна быть согласована с  объёмами реальных ресурсов, иметь адекватный набор мер контролирующего и регулирующего воздействия в соответствии с каждой конкретной ситуацией. Поэтому система управления развитием социальной сферы региона должна включать следующие блоки: блок формирования, блок ресурсов, блок реализации, блок контроля.

Блок формирования. Элементы блока формирования системы управления развитием социальной сферы региона в их совокупности должны вводить в законное русло саму возможность, а также допустимые формы и методы, направления и объекты государственного регулирования территориального развития. К числу этих элементов относятся Конституция РФ и федеральные законы, определяющие федеративные отношения и государственное устройство, распределение полномочий между уровнями и ветвями власти, социальные права граждан и соответствующие нормативы (социальные обязательства государства) бюджетный процесс и налоговую систему, отношения собственности и её распределение по территориальным уровням, порядок и правила использования и т.п.

В рассматриваемый блок должны входить и такие элементы, как информационно-аналитическое и прогнозно-аналитическое обеспечение принятия соответствующих решений

Блок ресурсов. Ресурсный блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должна составлять та часть финансовых, имущественных, природных и иных ресурсов государства, которую можно выделить на целевое решение соответствующих задач, а также та часть негосударственных ресурсов (средств частных лиц, внешних займов, муниципальных земель и др.), которая на законном основании может быть направлена на указанные цели.

Блок реализации. Этот блок системы управления развитием социальной сферы регионов многообразен, структурно неоднороден и включает десятки конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных блоком формирования и обеспеченных в той или иной степени ресурсным блоком. Сюда могут быть отнесены качественно различные меры. Прежде всего, это политические решения постоянного или долгосрочного характера, в частности: придание региону особого статуса, установление на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов. Возможно предоставление хозяйствующим субъектам временных налоговых льгот, приоритетное предоставление им государственных заказов и т.п.

Блок контроля. Контролирующий блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должен включать правообеспеченные меры всестороннего и постоянного отслеживания хода реализации мер государственного управления, будь то масштабная целевая программа, трансферт или ситуативное решение о поддержке какого-либо градообразующего объекта. При этом речь идет о контроле как принятия решений, так и их выполнения (по объемным показателям, по своевременности выделения и доведения до конечных получателей выделенных ресурсов, по результативности их использования и др.)

 

3.Мониторинг социально-экономического развития региона

 

Чаще всего под термином региональный мониторинг понимается поступление  свежей информации о поведении объектов наблюдения и контроль над ситуацией  в целом. Региональный мониторинг выступает  как специфический инструмент в механизме территориального управления, обеспечивающий возможность устойчивого развития территориальных образований и управления в критических ситуациях и являющийся основой для выявления причин отклонений от нормального хода событий, для программирования и планирования.

Принципами регионального мониторинга являются:

    • Комплексность его проведения;
    • Непрерывность осуществления мониторинговых наблюдений;
    • Сопоставимость данных;
    • Достоверность результатов наблюдения.

Объектами мониторинга являются: экономические районы страны, республики, края, области, автономные образования и отдельные города.

Предмет регионального мониторинга составляют природные процессы и явления, эволюция экономических, социальных и общественно политических процессов, возникновение угроз безопасности общества, зарождение и развитие позитивных изменений, определяющих их факторов, а также динамика их потенциала.

В структуре мониторинга  выделяют два основных направления. Одно из них заключается в систематическом отслеживании текущих процессов: природных процессов и наблюдение за основными экономическими, социальными и общественно-политическими структурами общества. Другое направление – это отслеживание развития критических ситуаций, которые могут привести к обвальному изменению обстановки.

Принято выделять следующие  комплексные направления регионального  мониторинга: 1) Экологическое; 2) Экономическое; 3) Медико-биологическое; 4) Общественно-политическое; 5) Социальное; 6) Научно-техническое.

К макропараметрам, имеющим  значение для страны в целом и её регионов, относятся:

  • показатели, характеризующие структурные сдвиги, необходимые и достаточные для развития экономики рыночного  типа. Ранее в нашей стране производство средств производства и производство предметов потребления соотносились как 2/3:1/3. Рыночная среда обычно характеризуется соотношением обратным, т.е. 1/3:2/3.
  • для региональной политики приоритетной должна быть задача недопущения дифференциации в уровне развития территорий более чем на 20-50%;
  • показатели, характеризующие отраслевое разделение труда;
  • состояние научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Если доля расходов на их проведение в течение 5-7 лет не превышает 1% ВВП, то возникает опасность необратимого разрушения научно-технического потенциала страны. В РФ она составляла в 1991 г. 1,03%, в 1992 г. – 0,57%, в 1993 г. – 0,52%, в 1994 г.-0,47%;
  • обобщающие данные о темпах экономического роста. По методике МОТ для многих развивающихся стран темпы экономического роста должны быть как минимум 6%;
  • сведения о качестве жизни населения страны. Для их оценки весьма удобными в работе являются показатели пороговых значений, которые сравнительно легко можно использовать для нужд управления субъектов Федерации.

Пороговые и фактические  значения показателей, характеризующих

жизнедеятельность населения

Показатели

Пороговые значения

 

Фактически на конец 1996 г

  1. Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума
  2. Уровень безработицы
  3. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения)

7%

 

7%

 

5 тыс.

20%

 

9,2%

 

6 тыс


 

За последние годы была укреплена правовая основа мониторинга. Приняты были в частности, следующие  постановления Правительства РФ:

  • "Об организации Всероссийского мониторинга социально трудовой сферы"(18 июня 1994 года);
  • "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге" (6.10.96)
  • "О мониторинге социально-экономического потенциала семей"(14.01.1994)

В результате создаются  условия для превращения мониторинга  в фактор эффективной пространственной стратегии и региональной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Многие региональные проблемы современной России превращаются в тормоз для реформ, становятся угрозой целостности Российского  государства. Критической отметки  достигла степень различия в уровне экономического и социального развития регионов. По прожиточному минимуму дифференциация субъектов РФ превысила пороговое значение более чем в 3 раза. Однако, существует огромный мировой опыт управления самыми различными экономическими ситуациями, этот опыт можно и нужно использовать применительно к нашей стране.

В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. Процесс формирования и становления регионального и муниципального менеджмента в России обусловлен переходом к новой модели управления социально-экономическими процессами на основе развивающихся рыночных отношений в экономике регионов и муниципальных образований. Отсюда основные задачи регионального и муниципального менеджмента на настоящий момент:

  • обеспечение высокого уровня и качества жизни населения;
  • формирование условий и предпосылок перехода регионов и муниципальных образований к устойчивому развитию;
  • выработка и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики.

     2. Все более  значимое место в современном  мире занимает нематериальное производство, и эта тенденция постоянно усиливается. Нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества.

     3. В управлении развитием региона целесообразно использовать современные методы регионального менеджмента – стратегическое планирование, региональный маркетинг и др. Основными факторами успеха в управлении региональным развитием становятся уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию.

4. Динамика макроэкономических региональных пропорций современной России требует сохранения и существенного усиления действенности федерального и регионального государственного управления ими в целях укрепления целостности российского экономического пространства и сохранения социально-экономической стабильности в стране. Реализация стратегии региональной автаркии для любого региона России будет иметь катастрофические последствия.

 Первые семена эффективного управления развитием территорий в нашей стране уже брошены, остаётся только правильно за ними ухаживать, регулировать их рост, защищать от негативных воздействий и скоро и наша страна ощутит результаты от прогрессивных методов управления. А они уже есть, и довольно многообещающие.

 

Список литературы

 

  1. Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием.-М., 1997.
  2. Глазырин М.В. Призводственно-социальные комплексы регионов и управление ими.-М.,1997.
  3. Гутман Г.В., Лапыгин., Прилепский А.И. Экономическая безопасность региона.-М:Наука, 1998.
  4. Иванченко Л.А. Приоритеты региональной экономики.-М.,1998.
  5. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном обществе.-М.:Academia – Наука, 1998.
  6. Клоцвог Ф.Н. и др. Новые тенденции межрегиональных связей российской экономики// Проблемы прогнозирования. 1999. №2.
  7. Клоцвог Ф.Н. и др. Новые тенденции межрегиональных связей российской экономики// Проблемы прогнозирования. 1999. №4.
  8. Конституция Российской Федерации.-М.,1993.
  9. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ президента РФ// Российская газета.1997.26 декабря.
  10. Концепция перехода Российской федерации к устойчивому развитию// Российская газета.1996. 9 апреля.
  11. Лазарев В.В. Региональная промышленная политика в условиях кризиса// Материалы научно-практической конференции "Российское государство и государственная служба на современном этапе". – М.,1998.с.158-161.
  12. Лазарев В.В. Структурные преобразования и конверсия в регионе// Сертификация –конверсия-рынок.1997.№2.с.3-5.
  13. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития.- М.: УРСС, 1999.
  14. Мацнев Д.А. и др. Анализ экономического взаимодействия регионов России// Проблемы прогнозирования. 2000. №5.
  15. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.-М.:Дело, 1993.
  16. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон №115 – ФЗ от 20 июля 1995 г.// Собрание законодательства РФ.1995.№30.Ст.2871(1).
  17. Общий и специальный менеджмент: Учебник/Общ. Ред. А.Л.Гапоненко, А.П. Панкрухин.-М.:Изд-во РАГС, 2001.
  18. Регион: ресурсы местного саморазвития: Спецкурс. Вып.восьмой. Науч.ред. Алексеев Ю.П., Шпилев Б.Е. – М.:ЬСТ, 1999.
  19. Тодаро М.П. Экономическое развитие.-М.:ЮНИТИ, 1997
  20. Шумейко В.Ф. Российские реформы и федерализм.-М.,1995.

Информация о работе Особенности управления развитием территорий в РФ