Этапы развития государственной службы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью выявление особенностей организации и развития государственной службы как социально-правового института в разных исторических этапах в России.
Задачи исследования:
Определить сущность и содержание государственной службы как вида профессионально-служебной деятельности;
сформулировать цели, задачи и функции государственной службы в системе государственного управления;
рассмотреть периоды зарождения и становления государственной службы в России (XVI -XVII в.)

Оглавление

Введение .3
Глава I. Теоретические основы понятия и
содержания государственной службы .6
1.1. Понятие государственной службы .6
1.2. Цели, задачи и функции государственной службы в
государственном управлении 11
Глава II. Этапы развития государственной службы в России……………16
2.1. Государственная (приказная) служба XVI—XVII вв……………………..16
2.2.Особенности организации государственной службы в
царской России. Табель о рангах 22
2.3. Государственная служба в советское время 29
2.4. Особенности организации государственной службы в
современной России 35
Заключение 53
Список использованной литературы 60
Приложения 63

Файлы: 1 файл

реформирование гос службы.docx

— 165.72 Кб (Скачать)

Государственная служба как правовой институт есть совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование государственных структур и государственных служащих, их деятельность по реализации Конституции и законов Российской Федерации, а также личный правовой статус этих служащих.5

Итак, государственная служба РФ строится и функционирует в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Это придает ей характер крупнейшего публично – правового института, имеющего решающего значение в процессе осуществления государственной власти.

А как социальный институт государство проявляет себя на трех социальных уровнях, является важной гранью системы государственной службы, недооценивать которую нельзя. Ведь социальная практика нацелена в конечном итоге на реализацию функций государства, на обеспечение прав и свобод граждан, на создание благоприятных социальных условий для достойной жизни граждан России.6

 

1.2. Цели, задачи и функции государственной службы в государственном управлении

Одной из серьезных проблем государственной гражданской службы является определение ее целей, задач и функции. Сложность заключается в том, что если понятие и принципы государственной службы России легально определены и зафиксированы в действующем законодательстве, то ее цели, задачи и функции – нет. Поэтому «дерево целей» государственной службы по-прежнему остается проблемным и дискуссионным.

В научной литературе встречаются разные подходы к типологии целей государственной гражданской службы. Наиболее часто в научной литературе встречаются уровневая и отраслевая классификации. По уровням цели государственной службы принято делить на стратегические, оперативные и текущие.

К стратегическим целям государственной службы относятся7:

  • служение государству и обществу;
  • качественное обеспечение исполнения функций и задач государства, его органов и должностных лиц;
  • повышение эффективности работы государственного механизма.

      Кроме того, перед государственной  службой политической властью  в соответствии с политической  и социально – экономической  конъюнктурой ставятся среднесрочные  и текущие цели, выраженные в  различных программах.

   По отраслям или с содержательной  точки зрения все цели государственной  службы подразделяются на политико-административные, социальные, экономические, правовые, организационные8.

Политико-административные цели государственной службы направлены на укрепление государства и государственности, исполнительной вертикали власти, на практическое осуществление функций государства и эффективное исполнение полномочий государственных органов, на обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, на создание условий для связи государства с гражданским обществом, а в целом – на решение задач государственного управления.

Социальные цели обусловлены ее социальным характером и предназначением государственной службы как социального института. В свете сказанного государственные органы ставят перед собой цели выполнения конституционных требований государственной поддержки социальной сферы – образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, реализации социальных обязательств государства перед населением, регулирования и предотвращения социальных конфликтов обществе, обеспечения занятости на рынке труда и т. д. Одной из целей в этой области является обеспечение социальных гарантий для работников государственного аппарата и членов их семей.

Экономические цели направлены на повышение эффектности государственного регулирования экономики и управления государственной собственностью, на поддержку предпринимательства, снижение затрат на содержание государственного аппарата и т.д.

Правовые цели ориентированы на претворение  жизнь законов и иных нормативных актов государственной власти, на обеспечение законотворческой деятельности в стране, на создание правовых условий для организации и функционирования государственного аппарата.

Организационные цели направлены на организационно – техническое обеспечение органов государственной власти, на повышения уровня профессионализма и компетентности работников государственного аппарата, на приведение структуры и численности государственной службы в соответствие со стоящими задачами, на совершенствование норм, правил и процедур прохождения государственной службы.

Существует несколько вариантов классификации функций государственной службы.

По содержательной деятельности государственных органов и их служащих функции государственной службы делятся на:

  • управленческую (административную);
  • организационно – распорядительную;
  • правовую;
  • сервисную;
  • социальную;
  • экономическую;
  • культурную;
  • воспитательную.

По отраслевому признаку обычно выделяют три группы функций гражданской службы: информационную, организационную и технологическую. В информационную группу входят функции познавательно – аналитическая, оценочно – экспертная, прогнозно-целевая, морально – правовая,  документационно – архивная. В организационной группе выделяются функции корпоративно – технологического обеспечения и коммуникативно-компьютерного обеспечения. К технологической группе относятся функции подготовки государственных решений и их выполнения, принятия и реализации административных решений. Принятие государственных решений – это прерогатива политической власти, а административных решений – государственной службы.

 По сущностным сторонам гражданской службы выделяют функции профессиональной деятельности, правового института, социального института, как социального института, как публично – правового отношения. Основной функцией государственной гражданской службы как профессиональной служебной деятельности является организация работы аппарата государственного органа, т.е. практическое осуществление государственного в своей сфере ответственности. В рамках этой функции особое значение имеют процессы планирования, организации, распоряжения, координации, информации, стимулирования, контроля, подготовки проектов государственных решений и их выполнение. Большое место занимают вопросы профессиональной переподготовки чиновников, повышения их ответственности за соблюдение служебной дисциплины т правил служебного поведения.

В ряду функций государственной гражданской службы как правового института на первый план выходят функции соблюдения Конституции РФ, реализации  законов и иных правовых актов государства, разработки проектов законов и иных правовых актов, в том числе о государственной службе, регулирования правового статуса государственных служащих.

Центральной функцией государственной гражданской службы как социального института является реализация интересов, прав и свобод граждан, а также производство государственных социальных услуг  в области безопасности, образования, здравоохранения и т.д.

 Функции государственной службы как публично – правового отношения  государства и служащего направлена на правовую и социальную защищенность чиновников, на создание благоприятных и иных условий прохождения государственной службы, на регулирование денежного содержания и численности состава государственных служащих.

 Четвертая классификация функций государственной службы связана с технологией управления. Ее сторонники справедливо исходят из того, что главной функцией государственной гражданской службы является государственное управление. По управленческому циклу, по а. Файолю, можно выделить функции  прогнозирования, организации, распоряжения, координации, контроля.

В юридической науке  под функциями государственной службы понимают, прежде всего, правоприменительную, правотворческую, правозащитную и регулирующую функции.

Можно сделать вывод, что по отраслям все цели государственной службы на политико – административные, социальные, экономические, правовые, организационные.

По содержательной деятельности государственных органов и их служащих функции государственной службы делятся на: управленческую (административную); организационно – распорядительную; правовую; сервисную; социальную; экономическую; культурную; воспитательную; служение государству и обществу; качественное обеспечение исполнения функций и задач государства, его органов, и должностных лиц; повышение эффективности работы государственного механизма9.

По отраслевому признаку обычно выделяют три группы функций гражданской службы: информационную, организационную и технологическую. По сущностным сторонам гражданской службы выделяют функции профессиональной деятельности, правового института, социального института, как социального института, как публично – правового отношения. Основной функцией государственной гражданской службы как профессиональной служебной деятельности является организация работы аппарата государственного органа.

При рассмотрении государственной службы как правового института на первый план выходят функции соблюдения Конституции РФ, реализации  законов и иных правовых актов государства, разработки проектов законов и иных правовых актов. А при рассмотрении государственной службы как социального института основной функцией является реализация интересов, прав и свобод граждан, а также производство государственных социальных услуг  в области безопасности, образования, здравоохранения.

Как видим, спектр функций государственной гражданской службы очень широк, что свидетельствует о чрезвычайной важности этого института власти в жизни государства и общества.

Глава II. Этапы развития государственной службы в России

2.1. Государственная (приказная) служба XVI—XVII вв.

Формирование относительно самостоятельной административной (аппаратной) власти в России произошло достаточно давно. Оно восходит к XVI в., ко времени правления Ивана IV. К этому времени территория страны приобрела внушительные размеры, а население достигло порядка 10 млн человек. В этих условиях система управления, рассчитанная на небольшие княжеские владения, должна была уступить место новой организации власти10.

В это время механизм центральных органов государственного управления эволюционировал из дворцово-вотчинного, ведавших делами княжеских владений, в общегосударственный, охвативший всю территорию страны. В центральных органах появились первые общероссийские административные управленческие учреждения — приказы, которые стали курировать отдельные отрасли управления или порученные им территории.

Окончательный переход к приказной системе государственного управления связан с административной реформой Ивана IV, которая приходится на вторую половину XVI в. Ее результатом стало создание почти 20 функциональных и территориальных приказов. Порядок несения, например, воинской службы всеми землевладельцами (как боярами, так и дворянам) определялся «Уложением о службе», принятым в 1555—1556 гг. На протяжении XVI—XVII вв. существовало около 100 таких приказов. Однако все они действовали разновременно. Постоянно функционировали обычно лишь 40—50 приказов, остальные возникали и прекращали свою деятельность по мере надобности. Основным стержнем системы государственного управения России на протяжении более чем 200 лет были три важнейших приказа: Посольский, Разрядный и Поместный.

Главной задачей Посольского приказа было осуществление решений верховной власти (царя и Боярской думы) но вопросам внешней политики. До начала XVI в. Россия не имела постоянных дипломатических представительств за рубежом, а потому не имела и у себя соответствующих миссий других государств. В связи с этим основным содержанием работы Посольского приказа была отправка за границу русских посольств, а также прием и размещение иноземных посольств.

Кроме того, в ведении Посольского приказа находились дела, связан-

ные с проживанием в России иностранных купцов и ремесленников, выкупом пленных и др.

Разрядный приказ имел военное назначение. «Разрядами» назывались воинские соединения ратных людей с обозначением занимаемых ими должностей. Разрядные книги велись дьяками, составлялись в связи с каждым заметным событием в жизни государства или царского двора. Каждый раз они охватывали несколько лет или десятилетий. Разрядный приказ учитывал распределение служилых людей по полкам, назначение воевод в качестве руководителей администраций городов России. Он обеспечивал росписи поручений для многочисленных придворных церемоний, наделял служилых людей землями и денежным жалованьем. За личные качества приказ мог повысить или понизить служащего в чине, увеличить или уменьшить оклад, полностью лишить полученной земли.

Кроме того, приказ выполняли многие функции но обороне, безопасности и внутренним делам. На него ложились организация строительства крепостей, пограничной службы, назначение наместников и других должностных лиц, а также контроль за их деятельностью. Поместный приказ был тесно связан с Разрядным приказом. Он наделял служилое дворянство и приказных служащих тем количеством земли, которое определял каждому конкретному лицу.

 Разрядный приказ. В его распоряжении находился весь государственный земельный фонд страны. В приказе работали специалисты межевого дела, учетчики и другие служащие, которые составляли межевые,

Информация о работе Этапы развития государственной службы в России