Дисциплинарной ответственности
в порядке подчиненности подлежали государственные
служащие, занимающие должности, указанные
перечнях № 1 и 2 Приложения к Указу Президиума
Верховного Совета СССР 1974 г. «Об утверждении
Положения о порядке рассмотрения трудовых
споров». Материальная ответственность
государственных служащих осуществлялась
на основе норм КЗоТ республик и «Положения
о материальной ответственности рабочих
и служащих за ущерб, причиненный предприятию,
учреждению, организации», утвержденного
Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 13 июля 1976 г. Меры поощрения государственных
служащих были разнообразными – от объявления
благодарности до награждения орденами
и медалями, присуждения почетных званий
и государственных премий.
Во взглядах на государство
и управление возобладал этатизм (приоритет
государственного над личным); усиливалось
вмешательство государства в экономическую,
социальную и духовную жизнь граждан,
а значение институтов гражданского общества
постепенно ограничивалось, они подпадали
под контроль государства.
Основными недочетами, которые
делали советскую службу неадекватной
выполнению задач по управлению государством,
можно считать отсутствие должной специализации,
профессионализма и служебной четкости
в деятельности государственных служащих,
слабость нормативно-методической базы
государственной службы.
Вместе с распадом Советского
Союза была демонтирована и его партийно-государственная
машина. Правда, при этом разрушили лишь
ее часть - партийную надстройку, а советский
аппарат остался почти в том же виде, что
и прежде. Принцип номенклатуры, как одна
из основ организации государственной
службы, также был сохранен при принятии
Конституции Российской Федерации. Сохранение
принципа номенклатуры оправдывалось
тем, что его применение обусловливает
зависимость государственных служащих
от органов или должностных лиц, которыми
они назначаются на должности и освобождаются
от должностей. Однако в стране назревал
глубокий системный кризис, охватывающий
все сферы: экономическую, социально-политическую,
духовную, власть и управление. Обществом
овладело сознание необходимости перемен.
Система номенклатурного управления себя
исчерпала.
2.4.
Особенности организации государственной
службы
в
современной России
Нормативными правовыми актами, регулирующими
государственно-служебные отношения государственной
службы как в широком смысле, так и в узком
ее понимании являются следующие:
- Конституция Российской Федерации;
- Конституции республик, являющихся субъектами
РФ, в которых наряду с принципами государственной
службы устанавливаются и некоторые другие
важные положения государственно-служебного
характера;
- Уставы субъектов РФ, содержащие нормы
о государственной службе субъектов Федерации;
- Специальные федеральные конституционные
законы и федеральные законы, а также иные
законодательные акты, регламентирующие
государственно-служебные отношения в
сфере государственной службы или в какой-то
степени относящиеся к институту государственной
служб. (Например, Федеральный закон «О
прокуратуре Российской Федерации» от
17.01.1992 №2202-1 в редакции Федеральных законов
от 28.11.2009 №303-ФЗ);
- Указы и распоряжения Президента РФ (Например,
Указ Президента РФ «Об утверждении общих
принципов служебного поведения государственных
служащих» от 12.08.2002 №885 в редакции Указов
Президента РФ от 16.07.2009 №814);
- Нормативные правовые акты Правительства
РФ по вопросам государственной службы
(Например, Анкета гражданина РФ, изъявившего
желание участвовать в конкурсе на замещение
вакантной должности государственной
гражданской службы Российской Федерации,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005
№667-р);
- Нормативные правовые акты, издаваемые
федеральными органами исполнительной
власти (федеральными министерствами,
службами, агентствами);
- Постановления Конституционного Суда
РФ.
Результатами административной реформы
явились федеральные законы «О системе
государственной службы Российской Федерации»
от 27 мая 2003 года №58-ФЗ и «О государственной
гражданской службе Российской Феде
рации» от 27июля 2004 года №79-ФЗ.
Согласно закону «О системе государственной
службы Российской федерации» № 58 от 2003
года «государственная служба — это профессиональная
служебная деятельность граждан Российской
Федерации по обеспечению полномочий:
Российской федерации, федеральных органов
государственной власти, субъектов Российской
Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, лиц,
замещающих должности, устанавливаемые
Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами для непосредственного исполнения
полномочий федеральных государственных
органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые
Конституциями, уставами, законами субъектов
Российской Федерации для непосредственного
исполнения полномочий государственных
органов субъектов Российской Федерации»20.
Государственная служба осуществляется
только в таких организациях, которые
называются государственными органами
или службами, формированиями и учреждениями,
реализующими функции государственных
органов.
Государственный орган представляет
собой учрежденное в системе государственной
администрации структурное организационно-правовое
образование, имеющее специальные цели
и задачи, а также наделенное в нормативном
порядке функциями, задачами и специальной
компетенцией. Каждый государственный
орган имеет свои структурные особенности.
Таким образом, работа в государственных
организациях уже не рассматривается
как государственная служба. Это обычная
наемная работа, не имеющая ничего общего
с государственной службой. Статус лиц,
которые ее выполняют, определяется трудовым
законодательством. Специальное законодательство
о государственной службе на них не распространяется.
Федеральный закон «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»
от 27 июля 2004 года №79-ФЗ предусматривает
следующие принципы гражданской службы:
1) приоритет прав и свобод
человека и гражданина;
2)единство правовых и организационных
основ федеральной гражданской
службы и гражданской службы
субъектов Российской Федерации;
3)равный доступ граждан, владеющих
государственным языком Российской
Федерации, к гражданской службе
и равные условия ее прохождения
независимо от пола, расы, национальности,
происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным
объединениям, а также от других
обстоятельств, не связанных с
профессиональными и деловыми
качествами гражданского служащего;
4) профессионализм и компетентность
гражданских служащих;
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации о гражданской
службе;
7) взаимодействие с общественными
объединениями и гражданами;
8) защищенность гражданских служащих
от неправомерного вмешательства
в их профессиональную служебную
деятельность.
Конституционными принципами государственной
службы являются:
- Принцип верховенства Конституции РФ
и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами,
должностными инструкциями при исполнении
государственными служащими должностных
обязанностей и обеспечении их прав. В
Федеральном законе «О системе государственной
службы Российской Федерации» от 27 мая
2003 года №58-ФЗ этот принцип называется
принципом законности. Государственный
служащий обязан выполнять все свои действия
только в пределах компетенции государственного
органа, в которой он занимает государственную
должность, и в соответствии с законодательством
РФ. В структуру принципа законности входит
принцип верности государственных служащих
государству при осуществлении служебных
обязанностей и принцип доверия служащим
как со стороны государства, так и со стороны
граждан.
- Принцип приоритета прав и свобод человека
и гражданина, их непосредственного действия;
обязательность их признания, соблюдения
и защиты. Конституция РФ провозглашает
высшей ценностью права и свободы человека
и гражданина. Сущность этого принципа
подразумевает организацию такой деятельности
государственного аппарата, которая бы
гарантировала права и законные интересы
каждого гражданина в социальной, экономической
и других сферах жизни.
- Принцип единства системы государственной
власти, разграничения предметов ведения
между Российской Федерацией и субъектами
РФ Федеральный закон «О системе государственной
службы Российской Федерации» от 27 мая
2003 года №58-ФЗ определяет этот принцип
как принцип федерализма, обеспечивающий
единство системы государственной службы
и соблюдение конституционного разграничения
предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти
субъектов РФ.
- Принцип разделения законодательной,
исполнительной и судебной власти. Главным
содержанием этого принципа является
создание государственной службы во всех
ветвях органов российской государственной
власти.
- Принцип равного доступа граждан к государственной
службе в соответствии со способностями
и профессиональной подготовкой. Он означает
равное право граждан на занятие любой
государственной должности в соответствии
со своими способностями и профессиональной
подготовкой, без какой бы то ни было дискриминации.
- Принцип внепартийности государственной
службы; отделения религиозных объединений
от государства. Этот принцип формально
не закреплен в федеральных законах, однако
в них содержатся очень важные положения,
которые составляют содержание принципа
внепартийности государственной службы.
В государственных органах не могут образовываться
структуры политических партий, религиозных,
общественных объединений, за исключением
профессиональных союзов, ветеранских
и иных органов общественной самодеятельности.
Государственные служащие не связаны
при исполнении должностных обязанностей
решениями партий, политических движений
и иных общественных объединений.
К организационно-функциональными
принципами государственной службы
являются:
- Принцип обязательности для государственных
служащих решений, принятых вышестоящими
государственными органами и руководителями
в пределах их полномочий и в соответствии
с законодательством РФ. Другое его название
– принцип подконтрольности и подотчетности
государственных органов и деятельности
государственных служащих. Он может быть
раскрыт в двух главных положениях – во-первых,
нижестоящие (подотчетные лица) государственные
служащие обязаны исполнять принятые
вышестоящими государственными органами
и руководителями решения; во-вторых, эти
решения должностных лиц должны быть законными.
- Принцип единства основных требований,
предъявляемых к государственной службе.
Согласно этому принципу едиными должны
быть все установленные в законодательных
актах требования как к государственной
службе, так и к государственному служащему,
квалификационные требования к служащим,
требования к выполнению ими своих должностных
обязанностей, проведению аттестации
государственных служащих, применению
к ним мер дисциплинарной ответственности
и так далее.
- Принцип профессионализма и компетентности
государственных служащих. Этот принцип
заключается в том, что государственный
служащий исполняет должностные обязанности
на профессиональной основе, то есть выполняет
основную работу, за которую получает
денежное содержание. У государственного
служащего предусматривается наличие
одной специализации соответствующего
профессионального образования. Одна
из основных обязанностей гражданского
служащего – поддерживать уровень квалификации,
необходимый для надлежащего исполнения
должностных обязанностей.
- Принцип гласности в осуществлении государственной
службы. Это означает открытость государственной
службы и ее доступность общественному
контролю, объективное информирование
общества о деятельности государственных
служащих. Государственный служащий обязан
соблюдать установленные правила публичных
выступлений и предоставления служебной
информации.
- Принцип ответственности государственных
служащих за подготавливаемые и принимаемые
решения, неисполнение либо ненадлежащее
исполнение своих должностных обязанностей.
Этот принцип сводится к установлению
законодателем ответственности (дисциплинарной,
административной, материальной, уголовной)
за неправомерные действия или бездействие
государственных служащих.
- Принцип стабильности государственной
службы. Это постоянство государственно-служебных
отношений. Она проявляется в поддержании
управления государственной службы на
уровне, позволяющем ей качественно осуществлять функции
государства. Она обеспечивается мерами
систематического поддержания высокого
уровня управления, учебой, проведением
занятий, переподготовкой. Государственная
служба должна быть политически нейтральной
и не зависеть от смены политической власти.
- Принцип взаимосвязи государственной
и муниципальной службы. Государственная
и муниципальная служба являются видами
единой публичной службы, имеют похожее
правовое регулирование, одинаковую практическую
значимость для общества. Поэтому и их
развитие должно происходить во взаимосвязи.
- Принцип защиты государственных служащих
от неправомерного вмешательства в их
профессиональную служебную деятельность.
Обеспечению принципа защиты государственных
служащих служат установленные законом
государственные гарантии служащих. Например,
государственному служащему гарантируется
его защита и защита членов его семьи от
насилия. Угроз и других неправомерных
действий в связи с исполнением им должностных
обязанностей.
- Принцип социально-правовой защиты государственных
служащих означает создание необходимых
условий для нормальной деятельности
управленческого персонала; повышение
престижа труда государственных служащих
и самой государственной службы; установление
достаточно высокой заработной платы,
использование системы премиальных выплат,
медицинского обслуживания, государственного
страхования, оптимального решения вопросов
пенсионного обеспечения
Из вышеизложенного текста
можно сделать вывод, что существует множество
различных принципов государственной
службы. По моему мнению, основными являются
те принципы, которые закреплены в Конституции
РФ, а именно:
- Принцип верховенства Конституции
РФ и федеральных законов над иными нормативными
правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными
служащими должностных обязанностей и
обеспечении их прав
- Принцип приоритета прав и свобод
человека и гражданина
- Принцип единства системы государственной
власти, разграничения предметов ведения между
Российской Федерацией и субъектами РФ
- Принцип разделения законодательной,
исполнительной и судебной власти.
- Принцип равного доступа граждан
к государственной службе в соответствии
со способностями и профессиональной
подготовкой.
- Принцип внепартийности государственной
службы; отделения религиозных объединений
от государства
Федеральный закон «О системе
государственной службы Российской Федерации»
от 27 мая 2003 года №58-ФЗ классифицирует
государственную службу на следующие
виды, составляющие ее единую систему:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
- правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба
подразделяется, в свою очередь, на федеральную
государственную гражданскую службу и
государственную гражданскую службу субъекта
РФ. Федеральная государственная служба
представляет собой профессиональную
служебную деятельность граждан по обеспечению
исполнения полномочий Российской Федерации,
а также полномочий федеральных государственных
органов и лиц, замещающих государственные
должности Российской Федерации.
Военная служба и правоохранительная
служба являются видами федеральной государственной
службы.
Военная и правоохранительная служба
– это виды государственной службы, связанной
с охранительной деятельностью государства,
обеспечением личной безопасности граждан,
внутренней и внешней безопасности общества
и государства в целом, а также с обеспечением
правопорядка.
Для военной и правоохранительной службы
характерен ряд признаков:
- ее содержание – обеспечение
безопасности граждан, общества
и государства, защита основных
прав граждан публичных интересов,
материальных ценностей, охрана
общественного порядка;