Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:56, курсовая работа
Целью исследования является формирование навыков осуществления маркетинговых исследований, в ходе которых будет исследована образовательная инфраструктура города Харькова на предмет уровня инфраструктурной обеспеченности.
В ходе проведения исследования будут проделаны следующие этапы:
– формулировка гипотез и проблем исследования;
– определение и дальнейшее использование состава переменных, которые будут исследованы;
– определение источников получения информации;
– определение и использование методов сбора информации;
Введение ……………………………………………………………………….. 3
1. Формулировка гипотез и проблемы исследования ………………………. 4
2. Разработка плана маркетингового исследования ………………………... 5
2.1. Состав наблюдаемых переменных …………………………………… 5
2.2. Источники получения информации ………………………………….. 6
2.3. Методы сбора, записи и хранения, а также анализа
информации ………………………………………………………………… 9
3. Краткий научный отчет ……………………………………………………. 11
Заключение ……………………………………………………………………. 13
Список использованной литературы ………………………………………… 15
Приложение 1 ………………………………………………………………… 16
Приложение 2 ………………………………………………………………… 18
Приложение 3 ………………………………………………………………… 19
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………..
1. Формулировка гипотез и проблемы исследования ………………………. 4
2. Разработка плана маркетингового исследования ………………………... 5
2.1. Состав наблюдаемых переменных …………………………………… 5
2.2. Источники получения информации ………………………………….. 6
2.3. Методы сбора, записи и хранения, а также анализа
информации ………………………………………………………………… 9
3. Краткий научный отчет ……………………………………………………. 11
Заключение ……………………………………………………………………. 13
Список использованной литературы ………………………………………… 15
Приложение 1 ………………………………………………………………… 16
Приложение 2 ………………………………………………………………… 18
Приложение 3 ………………………………………………………………… 19
ВВЕДЕНИЕ
Объектом данного исследования выступает образовательная инфраструктура города Харькова, а если быть точнее, высшие учебные заведения.
Предмет исследования – это особенности функционирования и развития образовательной инфраструктуры, т.е. непосредственно уровень инфраструктурной обеспеченности высшими учебными заведениями города Харькова.
Целью исследования является формирование навыков осуществления маркетинговых исследований, в ходе которых будет исследована образовательная инфраструктура города Харькова на предмет уровня инфраструктурной обеспеченности.
В ходе проведения исследования будут проделаны следующие этапы:
– формулировка гипотез и проблем исследования;
– определение и дальнейшее использование состава переменных, которые будут исследованы;
– определение источников получения информации;
– определение и использование методов сбора информации;
– определение записи и хранения информации;
– определение методов анализа информации.
На основе проведенного исследования будут сделаны научные выводы с обоснованием всех проделанных видов работы; предоставлено резюме, которое будет включать результаты осуществленного исследования, а также будет определен уровень достаточности инфраструктурной обеспеченности города.
1 ФОРМУЛИРОВКА ГИПОТЕЗ И ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Данный этап является решающим и обуславливающим успех всего предпринимаемого исследования. Говоря более конкретно, речь идет о необходимости выразить проблему в форме одного или нескольких точных вопросов, требующих изучения, ответы на которые позволяют менеджеру принять более обоснованное решение.
Вопросы, требующие изучения – это «техническая версия маркетинговой проблемы», поставленная заказчиком перед исследователем.
В данном аспекте проблема, сформулированная для исследования, будет звучать следующим образом:
1. Существует ли зависимость между половой принадлежностью респондентов и степенью удовлетворенности ими уровнем развития образовательной инфраструктуры города Харькова.
2. Насколько достаточным является уровень развития (обеспеченности) образовательной инфраструктуры.
После четкого определения проблемы необходимо, в соответствии с вопросами, требующими изучения, сформулировать одну или несколько гипотез, поддающихся эмпирическому подтверждению или опровержению. Эта фаза важна, потому что позволяет определить тип данных, которые необходимы для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Следовательно, гипотезы, сформулированные на основе проблемы исследования, будут звучать так:
– нулевая гипотеза Н0 – не существует статистически значимой зависимости между половой принадлежностью респондентов и степенью удовлетворенности ими уровнем развития (обеспеченности) образовательной инфраструктуры;
– рабочая гипотеза Н1 – существует статистически значимая связь между половой принадлежностью респондентов и степенью удовлетворенности ими уровнем развития (обеспеченности) образовательной инфраструктуры.
2 РАЗРАБОТКА ПЛАНА МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Разработка плана исследования предусматривает уточнение ряда моментов, а именно:
– состав наблюдаемых переменных;
– источники получения информации;
– методы сбора информации;
– методы записи и хранения информации;
– методы анализа полученной информации.
2.1 Состав наблюдаемых переменных
Процесс эмпирической проверки гипотез представляет собой не просто сбор фактов, а всегда опирается на методы статистического анализа, обеспечивающие объективность получаемых выводов.
Применение этих методов требует, чтобы исследуемые явления были формализованы в виде набора переменных, поддающихся количественному измерению. Очевидно, что при разработке плана исследований необходимо убедиться, что количество переменных будет достаточным для проверки всех выдвинутых гипотез, а тип значений переменных – удовлетворять требованиям последующих процедур обработки данных.
Состав переменных, которые необходимы для проверки всех выдвинутых гипотез, представлен следующим образом:
– количество высших учебных заведений в городе;
– стоимость образования;
– возможность поступления;
– специализация ВУЗа (имеет большой перечень специальностей или же узкоспециализированный);
– престижность ВУЗа.
Данное количество выбранных переменных является достаточным для оценки уровня инфраструктурной обеспеченности, т. к. в достаточно полной мере характеризует образовательную инфраструктуру.
Состав наблюдаемых переменных имеет два типа переменных – как метрический тип, так и неметрический, т. к. предполагается не только оценка каждой переменной отдельно по 10-балльной шкале (метрический тип переменных), но и необходимость проранжировать их по степени важности для респондента (неметрический тип).
Также для проверки гипотез в состав наблюдаемых переменных были включены следующие шкалы:
– номинальная шкала (половая принадлежность респондентов), которая относится к неметрическому типу измерительных шкал;
– пропорциональная шкала (возраст респондентов), которая относится к метрическому типу измерительных шкал.
Данные переменные были выбраны исходя из того, что в дальнейшем они помогут дать более детализированную оценку уровня инфраструктурной обеспеченности.
2.2 Источники получения информации
Состав наблюдаемых переменных, конечно, ориентирует последующий сбор данных, но еще до его начала необходимо определиться с источниками получения информации, т.е. кто именно является носителем необходимой информации, а также насколько носители информации досягаемы как в пространстве, так и во времени, и насколько они могут быть предрасположены сотрудничать и предоставить интересующую информацию.
Для данного маркетингового исследования в качестве источников получения информации были представлены все жители города Харькова. Именно жители Харькова располагают необходимой информацией для исследования, а именно, об уровне развития образовательной инфраструктуры города Харькова, т.к. несмотря на то, студенты это или работающие, все столкнулись с выбором высшего учебного заведения в городе, поэтому в состоянии оценить данную инфраструктуру.
Следовательно, жители Харькова – это и есть непосредственно генеральная совокупность, на основе которой будет осуществлена вероятностная выборка.
Вероятностной называют такую выборку, при которой любая единица изучаемой совокупности имеет заранее известную вероятность попасть в выборку. Основной принцип ее составления – случайный отбор, при котором любая единица изучаемой совокупности имеет равную вероятность попасть в выборку.
Но прежде, чем определиться с размером выборки, необходимо провести предварительный опрос респондентов (не менее 30 человек), на основе которого и будет рассчитан размер простой случайной выборки.
Размер простой выборки может быть рассчитан по формуле:
, (2.2.1)
где Zα – константа, зависящая от желаемого уровня достоверности (значимости) результатов α;
s – среднеквадратическое отклонение в выборке или лучше в генеральной совокупности, если оно известно;
Е – допустимая ошибка (±) оцениваемого параметра в единицах измерения этого параметра.
В данном случае выборка рассчитывается с уровнем значимости 5% (при уровне значимости 5% константа Z принимает значение равное 1,96), допустимая ошибка оцениваемого параметра принимается равной ± 0,8, что является достаточным (и уровень значимости и ошибка) для определения размера простой случайной выборки.
Среднеквадратическое отклонение в простой случайной выборке определяется по следующей формуле:
, (2.2.2)
где хi – оценка по каждой исследуемой переменной в выборке;
хср – средняя оценка по всем исследуемым переменным в выборке;
n – общее количество оценок.
В данном случае общее количество оценок равно 150, так как в результате предварительного опроса было опрошено 30 респондентов, а количество переменных в каждом вопроснике равно 5-ти.
Средняя оценка по всем исследуемым переменным в выборке определяется по формуле:
,
Рассчитаем среднюю оценку по всем исследуемым переменным в выборке:
Далее определим среднеквадратическое отклонение в простой случайной выборке:
Теперь, после всех вышеприведенных расчетов, можно определить размер выборки (предварительные расчеты, использованные в приведенных формулах см. в приложении 1):
Следовательно, размер выборки, который необходим для проведения данного маркетингового исследования равен 35, поэтому еще необходимо дополнительно опросить 5 человек.
2.3 Методы сбора, записи и хранения, а также анализа информации
Каждый метод сбора информации из арсенала существующих имеет свои преимущества и недостатки как с точки зрения степени объективности получаемой информации, так и с точки зрения оперативности и требуемых затрат. Конечно, выбор метода сбора информации, в первую очередь, зависит от специфики исследуемой проблемы, но в то же время возможные сроки проведения исследования и требуемый объем затрат во многих случаях существенно влияет на окончательное решение.
Поэтому, исходя из всех вышеперечисленных факторов, влияющих на выбор метода сбора информации, в данном случае в основе исследования был использован коммуникативный метод сбора информации, а если быть точнее, личный опрос.
Коммуникативные методы сбора информации – это методы, предполагающие установление обратной связи (прямой или косвенной) с респондентом с целью получения искомой информации в результате согласия сотрудничать с его стороны.
Основным инструментом записи и хранения информации при опросе является вопросник. Вопросник представляет собой совокупность вопросов и измерительных шкал, тип, форма и последовательность которых зависят от целей исследования (пример разработанного вопросника представлен в приложении 2).
После определения метода записи и хранения информации следует определиться с методами последующего анализа собранных данных. Их выбор определяется сущностью выдвинутых гипотез, которые оказывают непосредственное влияние и на выбор метода сбора необходимой информации.
Вследствие всего этого, в качестве метода анализа собранной информации был выбран метод логического и аналитического анализа полученных результатов. Также в качестве способа обработки собранных данных и дальнейшего их анализа был использован программный продукт Microsoft Office - Microsoft Excel (см. приложение 3).
3 КРАТКИЙ НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ
В результате проведенного маркетингового исследования были сформированы навыки осуществления маркетинговых исследований, т.е. непосредственно была исследована образовательная инфраструктура города Харькова на предмет уровня инфраструктурной обеспеченности.
В ходе проведения исследования были реализованы следующие этапы:
1. Были сформулированы гипотезы и проблемы исследования, что послужило главной основой для реализации исследования и задало направление действия.
Информация о работе Определение уровня обеспеченности образовательной инфраструктуры города