Этапы развития государственной службы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью выявление особенностей организации и развития государственной службы как социально-правового института в разных исторических этапах в России.
Задачи исследования:
Определить сущность и содержание государственной службы как вида профессионально-служебной деятельности;
сформулировать цели, задачи и функции государственной службы в системе государственного управления;
рассмотреть периоды зарождения и становления государственной службы в России (XVI -XVII в.)

Оглавление

Введение .3
Глава I. Теоретические основы понятия и
содержания государственной службы .6
1.1. Понятие государственной службы .6
1.2. Цели, задачи и функции государственной службы в
государственном управлении 11
Глава II. Этапы развития государственной службы в России……………16
2.1. Государственная (приказная) служба XVI—XVII вв……………………..16
2.2.Особенности организации государственной службы в
царской России. Табель о рангах 22
2.3. Государственная служба в советское время 29
2.4. Особенности организации государственной службы в
современной России 35
Заключение 53
Список использованной литературы 60
Приложения 63

Файлы: 1 файл

реформирование гос службы.docx

— 165.72 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание

Введение .3

Глава I. Теоретические основы понятия и

содержания государственной службы .6

1.1. Понятие государственной службы .6

1.2. Цели, задачи и функции государственной службы в

государственном управлении 11

Глава II. Этапы развития государственной службы в России……………16

2.1. Государственная (приказная) служба XVI—XVII вв……………………..16

2.2.Особенности организации государственной службы в

царской России. Табель о рангах 22

2.3. Государственная служба в советское время 29

2.4. Особенности организации государственной службы в

современной России 35

Заключение 53

Список использованной литературы 60

Приложения 63

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Служба – одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самой ранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго до возникновения государства. С появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных организаций и так далее параллельно шел процесс укрепления службы и разделения службы и служащих на соответствующие социальной структуре виды и группы.

В данной работе мы рассматриваем такой вид службы, как государственная служба.

Государственная служба – важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль "локомотива" для обеспечения "движения" государственного управления. В постсоветское время отмечено стремительное развитие законодательства о государственной службе, появления новых доктрин, публикации множества научных трудов.

Выделение ее на первое место оправдывается как наибольшей численностью государственных служащих в сравнении с другими группами служащих, так и правовым регулированием: государственная служба – наиболее отрегулированный и обеспеченный в правовом отношении вид службы, другие виды службы заимствуют для регулирования своих служебных отношений многие нормы государственной службы.

Государственная служба в России имеет глубокие исторические корни, а ее традиции уходят в глубины времени более чем на тысячу лет. Еще в Древней Руси закладывались основы государственного управления и государственной службы. 

За всю  многовековую историю государственная служба претерпела много изменений, было принято множество документов, установлены, переквалифицированы, расформированы различные должности. И на современном этапе Россия находится на очередном этапе реформирования системы государственной службы.

Находясь между государством и гражданским обществом, государственная служба выполняет жизненно важные для страны политическую, административную и социальную миссии. Государство, представляющее собой легальную и легитимную власть в обществе, реализует свои цели и задачи посредством государственного руководства и управления. Основным же механизмом и институтом этого управления является государственная служба. Такова общая логика взаимосвязи и взаимодействия политической власти, государственного управления и государственной службы. И от того, какое место занимает государственная служба в системе власти и управления, и какую роль она в ней играет, зависит очень многое в стране и обществе

Таким образом, объектом исследования в данной рботе является интститут государственной службы.

 Предмет исследования: исторические этапы реформирования государственной службы России Федерации.

Целью выявление особенностей организации и развития государственной службы как социально-правового института  в разных исторических этапах в России.

Задачи исследования:

  • Определить сущность и содержание государственной службы как вида профессионально-служебной деятельности;
  • сформулировать цели, задачи и функции государственной службы в системе государственного управления; 
  • рассмотреть периоды зарождения и становления государственной службы в России (XVI -XVII в.);
  • выявить особенности организации государственной службы в царской России;
  • проанализировать особенности организации и функционирования государственной службы в советское время;
  • выявить этапы становления и перспективы развития государственной службы в современной России.

Теоретико-методологическую базу  исследования составили учебная и научная литература по данной тематике, публикации отечественных и зарубежных исследователей, анализ нормативно-правовой базы РФ, институциональный и структурно-функциональный анализ, сравнительно исторический анализ, сравнительно-правовой метод.

 Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его содержание и выводы дают возможность развить и углубить понимание особенности функционирования системы государственной службы Российской Федерации.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Глава I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

1.1 Понятие государственной  службы

 Слово служба имеет много  значений. Это может быть ведомственное подразделение, самостоятельное ведомство. Служба — это один из видов платной общественно — полезной деятельности.

На сегодняшний день в науке существует множество различных подходов к трактовке понятия «государственная служба». В научно – популярной литературе типичными определениями термина являются, например, следующие:

  • механизм формировании, реализация, и совершенствования институтов государственной власти и управления;
  • инструмент и технология государственного управления;
  • публичный институт реализации государственной власти;
  • единство правового, социального, и организационного институтов, регулирующих осуществление государственной власти;
  • система государственных органов, имеющих служащих для выполнения государственных задач;
  • система юридически регулируемой деятельности и отношений служащих органов государственной власти по обеспечению и исполнения полномочий;
  • способ и форма реализации связей и отношений между государством, гражданским обществом и человеком;
  • совокупность процессов и процедур государственно-служебных отношений;
  • публично – правое отношение между государством как работодателем и госслужащим как наемным работником;
  • особый вид профессиональной, управленческой деятельности – административной или аппаратной.1

 В научных и нормативных  определениях государственной службы  Российской Федерации сложились  три подхода к характеристике  ее сущности:

  • деятельностный, согласно которому государственная служба характеризуется как профессиональная служебная деятельность по обеспечения исполнения полномочий государственных органов и должностных лиц (политиков);
  • институциональный, в рамках которого государственная служба определяется как совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов по реализации Конституции РФ и законов;
  • правовой, в рамках которого государственная служба рассматривается как публично – правое отношение между государством и государственным служащим.

В каждом из этих подходов государственная служба отражается с определенной точки зрения, свойственной той или иной науке и методологической позиции автора.2

 Современное правовое понимание государственной службы появилось в Российской Федерации в 1990-е годы в ходе становления и развития государственной службы как нового правового и социального института.

В социальном смысле слова понятие «служба» имеет несколько значений: вид общественной деятельности людей; работа, занятие служащего, место его работы; волевое, интеллектуальное, психическое, физическое и иное напряжение человека; ведомственное подразделение; самостоятельное ведомство, организация.

Впервые на государственном уровне определение государственной службы  как социального института прозвучало в 2001 г. В Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утвержденной Президентом РФ. Там было сказано, что государственная служба является комплексным – публичным, социальным, правовым, организационным – институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства.3

Будучи механизмом государственного управления, государственная служба имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту:

  1. социальный характер, поскольку представляет собой социальную сферу профессиональной деятельности особой социальной группы общества – государственных служащих; всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государства и государственных органов;
  2. социальную ориентацию – ее приоритетами является реализация социальных (сервисных) функций государства, направленных на производство социальных услуг для населения (безопасность, образование, здравоохранение и так далее);
  3. социальную природу, так как представляет собой особую социальную группу государственных служащих, имеющих свои корпоративные потребности и социальные интересы;
  4. защита прав и свобод человека и гражданина как главная социально – политическая ценность;
  5. служба чиновников социуму – обществу, которое содержит институт государственной службы за счет своих налоговых отчислений.

Эти особенности подчеркивают социальный смысл и характер государственной службы в любом демократическом государстве, в том числе и в России.

Социальный характер государственной службы проявляется на трех уровнях: высшем – это уровень гражданского общества и государства; среднем – уровень государственной службы как института государства; нижнем – уровень социального статуса государственного служащего.

  1. На уровне общества и государства социальный характер государственной службы определяется, прежде всего, тем, что социальным является само государство, которое должно проводить  современную государственную социальную политику – заботиться о трудовом устройстве населения, об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении по старости и инвалидности, о борьбе с преступностью.
  2. На уровне государственной службы как системы она рассматривается в первую очередь как социальный слой людей – чиновников, пожизненно занятых данным видом профессиональной деятельности
  3. На уровне статуса государственных служащих социальность характера состоит в том, что государственные служащие имеют свои статусные особенности – запреты и привилегии. Это, прежде всего наделение административной властью, особый правовой статус, высокий уровень нормативного обеспечения профессиональной деятельности и юридической ответственности, профессионализма, компетентности и образовании,  доступ к информации, к государственным ресурсам и так далее.

Одним из главных направлений реформирования и развития системы государственной службы РФ в современных условиях является формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно – правового института.4 Говоря о государственной службе Российской Федерации как государственно – правовом институте, следует, прежде всего, рассмотреть ее законодательную базу.

Законодательство о государственной службе образуют, прежде всего, нормы права, то есть нормативные правовые акты, регулирующие ее организацию и правовое положение государственных служащих.  В настоящее время правовое регулирование отношений, связанных с гражданской службой Российской Федерации, осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном.

На федеральном уровне источниками права по данным вопросам являются: Конституция РФ; Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 мая 2003 г. № 58 –Ф3; Федеральный закон « О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-Ф3 и некоторые другие федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ вопросы государственной гражданской службы регламентируются конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами государственных органов субъектов.

Информация о работе Этапы развития государственной службы в России