Этапы развития государственной службы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью выявление особенностей организации и развития государственной службы как социально-правового института в разных исторических этапах в России.
Задачи исследования:
Определить сущность и содержание государственной службы как вида профессионально-служебной деятельности;
сформулировать цели, задачи и функции государственной службы в системе государственного управления;
рассмотреть периоды зарождения и становления государственной службы в России (XVI -XVII в.)

Оглавление

Введение .3
Глава I. Теоретические основы понятия и
содержания государственной службы .6
1.1. Понятие государственной службы .6
1.2. Цели, задачи и функции государственной службы в
государственном управлении 11
Глава II. Этапы развития государственной службы в России……………16
2.1. Государственная (приказная) служба XVI—XVII вв……………………..16
2.2.Особенности организации государственной службы в
царской России. Табель о рангах 22
2.3. Государственная служба в советское время 29
2.4. Особенности организации государственной службы в
современной России 35
Заключение 53
Список использованной литературы 60
Приложения 63

Файлы: 1 файл

реформирование гос службы.docx

— 165.72 Кб (Скачать)

Сложившееся до недавнего времени состояние государственной службы выявляет и другие негативные тенденции ее развития. Так, поступление граждан на государственную службу и должностной (служебный) рост государственных служащих нередко зависят от личного отношения к ним руководителя государственного органа, а не от профессионального уровня и деловых качеств государственных служащих.

Кроме того, частая смена руководителей государственных органов приводит к очередному изменению структуры этих органов, зачастую неоправданному увольнению государственных служащих, приему на государственную службу граждан, профессионально слабо подготовленных к управленческой и организационно-распорядительной деятельности. Поэтому качество подготавливаемых соответствующих управленческих документов и решений во многих случаях является неудовлетворительным.

Есть и другие проблемы, относящиеся к необходимости реформирования государственной службы Российской Федерации. Среди них следует отметить недостаточную правовую регламентацию деятельности государственных органов, слабый контроль со стороны гражданского общества.

Утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции, произвола в этих органах.

Для преодоления указанных негативных тенденций признано необходимым обеспечить решение следующих проблем государственной службы:

  • нарушение принципа единства государственной службы и системы управления государственной службой на федеральном и региональном уровне;
  • наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе;
  • несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности;
  • низкая эффективность деятельности государственных органов;
  • низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;
  • недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы;
  • сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих;
  • недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.

Все эти проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности.

Целями дальнейшего реформирования государственной службы является кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной систем государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ, а также проводимых в стране административной, судебной, военной и других реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современное понимание государственной службы появилось в Российской Федерации в 1990-е годы в ходе становления и развития государственной службы как нового правового и социального института.

Будучи механизмом государственного управления, государственная служба имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту:

  1. социальный характер, поскольку представляет собой социальную сферу профессиональной деятельности особой социальной группы общества – государственных служащих;
  2. социальную ориентацию – ее приоритетами является реализация социальных функций государства, направленных на производство социальных услуг для населения;
  3. социальную природу, так как представляет собой особую социальную группу государственных служащих, имеющих свои корпоративные потребности и социальные интересы;
  4. защита прав и свобод человека и гражданина как главная социально – политическая ценность;
  5. служба чиновников социуму – обществу, которое содержит институт государственной службы за счет своих налоговых отчислений.

Государственная служба как правовой институт есть совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование государственных структур и государственных служащих, их деятельность по реализации Конституции и законов Российской Федерации, а также личный правовой статус этих служащих.

К стратегическим целям государственной службы относятся:

  • служение государству и обществу;
  • качественное обеспечение исполнения функций и задач государства, его органов и должностных лиц;
  • повышение эффективности работы государственного механизма.

Спектр функций государственной гражданской службы очень широк, что свидетельствует о чрезвычайной важности этого института власти в жизни государства и общества.

История государственной службы России насчитывает несколько столетий. Она неразрывно связана с созданием русского централизованного государства, выживаемость которого в сложных геополитических условиях во многом обусловливалась службой всех социальных групп (сословий) на благо своей страны. В истории государственной службы можно выделить несколько периодов:

  • XVI -XVII в. – зарождение и становление государственной службы;

         - XVIII - XIX век - кардинальное изменение принципов организации государственной службы на основе Табели о рангах, движение от должности к чину как устойчивой социальной характеристике государственного служащего;

       - XX в. - советский период, революционное новаторство и преемственность в организации государственной службы, складывание советской номенклатуры

- XXI в. - Новейшая Российская история государственной службы

         Формирование относительно самостоятельной административной (аппаратной) власти в России произошло достаточно давно. Оно восходит к XVI в., ко времени правления Ивана IV.

В это время механизм центральных органов государственного управления эволюционировал из дворцово-вотчинного, ведавших делами княжеских владений, в общегосударственный, охвативший всю территорию страны. В центральных органах появились первые общероссийские административные управленческие учреждения — приказы, которые стали курировать отдельные отрасли управления или порученные им территории.

Вся работа в приказах велась силами приказной бюрократии. Внутри приказной бюрократии существовала своя иерархия, определявшая социальный статус и материальное обеспечение каждого из служащих. Деление управленческого персонала на политических руководителей и приказных (государственных) служащих в это время еще не существовало.

Руководство приказов было коллегиальным. Лиц, стоявших во главе приказа, называли «судьями», т.е. лицами, кто имел право принимать решения. В состав судейских советов (соборов) входили дьяки данного приказа. Большинство приказов имело и собственно судебные функций.

Под началом дьяков находились подьячие. Они делились на три группы: «старые», «средние» и «молодые». Старые подьячие вместе с дьяком руководили составлением документов, средние — непосредственно составляли текст документов, наводили справки в архивах своего и других приказов, а младшие — осуществляли техническую работу, т.е. переписку документов с учетом того, что исправлял дьякили старший подьячий.

Все приказные люди, вне зависимости от их происхождения, были включены в структуру служилого сословия российского общества, пользовались соответствующими правами и привилегиями. Вместе с тем для них сохранялось двойственное понимание их службы. С одной стороны, по общей присяге они были обязаны нести службу царю, в основном военную. С другой стороны, специальными приписями их служба определялась как работа в государственных органах и учреждениях21.

Таким образом, обязанности приказных служащих разделились к середине XVII в. на «государеву службу», которая виделась как почетная и проходила в полках и посольствах, и «приказную работу», т.е. текущую деятельность в приказах и приказных избах. Она рассматривалась как непочетная, с оттенком подневольности. Именно вокруг приказной работы и складывается гражданская служба как отрасль государственной службы. И в целом приказной строй был уникальным, самобытным явлением в истории российской государственности и культуры.

Новой вехой в истории государственной службы в России стала реформа Петра I, основанная на "Табели о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины"– законе о порядке государственной службы в Российской империи, соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства.

Принятие данного документа было стало решением ситуации когда в связи с притоком в органы государственного и местного управления, в армию и флот основной массы дворян, которые претендовали на различные должности, возникла острая необходимость установления иерархии служилых чинов. Лишь «Табель о рангах» на первое место поставила не знатность, а личные способности, образование и заслуги («знатность по годности считать»).

Она открыла доступ для представителей мелкого и среднего дворянства к высшим должностям в государстве. Каждый служащий был обязан пройти все 14 рангов снизу доверху, что обеспечивало, с одной стороны, замещение всех вакантных должностей, а с другой — приобретение необходимых навыков военной или статской (гражданской) службы. Практика показала,что такое продвижение по службе было главной школой профессиональной подготовки.

Таким образом, «Табель о рангах» стал документом, существенно регламентирующим жизнь общества в течении последующих двух веков. Разумеется, петровская "Табель о рангах" не оставалась неизменной в течение 195 лет существования, а менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.

Формирование после прихода партии большевиков к власти в октябре 1917 г. новой государственности, получившей название советской и просуществовавшей более семи десятилетий, привело к коренным изменениям в принципах управления страной и организации государственной службы. Вся система должностей и чинов была заменена партийно-государственной номенклатурой, просуществовавшей весь советский период.

Наряду с новой государственной службой возникла и партийная служба. Государственная служба была как бы «тенью» партийной службы, дублировала работу партийного аппарата. Она рассматривалась как объект, посредством которого партия реализовывала свои решения. Это и обусловило тенденцию к значительному отставанию государственной службы как в области кадрового обеспечения, так и в сфере нормативно-правового регулирования ее деятельности.

Особенностью государственной службы советского периода также было то, что к государственным служащим помимо лиц, работавших в органах государственной власти и управления, относили научно-педагогические кадры, а также управленческий персонал, специалистов и инженерно-технических работников, занятых в различных отраслях народного хозяйства, врачей и др. В этих условиях невозможно было установить четкие критерии государственной службы, затруднялся поиск путей ее развития и совершенствования.

Результатами административной реформы в современной России явились федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27июля 2004 года №79-ФЗ.

Согласно закону «О системе государственной службы Российской федерации» № 58 от 2003 года государственная служба подразделяется на следующие виды, составляющие ее единую систему:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба.

Военная и правоохранительная служба – это виды государственной службы, связанной с охранительной деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.

Государственная гражданская служба РФ – это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, занимающих должности государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

В федеральной законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27июля 2004 года №79-ФЗ также приводится сложная иерархическая структура классификации должностей государственной гражданской службы на категории и группы, а также на классные чины.

Несмотря на значительную работу выстраивания эффективной системы государственной службы в РФ в последние годы, все еще остаются ряд следующих проблем, требующих решения:

  • нарушение принципа единства государственной службы и системы управления государственной службой на федеральном и региональном уровне;
  • наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе;
  • несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности;
  • низкая эффективность деятельности государственных органов;
  • низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;
  • недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы;
  • сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих;
  • недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.

Информация о работе Этапы развития государственной службы в России