Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:47, курсовая работа
Маркетинг - это комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследований и прогнозирования рынка, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ /3,23/. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных услуг.
Данная таблица является основой для расчета ряда аналитических показателей – коэффициентов ликвидности и платежеспособности.
Основными коэффициентами ликвидности являются: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности:
Экономическую результативность управленческой деятельности
предприятия "Очаково" показывает коэффициент КЭР , рассчитываемый как отношение дохода Д к общей сумме издержек на производство и реализацию продукции за год ЗПР:
КЭР2000 = Д / ЗПР = 10 303 / 326 = 31,6
КЭР2001 = Д / ЗПР = 15 839/ 402 = 39,4 (2.2)
Коэффициенты КЭР2000 и КЭР2001 >
Это означает то, что предприятие работает с прибылью, и имеются возможности для расширения производственной и коммерческой деятельности. Соотношение численности аппарата управления ЧВУ к численности промышленного, производственного, коммерческого персонала ЧППК показывает коэффициент КЭ:
КЭ = ЧВУ / ЧППК = 35/415 = 8,4
Показатель данного коэффициента остается неизменным в течение последних двух лет, что говорит о стабильности численности персонала предприятия "Очаково" иоб отсутствии текучести кадров.
2.5 Анализ сбытовой сети
Анализ сбытовой сети - это изучение способов наиболее эффективной доставки товара от производителя до конечного пользователя. Построение сбытовой сети - на мой взгляд самое важное решение руководства предприятия ЗАО "Очаково" определяющее ее успех на рынке. От размеров и эффективности работы сбытовой сети зависят общий оборот предприятия и динамика его роста, норма и размер получаемой прибыли. Но сегодня от сбытовой сети зависит степень контроля предприятия над доведением своей продукции до конечного потребителя, а значит и эффективность оборотной связи между производителем и потребителем.
Анализируя каналы распределения продукции ЗАО "Очаково" ( рис. 3.1.) можно сказать, что канал сбыта идет не только от изготовителя к потребителю, но и охватывает также взаимодействие производителя с поставщиками сырья, материалов, комплектующих. Это характерно для неразвитых рынков, где слабы товарно-денежные отношения и распространен бартер: в этом случае поставщик материалов одновременно является и покупателем конечной продукции. Рассмотрим каналы распределения потребительских товаров (рис. 2.3)
В данном случаи выделяют четыре канала:
Рисунок 2.3 - Каналы распределения продукции фирмы ЗАО «Очаково»
Первый канал - это канал нулевого уровня. Достоинством этого канала распределения является то, что на продаваемый товар не накладываются торговые наценки, транспортные затраты на доставку продукции минимальна. Основная часть всей продукции ЗАО «Очаково» осуществляется через продуктовые магазины. Недостатками данного канала является потребность в необходимости широкой рекламы, на продукцию, производимую ЗАО "Очаково»".
Вторым нестандартным каналом распределения является бартер на материалы, энергоресурсы. Его достоинство - это возможность оплаты, так как нет денежных средств.
Третий канал - торговая сеть города Краснодара при этом реализуется 70 % продукции.
Четвертый канал - торговая сеть других городов, при этом реализуется 25 % продукции.
2.6 Определение и анализ целевых сегментов рынка. Выбор перспективного
целевого рынка.
Сегментация рынка продукции ЗАО «Очаково» представлена в следующем виде:
- 40% - люди со средним достатком, рабочие и служащие, с доходом до 1000
рублей в месяц на члена семьи
- 20% - «малоимущие» (рабочие и служащие) с доходом до 500 рублей в месяц
на члена семьи
- 5% - «наиболее обеспеченные», в основном руководители с доходом от 3000
рублей
- 3 % - бизнесмены – от 5000 рублей
- 10% - студенты
Рассмотрим рыночную характеристику сегментов рынка, которая представлена в таблице 3.2
Таблица 2.3- Сегментирование рынка пива г. Краснодара
Потребители по полезным свойствам |
Потребители по демографическому признаку |
Потребители по поведенческому признаку |
Потребители по психографическому признаку |
Популярные фирмы |
Экономия (низкая цена) |
Большие семьи, домохозяйки, пенсионеры, временно безработные |
Активные пользователи |
Ипохондрики, с консервативными вкусами |
Те, производители у которых цена наиболее приемлемая (низкая) |
Качество |
Деловые люди, имеющие постоянное место работы |
Активные пользователи |
Активные, уверенные в себе люди |
По приемлемости цены, имеющиеся в продаже |
Соответствие модным тенденциям |
Молодежь, до 27 лет, студенты и служащие |
Любители авангарда, новаторы, экспериментат. |
Общительные, независимые, стремящиеся к достижению целей |
«Клинское», импортные производители |
2.7 Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО «Очаково»
В настоящее время без системы маркетинговой службы, обеспечивающей проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к свойствам и качеству товара, производителю трудно выжить в конкурентной борьбе. Поэтому немаловажную роль в деятельности предприятия играет отдел маркетинга.
Основная цель управления маркетинговой деятельности – обеспечение ее
максимальной эффективности, а через нее и эффективности функционирования всего предприятия. Если организация управления в том, числе управления маркетингом эффективна, то в процессе деятельности предприятия улучшаются такие показатели, как прибыль, объем продаж, доля рынка.
Управление маркетинговой деятельностью, направленной на решение проблем предприятия и организацию планомерного, целесообразного функционирования всей производственной системы – это сложный циклический процесс.
Рассмотрим основные задачи отдела маркетинга на предприятии ЗАО «Очаково»
Основные задачи отдела маркетинга:
- разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга
- исследование факторов,
определяющих структуру и
- исследование потребительских
свойств производимой
- ориентация разработчиков и производства на выполнение требований
потребителей к выпускаемой продукции
- исследование потребительских
свойств производимой
информации об удовлетворении ими покупателей. Анализ соответствия выпускаемой продукции потребностям покупателей;
- подготовка предложений
по привлечению сторонних
- выявление системы взаимосвязи между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации о потенциальных рынках сбыта продукции предприятия разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламной кампании
- организация рекламы при помощи СМИ
- обеспечение наружной рекламы
- организация участия предприятия в выставках
- разработка предложений
по формированию фирменного
Глава III Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельностью на ЗАО "Очаково"
Проведенный анализ деятельности предприятия и структуры рынка позволил достаточно точно определить направления совершенствования маркетинговой деятельности ЗАО "Очаково": совершенствование организационной структуры, планирования, системы обеспечения кадрами, информационной системы предприятия.
3.1 Совершенствование системы управления маркетингом
Предприятию необходимо продумывать маркетинговый план, который
предусматривает особое обслуживание нескольких крупных заказчиков, которые составляют большую часть бизнеса, то есть тех 20%, которые дают возможность предприятию поддерживать свой бизнес на должном уровне. Менеджеры высшего звена часто поддерживают личные контакты с менеджерами фирмы –покупателя одного с ними ранга и на постоянной основе курируют отношения с этими заказчиками. При потере крупного клиента пива за это непосредственно возлагается на высшее руководство фирмы.
Чтобы избежать таких потерь, необходимо принять к действию следующие меры:
-Расширение сбытовой команды.
-Подготовка и обучение сбытового персонала.
-Приобретение более полных знаний по существующим рынкам, на которых работает фабрика.
-Изучение и анализ потенциальных рынков.
-Ежеквартально проводить опросы покупателей, как в крупных универмагах, так и в магазинах для выявления покупательских предпочтений.
-Отделу маркетинга и сбыта необходимо вести учет спроса на каждый вид товара и принимать план, опираясь на полученную статистику.
-Отсутствие информации о предприятии в СМИ неблагоприятно сказывается на её имидже, а так же влияет на спрос товаров , поэтому перед выводом на потребительский рынок новых товаров необходимо провести широкомасштабную рекламную кампанию.
-При затаривании складов выпущенной продукцией провести 1-2 недельную распродажу со снижением цен, можно приурочить распродажу к какому – либо празднику или событию в общественной жизни города, страны и т.д., обязательно используя информационную поддержку СМИ.
-Разработка новых товаров с предварительным изучением нужд и
потребностей потенциальных клиентов.
-Ежемесячно выделять средства для проведения рекламных мероприятий.
Расширение сбытовой команды. Службу сбыта можно организовывать по-разному
– по виду товара, географическим регионам, заказчикам или фазам процесса
продаж. Независимо от того, какой подход используется, руководство должно определить размер каждой территории и назначить продавцов, отвечающих за эти территории, так как организация службы сбыта по типу товара или заказчикам резко снижает эффективность использования рабочего времени службы, если только типы заказчиков или товара не сгруппированы по территориям. Такая картина очень хорошо видна на ЗАО "Очаково".
Решения по территориям
рекомендуется принимать в
-Организация нового подразделения
-Освоение новой продукции
Следующим шагов в совершенствовании управления маркетинговой деятельностью на ЗАО "Очаково" может быть - подготовка и обучение сбытового персонала, т.е.это - приобретение более полных знаний по существующим рынкам, на которых работает предприятие; изучение и анализ потенциальных рынков.
Чтобы изучение и анализ спроса на товары ЗАО «Очаково» были как можно более продуктивны, необходимо разработать систему изучения спроса.
Для начала нужно провести сегментирование рынка, каждый сегмент
постараться разбить на подсегменты и затем изучить потребности, нужды,
мотивации, перспективы. Необходимо сегментировать рынок, исходя из нескольких признаков сегмента.
Такая информация может быть полезна при планировании рекламной кампании – зная, какой сегмент является потребителем тех или иных видов продукции, мы продвигаем для соответствующего сегмента соответствующий класс продукции. А при выпуске нового товара на рынок мы узнаем, кто является потенциальным потребителем, что позволит более точно «подогнать» характеристики продукта под требования покупателей.
Сегментирование желательно проводить по следующим критериям:
¨ Возраст и пол
¨ Образование
¨ Уровень дохода
¨ Стиль, образ жизни
¨ Затраты на пиво: частота покупок, средняя сумма разовой покупки
¨ Потребительские предпочтения:
- Требования к качеству, внешнему виду
- ценовые предпочтения
- место приобретения
Одним из методов определения приоритетности изделия с точки зрения
интересов покупателей является анкетирование, которое позволяет выяснить
степень и мотивы предпочтения при выборе товара. Здесь можно применить