Основные этапы развития PR в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

PR прошёл достаточно сложный и драматичный путь становления. Подлинная профессионализация его невозможна без знания исторического контекста. В свою очередь, без профессионализации PR мы вынуждены будем повторить многие ошибки, которые вполне могут негативно сказаться на утверждении молодой российской демократии, её институтов и гражданского общества в целом. Именно поэтому, я считаю, что выбранная мною тема курсовой работы – основные этапы развития PR в России – является актуальной в современном российском обществе, особенно для будущих PR-специалистов.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы проблемы развития PR в России
1.1 История возникновения и развития PR
1.2 Предпосылки появления PR в России и его особенности
2. Опытные исследования по выявлению этапов развития PR в России
2.1 Характеристика этапов развития PR в России
2.2 Современный этап развития PR в России
2.3 Пиарщики как социальная группа
2.4. Перспективы развития PR в России
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Основные этапы развития PR в России.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Андрей  Свешников президент компании PRP.

     Как и у любой профессии у PR есть свой праздник.

28 июля - День PR – специалиста

     Постановлением  Министерства труда и социального развития РФ № 59 от 28 июля, в 2003 году квалификационные характеристики различных должностей PR-специалистов были внесены в «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих». День подписания Постановления с 2004 года отмечается как День PR-специалиста. Инициатором праздника выступила Российская Ассоциация по связям с общественностью.

     В настоящее время PR всё ещё является новинкой для нашего общества. Специалистам порой приходится доказывать необходимость  и важность своей профессии не только сослуживцам, но и родственникам. Вот почему так необходим профессиональный праздник. Российская Ассоциация по связям с общественностью с удовольствием отмечает, что День PR профессии стал новой традицией в среде профессиональных коммуникаторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Одним из феноменов современной мировой  культуры, безусловно, является PR. Привнесённый в российскую действительность публичными политиками и рассматриваемый как  эффективное средство формирования необходимого общественного мнения, PR представляет всё больший интерес для отечественной исследователей.

     Несмотря  на довольно серьёзные традиции, официально признанную (и доказанную на богатой  практике) эффективность технологий Public Relations в построении эффективной коммуникации, до сих пор в научном мире не затихают дискуссии о праве PR на самостоятельное существование в качестве отдельного вида человеческой деятельности, не говоря уже о праве на "жизнь" для PR как науки. Но всё-таки стоит признать, что Public Relations – это уже сформировавшаяся профессия и даже наука со своими принципами, законами и методологией, которая всё больше и больше становится неотъемлемой частью нашей жизни.

     Как и каждая профессия PR имеет свою историю. "История Public Relations столь  же древняя, как и само человеческое общество. Новое здесь - это распространение идей, связанное с индустриализацией и ускорением темпа жизни, и появление новых средств связи. Первое создало потребность в установлении связей с общественностью, а средства массовой информации явились для этого инструментом" - так комментирует возникновение практики PR Сэм Блэк.

     Следует признать, что PR как вид практической деятельности "вырос" из пропаганды и агитации, поскольку изначально основными его субъектами были правительства и политические деятели, стремившиеся привлечь общественность на свою сторону. Эти элементы присутствовали на протяжении всей человеческой истории, в том числе и российской.

     Большинство отечественных исследователей считают, что PR-практика зародилась в России приблизительно в 1990 году, когда первые отделы по работе с общественностью начали появляться в государственных структурах, а международные PR-агентства открыли первые представительства в Москве. Но элементы PR присутствовали и до этого периода, и не стоит забывать о них, потому что они являются твёрдой теоретической и практической базой, опираясь на которую можно предотвратить и предупредить многие ошибки.

Каждый  уважающий себя PR-специалист должен знать историю своей профессии, ведь, как отмечалось раннее, истинная профессионализация невозможна без знания исторического «фундамента».

     В своей курсовой работе я обобщила собранный мною материал и описала  каждый из основных этапов развития российского Public Relations.

Проанализировав каждый этап становления PR в России, можно сделать два вывода:

· наиболее прогрессивное развитие российской сферы связей с общественностью  приходится на последние 10-15 лет, что  в первую очередь связано с  установлением демократии в нашей  стране;

· российский PR отличается от зарубежного рядом особенностей, своеобразными признаками и феноменами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Хейнвуд Р. «Всё о PABLIC RELATIONS». М.: БИНОМ, 1999.  
2. Эраст Галумов. «Основы PR». М.: «Летопись XXI», 2004.

3. Ф. Китчен. «Паблик рилейшнз. Принципы и практика». М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2004.

4. В. А. Ачкасов и др. «Связи с общественностью как социальная инженерия». Санкт-Петербург: «Речь». 2005.

5. Чумиков А.Н. «Связи с общественностью». М.: «Дело». 2000.

6. INTERNET (http://archive.expert.ru/)

7. М.Восленский, «Номенклатура», М.; «Советская Россия», 1991.

8. «Хронология российской истории», М.; Международные отношения, 1994, с.285.

9. «Коллективный президент», “Stringer”, №5, май 2001.

10. А. Н. Чумиков, «связи с общественностью: Теория и практика», 2005.

11. Корпоративный сайт PR-агентства «Обратная связь» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения

Приложение 1

СПРАВКА:

     К маю 1995 года на 24 российских министерства приходилось 29 структур, которые по статусу можно сравнить с полноценной  пресс-службой, правда некоторые из них были внештатными. В одном лишь Министерстве связи РФ было 3 пресс-службы (центральная пресс-служба министерства, пресс-служба госкомиссии по радиочастотам и пресс-служба госкомиссии по электросвязи) и 1 пресс-группа (Федерального управления фельдъегерской связи). В структуре Министерства транспорта РФ был отдел информации и общественных связей и 6 внештатных служб общественных связей в департаментах и комиссиях министерства. Лишь 6 федеральных министерств ограничились введением в штатное расписание должностей пресс-секретаря министра без формирования структур пресс-служб.

Пресс-секретарями  помимо премьера обзавелись все заместители  Председателя Правительства РФ.

     На 9 федеральных госкомитетов приходилось  лишь 4 пресс-службы (Госкомоборонпром; ГТК; Госкомимущество и Государственный комитет по физической культуре и туризму).

     На  все остальные комитеты, федеральные  и государственные службы и др. (более 30) приходилось 15 структур в статусе  пресс-службы.

     Пресс-службы также были созданы в Конституционном суде РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Центральном банке РФ, Пенсионном фонде РФ, Центральной избирательной комиссии и Межпарламентской ассамблее.

В каждом комитете и фракциях Государственной  Думы РФ были введены должности пресс-секретарей руководителей фракций и комитетов.

     В мае 1992 года в Пресс-бюро Правительства  РФ (один из 19 отделов Правительства) официально числилось около 10 человек. Руководитель Пресс-бюро являлся одновременно заведующим отдела Правительства РФ. В структуру подразделения входили: 1 заместитель руководителя Пресс-бюро, специалисты-эксперты и старшие инспектора.

     В августе 1996 года численность Управления правительственной информации составляла 46 человек. В структуру подразделения  входили:

· Отдел  распространения информации (Пресс-центр Правительства РФ);

· Информационно-аналитический  отдел;

· Отдел  региональной и международной информации;

· Отдел  телерадиоинформации;

· Отдел  оперативной информации;

· Отдел  технического обеспечения;

· Служба делопроизводства.

     Структура Пресс-службы Государственной Думы РФ в феврале 1995:

Отдел СМИ - 12 чел.

· сектор парламентских корреспондентов

· сектор анализа СМИ

· сектор по связям с региональной прессой

Отдел информационного взаимодействия - 13 чел.

· сектор оперативной информации

· сектор информационных изданий

· сектор по связям с центральной прессой

· сектор информационного обеспечения

     Телерадиослужба - 14 чел.

· сектор телевещания

· сектор координации теле- и радиопрограмм

· сектор технического обеспечения

Приемная - 2 чел.

     В составе Пресс-службы Совета Федерации РФ (около 25 чел.) 4 отдела:

· Отдел  информации и анализа прессы;

· Отдел  организации работы парламентских  корреспондентов;

· Отдел  по взаимодействию со СМИ;

· Отдел  региональной прессы.

     На  региональном уровне ситуация выглядела следующим образом. К маю 1995 г. в 89 российских регионах была создана многоуровневая сеть пресс-служб.

По линии  исполнительной власти:

· на республиканском  уровне – 9;

· на уровне краев и областей – 35;

· на уровне автономных округов – 1;

· на уровне администраций столичных городов - 17.

По линии  законодательной власти:

· на республиканском  уровне – 2;

· на уровне краев и областей –11;

· на уровне законодательных собраний столичных  городов - 7. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

СПРАВКА:

     В 1997 году Управление правительственной информации слито с департаментом культуры, став Департаментом культуры и правительственной информации.

Департамент культуры и информации

· культура, физическая культура и туризм;

· обеспечение  средств массовой информации материалами о деятельности Правительства Российской Федерации;

· организация  взаимодействия руководства Правительства  Российской Федерации с российскими  и зарубежными средствами массовой информации;

· обеспечение  информационного сопровождения  официальных визитов и рабочих поездок Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей в стране и за рубежом;

· оказание содействия информационным службам, пресс-службам  и пресс-центрам федеральных органов исполнительной власти в подготовке и продвижении в средства массовой информации телевизионных и радиопрограмм, текстовых материалов, освещающих деятельность министерств и ведомств;

· телевидение  и радиовещание, кинематография, печать и полиграфия;

· система  архивов страны.

Департамент непосредственно взаимодействует с:

· Министерством  культуры Российской Федерации,

· Государственным  комитетом Российской Федерации  по физической культуре и туризму,

· Государственным  комитетом Российской Федерации  по печати,

· Государственным  комитетом Российской Федерации  по кинематографии,

· Федеральной  службой России по телевидению и  радиовещанию,

· Федеральной  архивной службой России,

· Информационным телеграфным агентством России "ИТАР-ТАСС",

· Российским информационным агентством "Новости".

     В результате очередной реорганизации подразделение стало называться Департаментом правительственной информации.

     В ноябре 1999 года в штат Департамента правительственной информации входили 32 человека.

Структура подразделения изменилась следующим  образом:

· Приемная;

· Отдел  информационного обеспечения и планирования;

· Отдел  по работе со СМИ;

· Служба делопроизводства.

Информация о работе Основные этапы развития PR в России