Основы стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – разработка стратегии целевого маркетинга с теоретической и практической точки зрения.
Объектом исследования является Набережночелнинский молочный комбинат ОАО "Татарстан СОТЭ".

Предметом исследования курсовой работы является стратегическое планирование.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы стратегического планирования 6
1.1. Понятие и подходы к выработке стратегии 6
1.2. Стратегии развития предприятия 11
2. Анализ стратегического планирования в Набережночелнинском молочном комбинате ОАО "Татарстан СОТЭ" по освоению нового продукта 16
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2. Изготовляемая и планируемая продукция 18
2.3. Потребители продукции комбината 22
2.4. Рыночный спрос на продукцию комбината 24
2.5. Анализ конкурентов предприятия 28
3. Разработка стратегии продвижения нового продукта на потребительский рынок г. Набережные Челны 32
3.1. Разработка стратегии продвижения продукции 32
3.2. Оценка рисков 35
Заключение 39
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

МАРКЕТИНГ.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

    Функциональные  стратегии необходимы для соответствующего распределения ресурсов отделов  и служб компании. Важно подразделять портфельную стратегию на ряд  деловых стратегий и затем - на функциональные стратегии, поскольку  фактически приток ресурсов происходит обычно на функциональном уровне. Основными функциями управления являются развитие, производство, маркетинг и администрирование. Выполнение каждой из функций поручается ряду специальных отделов, таких как отдел информации, отдел кадров или отдел электронной обработки данных.

    Рассмотрение  проблем стратегии часто осложняется, поскольку то, что на более высоком  уровне управления считается средством  достижения каких-либо целей, на относительно низких уровнях оказывается целью. Это явление можно назвать  иерархической структурой стратегии; отсюда следует, например, что если в компании установлены цели и разработаны стратегии на уровне портфеля в целом, то для предприятий, входящих в портфель, эти стратегии представляются целями. Предприятия в свою очередь разрабатывают свои стратегии. Последние для каждой из служб того или иного предприятия выступают в качестве набора целей.

    В соответствии с существующей в настоящее  время практикой за разработкой  стратегии обычно следует фаза организационного развития, в рамках которой принимаются меры, направленные на то, чтобы улучшить положение дел в организации, повысить ее конкурентоспособность и готовность к дальнейшему развитию. (8, С. 252-254)

 

    1.2. Стратегии развития предприятия

 

    Стратегии концентрированного роста

    В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.

    Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:

  • стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Этот тип стратегии требует для реализации больших маркетинговых усилий. Возможны также попытки осуществления так называемой горизонтальной интеграции, при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами;
  • стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
  • стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном фирмой рынке.

    Стратегии интегрированного роста

    Обычно  фирма может прибегать к осуществлению  таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Фирма может осуществлять интегрированный рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.

    Выделяются  два основных типа стратегий интегрированного роста:

  • стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками. Фирма может либо создавать дочерние структуры, осуществляющие снабжение, либо же приобретать компании, уже осуществляющие снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать фирме очень благоприятные результаты, связанные с тем, что уменьшится зависимость от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков. Более того, поставки как центр расходов для фирмы могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов;
  • стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, а именно системами распределения и продажи. Данный тип интеграции очень выгоден, когда посреднические услуги очень расширяются или же когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы.

    Стратегии диверсифицированного роста

    Эти стратегии реализуются в том  случае, когда фирма дальше не может  развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Сформулированы основные факторы, обуславливающие выбор стратегии диверсифицированного роста:

  • рынки для осуществляемого бизнеса оказываются в состоянии насыщения либо же сокращения спроса на продукт вследствие того, что продукт находится на стадии умирания;
  • текущий бизнес дает превышающее потребности поступление денег, которые могут быть прибыльно вложены в другие сферы бизнеса;
  • новый бизнес может вызвать синергический эффект, например, за счет лучшего использования оборудования, комплектующих изделий, сырья и т.п.;
  • антимонопольное регулирование не разрешает дальнейшего расширения бизнеса в рамках данной отрасли;
  • могут быть сокращены потери от налогов;
  • может быть облегчен выход на мировые рынки;
  • могут быть привлечены новые квалифицированные служащие либо же лучше использован потенциал имеющихся менеджеров.

    Основными стратегиями диверсифицированного роста являются следующие:

  • стратегия центрированной диверсификации базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов, которые заключены в существующем бизнесе. То есть существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы. Такими возможностями, например, могут быть возможности используемой специализированной системы распределения;
  • стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового продукта;
  • стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности от компетентности имеющегося персонала и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п.

    Стратегии сокращения

    Они реализуются тогда, когда фирма  нуждается в перегруппировке  сил после длительного периода  роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда  наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие, как, например, структурная перестройка и т.п. В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения производства. Реализация данных стратегий зачастую проходит небезболезненно для фирмы. Однако необходимо четко осознавать, что это такие же стратегии развития фирмы, как и рассмотренные стратегии роста, и при определенных обстоятельствах их невозможно избежать. Более того, порой это единственно возможные стратегии обновления бизнеса, так как в подавляющем большинстве случаев обновление и рост - взаимоисключающие процессы развития бизнеса.

    Выделяется  четыре типа стратегий целенаправленного  сокращения бизнеса:

  • стратегия ликвидации представляет собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляется тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес;
  • стратегия "сбора урожая" предполагает отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время "сбора урожая". Данная стратегия предполагает сокращение затрат на закупки, на рабочую силу и максимальное получение дохода от распродажи имеющегося продукта и продолжающего сокращаться производства. Стратегия "сбора урожая" рассчитана на то, чтобы при постепенном сокращении данного бизнеса до нуля добиться за период сокращения получения максимального совокупного дохода;
  • стратегия сокращения заключается в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. Часто эта стратегия реализуется диверсифицированными фирмами тогда, когда одно из производств плохо сочетается с другими. Реализуется данная стратегия и тогда, когда нужно получить средства для развития более перспективных либо же начала новых, более соответствующих долгосрочным целям фирмы бизнесов. Существуют и другие ситуации, требующие реализации стратегии сокращения;
  • стратегия сокращения расходов достаточно близка к стратегии сокращения, так как ее основной идеей является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Однако данная стратегия обладает определенными отличительными особенностями, которые состоят в том, что она больше ориентирована на устранение достаточно небольших источников затрат, а также в том, что ее реализация носит характер временных или краткосрочных мер. Реализация данной стратегии связана со снижением производственных затрат, повышением производительности, сокращением найма и даже с увольнением персонала, прекращением производства неприбыльных товаров и закрытием неприбыльных мощностей. Можно считать, что стратегия сокращения затрат переходит в стратегию сокращения тогда, когда начинают продаваться подразделения или же в достаточно большом объеме основные фонды. В реальной практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний. Фирма может проводить и определенную последовательность в реализации стратегий. По поводу первого и второго случаев говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.

 

    2. Анализ стратегического планирования в Набережночелнинском молочном комбинате ОАО "Татарстан СОТЭ" по освоению нового продукта

    2.1. Краткая характеристика предприятия

 

    Филиал  ОАО "Татарстан СОТЭ" Набережночелнинский молочный комбинат - крупнейшее молокоперерабатывающее предприятие республики Татарстан.

    История Набережночелнинского молочного комбината  начинается с ноября 1973 года. Проектная  мощность комбината составляла 150 тонн переработки молока в смену. 16 мая 1994 года Набережночелнинский молочный комбинат был преобразован в открытое Акционерное общество "СОТ". В результате технического перевооружения - замены значительной части оборудования на более производительное и современное, мощность комбината по переработке молока на цельномолочную продукцию возросла до 180 тонн в смену, по производству масла - до 12 тонн в смену. Основные виды деятельности комбината - это производство цельномолочной продукции, сыров, масла сливочного, конфет на молочной основе, казеина; оказание комплекса услуг на селе по обслуживанию оборудования для первичной обработки молока; розничная торговля.

    Молочный  комбинат уделяет постоянное внимание технологическому перевооружению, разработке и внедрению новых видов продукции  улучшенного качества в красивой упаковке. Предприятие оснащено высокопроизводительным оборудованием, укомплектовано специалистами.

    Высокий уровень профессионализма позволил в 1993-95 годах полностью обновить ассортимент, заменить стеклянные бутылки  и фляги на удобную, практичную, красивую упаковку. Молоко, сливки, кефир, йогурт в упаковке "пюр-пак", "тетра-рекс" пользуются особым спросом, лучше сохраняют консистенцию и вкус, более длительное время остаются охлажденными.

    Обеспечение комбината качественным и дешевым  сырьем это одна из наиболее важных задач, стоящих перед комбинатом. С этой целью комбинат взял в аренду молокоприемные пункты Тукаевского района, поставило там своих приемщиков молока, обеспечило охладителями и обслуживает все имеющееся там оборудование. Работает специальная ремонтная бригада. И результат уже получен. В 1999 году от Тукаевского района 98% молока получено 1-го сорта, 75,7% охлажденным. В Тукаевском районе большой резерв молока - это молоко от населения. В 1999 году от населения Тукаевского района собрано 1708 тонн молока. На 2000 год комбинатом разработано положение "О закупках молока от населения", где в целях стимулирования сдачи молока, - увеличена закупочная цена молока. 

Информация о работе Основы стратегического планирования