Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:39, курсовая работа
PR прошёл достаточно сложный и драматичный путь становления. Подлинная профессионализация его невозможна без знания исторического контекста. В свою очередь, без профессионализации PR мы вынуждены будем повторить многие ошибки, которые вполне могут негативно сказаться на утверждении молодой российской демократии, её институтов и гражданского общества в целом. Именно поэтому, я считаю, что выбранная мною тема курсовой работы – основные этапы развития PR в России – является актуальной в современном российском обществе, особенно для будущих PR-специалистов.
Введение
1. Теоретические основы проблемы развития PR в России
1.1 История возникновения и развития PR
1.2 Предпосылки появления PR в России и его особенности
2. Опытные исследования по выявлению этапов развития PR в России
2.1 Характеристика этапов развития PR в России
2.2 Современный этап развития PR в России
2.3 Пиарщики как социальная группа
2.4. Перспективы развития PR в России
Заключение
Список использованных источников
Приложения
1991 – 1996 гг. «Государственный PR в условиях формирования новой российской системы власти»
Большинство отечественных исследователей считают, что PR-практика зародилась в России приблизительно в 1990 году, когда первые отделы по работе с общественностью начали появляться в государственных структурах, а международные PR-агентства открыли первые представительства в Москве.
В рамках этого периода, за 5 лет в целом была сформирована существующая до сих пор система власти, заменившая собой советскую.
Основными
центрами информационной и PR-активности
стали соответствующие
Одновременно создавались пресс-службы, пресс-центры и центры общественных связей в органах исполнительной и законодательной власти российских регионов. (приложение 1)
При
этом практически у каждого
Мощным толчком к формированию такой разветвленной сети информационных и PR-структур российской государственной власти послужили парламентские выборы 1993 – 1995 гг. Это были первые широкомасштабные избирательные кампании, проходившие в новой системе координат.
В
это время на рынке PR начали появляться
новые активные игроки – российские
частные PR-компании и представители
зарубежных политических фондов и PR-компаний,
профессиональные услуги которых оказались
востребованными основными
Несмотря на то, что новый механизм системы власти в этот период прошел серьезнейшую проверку временем, прежние ошибки госсистемы сохранились практически в полном объеме. Представителям власти казалось обременительным доступно и четко объяснять обществу реальные промежуточные и окончательные цели и задачи реформ, комментировать причины неудач и ухудшения социально-экономической ситуации. Причем все это последовательное безразличие к нуждам и интересам населения сопровождалось длительным процессом бессистемного передела собственности, резким социальным расслоением общества и непрерывной борьбой за власть (включая жестокое, упорное и иррациональное противостояние ветвей власти) и ресурсы. Некоторое время выручали масштабные внешние заимствования, выделявшиеся Западом в основном для локализации и тушения социальных пожаров.
Не случайно, одним из ключевых направлений государственного PR на данном этапе и стала демонстрация жизнеспособности самой системы власти и ее представителей, демонстрация нелимитированного кредита доверия (и кредита финансового) Запада российским реформам и прочие демагогические приемы, будто бы напрямую позаимствованные из недавнего советского прошлого…
Наиболее яркой информационной и PR-кампанией данного этапа несомненно является всероссийская ваучерная приватизация, принципы которой вызвали острейшую дискуссию как в обществе, так и среди специалистов.
1996
– 2000 гг. «Государственный ПР
в условиях номенклатурного
К 1996 году российское общество раскололось на два непримиримых лагеря. Ностальгия по недавнему советскому прошлому оказалась настолько сильной, что в первом туре выборов Президента чуть было не прошел кандидат от КПРФ, которому для этого потребовалось приложить на порядок меньше усилий в сфере PR, нежели действующему Президенту РФ, располагавшему неограниченной полнотой власти и всеми информационными и пропагандистскими ресурсами, но практически полностью утратившему доверие населения.
При помощи консолидации усилий профессионального PR-сообщества и привлечения колоссальных финансовых средств, Президенту РФ Б.Ельцину удалось добиться небольшого перевеса над Г.Зюгановым во втором туре и сохранить статус-кво во власти и в стране.
После думских выборов 1995 г. и президентских выборов 1996 г. наметился определенный процесс роста эффективности структур государственного PR за счет привлечения опыта и кадровых ресурсов частных российских PR-компаний. Пик влияния этих специалистов и структур пришелся на конец президентства Б.Ельцина, когда в администрации Президента РФ, по мнению специалистов, практически было введено внешнее управление – «власть в стране окончательно перешла в руки номенклатуры».
В то же время, ресурсы государственного PR активно и бесцеремонно использовались олигархическими группировками в рамках непрекращающихся информационных войн, в результате которых чаще всего происходило очередное перераспределение властных полномочий в интересах той или иной группы. Власть кремлевской номенклатуры простиралась до самых до окраин. Такое положение вещей продолжалось вплоть до выборов 2000 года, на которых победил человек если и не семи пядей во лбу, то, по крайней мере, адекватно воспринимающий действительность.
Царство номенклатуры, продолжавшееся четыре года, сегодня многие сравнивают со временами заката советской империи. Но точно такой же период страна переживала и накануне крушения российской империи».
В то же время, «Путин сам прошел школу администрации Президента в ранге заместителя. Поэтому прекрасно знает, что превращение администрации из «семейного» в государственный орган – задача не одного дня или месяца». (приложение 2)
2000 - 2001 гг. – «PR. В начале нового века»
Нынешнему Президенту РФ В.Путину досталась в наследство довольно громоздкая и разбалансированная система власти с теми же инструментами и возможностями в сфере PR, что и при Б.Ельцине. Соответственно и задачи перед ним стоят непростые. Главное – не повторять прежних ошибок.
С одной стороны, информационное освещение трагедии АПЛ «Курск» в 2000 году высветило сегодняшнее кризисное состояние государственного PR. С другой стороны, складывается впечатление, что новая власть всерьез стала задумываться о целенаправленной корректировке образа России как за рубежом, так и в сознании соотечественников.
На этом этапе развития российского PR сфера культуры, пожалуй, наиболее динамично реагирует на социальные и экономические изменения в обществе. Причем, если за рубежом вербовка работников PR осуществляется преимущественно из журналистско-университетской среды, то в России специфика заключается в том, что формирование специалистов PR наиболее активно идет за счет привлечения именно работников культуры. Они оказались наиболее подготовленными к этому запросу времени. Именно они занимаются PR: подготовкой и проведением выставок, праздников, конкурсов, фестивалей, концертных программ, вечеров и т. п.
Другой
разговор, что существенно меняется
заказчик этих мероприятий и акций.
Разумеется, у наших органов
2.2 Современный этап развития PR в России
PR
в России в последние годы развивается
очень быстрыми темпами. Согласно опросу
исследовательской группы РОМИР, сегодня
каждый пятый российский гражданин имеет
представление о том, что такое PR. Число
вузов, открывающих в своих стенах PR-специальности,
неуклонно растет, что свидетельствует
о престижности PR как профессии и востребованности
данных специалистов на рынке труда. По
оценке генерального директора кадровой
компании "БЛМ-консорт" Михаила Богданова,
резкий рост спроса на PR-специалистов
начался в середине 2000 г., когда рынок окончательно
оправился от последствий кризиса. Однако
после ряда избирательных кампаний в обществе
сложился весьма негативный «миф» о PR.
Хотя то, что у нас бездумно окрестили
«черным PR», в сущности, PR не является.
Следует обратить внимание на то, что в
публикациях по проблемам Public Relations нередко
встречается вульгарно-управленческий
подход к PR лишь как к технологии влияния
на общественное мнение. Этот подход напоминает
пресс-посредническую и информационную
модели Public Relations, имевшие распространение
на начальных этапах становления института
PR в XIX — начале XX в. До сих пор в России
четко не сформирована потребность в связях
с общественностью. Апелляция к населению
служит только фоном для борьбы в высших
эшелонах власти, которые в принципе независимы
от общественного мнения. Общественность
не структурирована социально и экономически,
находится в инертном состоянии. На Западе
эта проблема решается построением сложной
структуры, которая учитывает право клиента
на разнообразное поведение. У нас было
создано право на автономное поведение,
но не сформированы методы социального
управления.
2.3. Пиарщики как социальная группа
В контексте данных противоречий развития PR в нашей стране возникает особый интерес к описанию признаков пиарщиков как социальной группы.
Пожалуй, прежде всего следует начать с того, анализируемая общность людей выделена на основе профессионального признака, то есть имеем дело с профессиональной группой. Соответственно ко всем членам группы предъявляются на только функциональные, но и личностные требования:
1. Они
находчивы. Это способные,
2. Они
знают, как вести себя с
3. Они всегда стремятся вперёд и на этом пути находят творческие решения. Им не нужно указывать, что следует делать дальше; инстинктивно они это знают сами. Они не боятся начать с чистого листа бумаги – для них это означает просто новые возможности.
4. Они умеют писать; они могут формулировать свои мысли в убедительной форме.
Можно не сомневаться, что России людей, обладающих такими качествами много. Но, как известно, каждая социальная группа имеет свои образовательные стандарты. PR-образование в России является серьёзной проблемой. Из-за нехватки готовых профессионалов в PR часто идут люди, навыки которых можно транспонировать в PR-деятельность, - журналисты, люди с опытом работы в маркетинге и др. "Образование по специальности "связи с общественностью" переживает период накопления опыта, в том числе и опыта, скажем так, противоречивого", - говорит генеральный секретарь Российской ассоциации по связям с общественностью Сергей Беленков. По мнению Юлианы Слащевой, партнера PR-агентства "Михайлов и партнеры", у российского PR-образования есть два серьезных изъяна - это отсутствие единообразия и почти полное отсутствие преподавателей с опытом работы в PR. Поэтому наличие специального образования у кандидата-пиарщика не дает ему никакого дополнительного преимущества при приеме на работу. "Я ни разу не видела того, кто хотел бы взять человека, окончившего факультет или отделение PR в каком-либо вузе, - говорит Наталья Кукалец из компании "АНКОР". - Традиционное журналистское, языковое, другое гуманитарное образование выглядит надежнее".
2.4. Перспективы развития PR в России
Проанализировав деятельность PR-агентства «Обратная связь» можно сделать вывод, что российский рынок PR-услуг в настоящее время находится на достаточно высоком уровне. Перспектива его дальнейшего развития тоже радует: «…могу отметить тот факт, что не только члены PR-сообщества, но и клиенты начинают понимать, что на поверхностных эффектах нельзя добиться долгосрочных результатов. Практика PR будет постепенно усложняться…» Наталья Мандрова президент Центра коммуникативных технологий "Prопаганда" «В будущем году можно прогнозировать сохранение на российском рынке уже существующих тенденций и дальнейшее общее развитие отрасли, выражающееся в том числе и в росте доходов PR-индустрии (которые возрастут приблизительно на 20%). Очень резкий скачок в развитии сделает PR в потребительском и фармацевтическом секторах.» Вероника Моисеева президент агентства Imageland Edelman PR
«…время показало, что появляется все больше умных клиентов, которым нужен комплекс услуг. Это положительная тенденция, поскольку клиенты начинают платить за мозги, а раньше платили за "руки-ноги"…»