Определение фармацевтического рынка с точки зрения экономики. Закон спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:55, контрольная работа

Краткое описание

В 1991 г. правительством РФ было принято решение о либерализации оптовых цен. Вслед за этим последовало решение о либерализации розничных цен и был подписан приказ министра здравоохранения и медицинской промышленности РФ о праве юридического лица для распределительной сети учреждениям оптового и розничного звена. Кроме того, в том же 1992 г. постановлением правительства РФ и приказом Министерства здравоохранения РФ была создана структура разрешительной системы с выдачей лицензии на право производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности, а также сформирована первоначальная система на получение лицензий на ввоз лекарственных средств. В эти два года были сформированы условия для перехода к рыночной экономике фармацевтической промышленности, системы оптового снабжения и розничной продажи лекарств.

Файлы: 1 файл

готовая уэф.docx

— 50.39 Кб (Скачать)

Наше население десятилетия  не знало и еще десятилетия  могло бы обходиться без удобных  и в ряде случаев более безопасных быстрорастворимых форм лекарства  ( шипучие таблетки ), не появись они повсеместно в продаже. Подобное можно сказать и о впервые появившемся на прилавках прекрасном выборе слабительных или резко расширившемся ассортименте противопростудных средств. Конечно, все это можно высокомерно считать мелочами. Но с такой точкой зрения вряд ли согласятся потребители «К примеру, те из них, жизнь которых еще недавно была полна унизительных мучений из-за отсутствия тех же слабительных. И к тому же роль аптек серьезна и во внедрении сильнодействующих лекарств. Так, расширение использования антибиотиков цефалоспоринового ряда в отечественной врачебной практике вряд ли было бы столь бурным, если бы они не стали легко доступны .

Конечно, исследует идеализировать ситуацию и тем более считать  российский вариант цепочки продвижения  лекарства каким-то "преимуществом". В конце концов аптека хоть и очень специфическое, но все же торговое предприятие. И ее интерес к повышению оборота и прибыли может иметь и негативные стороны. О том, что это не досужие домыслы, можно судить по той простоте, с которой в аптеках сейчас без рецепта продаются даже сильнодействующие препараты. Безусловно, предпочтительным был бы классический вариант цепочки, когда популярность приходит только к тем препаратам, на которых остановит свой выбор врачебное сообщество страны.

Но столь же опасно смешивать  желаемое и действительное. Чтобы  исполнять роль арбитра, отбирающего  на безбрежном мировом фармацевтическом рынке лучшие лекарственные препараты, врач должен занять совсем другое место  в обществе, да и сам серьезно повысить свою квалификацию. В реальной же жизни хорошее новое лекарственное  средство легче увидеть в аптеке, чем услышать о нем от врача. И  было бы расточительством не использовать тот потенциал совершенствования отечественного рынка, который несет в себе перестроившаяся на рыночный лад аптека.

У аптеки, как никогда, появился интерес к эффективному размещению лекарств на прилавках, использованию  рекламных и информационных материалов. А как великолепен для аптек, рафинированный маркетинговый прием, когда на 2 - 3 популярных препарата сознательно поддерживаются цены ниже, чем в других аптеках. Расчет прост : репутация "дешевой аптеки" привлечет дополнительных клиентов, которые привыкнув ходить сюда, будут покупать именно здесь и другие лекарства .

Расширение и углубление ассортимента аптек, использование  новых методов работы и услуг  для посетителей, привлечение новых  потребителей ведет к значительному увеличению товарооборота аптек и их дохода, и, соответственно  к оптимизации финансовых результатов предприятия.

Кроме того, необходимо представлять себе какие потребности населения  и лечебно - профилактических учреждений аптека, как фармацевтическая структура, собирается удовлетворять и в  чем ее уникальность ?

Кто является потенциальным  покупателем товаров и какую  цену он готов заплатить?

Чем будут отличаться данные товары ( лекарственные средства, гигиенические товары и прочие) от аналогичной продукции, реализуемой конкурентами.

Каким способом устанавливаются  контакты с потенциальными покупателями ?

Предложение устанавливает  зависимость между рыночными  ценами и тем количеством товара, которое производители согласны изготовить и продать.

Ценой предложения называют ту минимальную, или наименьшую, цену, по которой продавец все еще может  продать свой товар. Ниже этой цены он не может его уступить, так  как в противном случае он потерпит убыток и производство товара окажется нерентабельным. 

Если предложение превышает  спрос, то товар перестают покупать, и поэтому продавцы вынуждены  будут снижать цены. Когда же спрос  превысит предложение, то цена повысится.

И существует точка равновесия, когда объем спроса на товар равен  объему его предложения.

Мы все время говорим  о падении покупательской способности  населения, о том, что люди просто вынуждены бросать рецепт и оставаться без лекарств. Практически основная проблема сегодня - недоступность лекарств из-за их цены.

Еще один показатель фармацевтического  рынка в России: разброс цен. От нескольких до десятков раз. Казалось бы, рыночные отношения созданы, но если рынок есть, такого разброса цен  на лекарственные средства не может  быть.Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ не раз выходило в правительство с предложениями, пытаясь установить фиксированные или регулированные цены, хотя бы на перечень жизненно важных препаратов, но поскольку эти мероприятия требуют дополнительных финансовых вложений, вопрос до сих пор не решен.

Сегодня в аптеках появился интерес к эффективному ценообразованию .С одной «стороны, цена должна удовлетворять покупателя, с другой стороны, аптека не хочет оставаться в проигрыше. Сегодня, при большем количестве поставщиков и посредников, легче "сыграть" с ценой на препарат. Некоторые позиции лекарственных средств у поставщиков совпадают: аптека купит у того, кто продаст дешевле. Соответственно, при сохранении торговой наценки, аптека дешевле продаст покупателю. Тем более это важно, если рядом - соседствуют еще такие аптеки и другие аптечные учреждения.

Ранее говорилось о снабжении  аптек отечественными и импортными препаратами о том, что препараты, друг друга заменяющие, несоизмеримы по цене. Что же получается еще один парадокс: аптеке невыгодно брать  дешевое лекарство, потому что, продав препарат за 50 тыс. рублей, она имеет прибыль в 25 процентов, но гораздо большую, чем если она реализует наш аспирин за 1.000 или 2.000. Как решить эту проблему ? Она на "совести" аптеки. Аптека может иметь аспирин фирмы "Байер" по цене 6.000 - 6.500 рублей, и отечественный, стоимостью до 1.000 руб. А может иметь лишь один из них . Только для каждого товара находится свой покупатель. В последнее время произошла переоценка критериев выбора продукции. Ведущим критерием становится, так же как и в международной практике, качество продукции, а не цена.  

Есть желание удовлетворить  каждого покупателя ? Нужно иметь все !

Безнравственно пополнять  ассортимент аптеки исключительно  лишь коммерчески выгодными препаратами. Нужно в первую очередь позаботиться об интересах посетителей аптеки. Но в этом случае и образных интересах  разных посетителей.

Самое слабое место в ассортименте аптек - жизненно важные препараты и  лекарственные средства, подлежащие чаще всего бесплатному или льготному  отпуску. Об отсутствии или наличии  жизненно важных препаратов в аптеках  не может быть никаких споров. Лекарственные  средства и изделия медицинского назначения данного перечня должны быть в количестве, достаточном для  удовлетворения потребностей обслуживаемого населения.

Что касается лекарств льготного  и бесплатного отпуска, то к сожалению, правительство, декларируя льготы разным категориям больных, плохо поддерживает территории. Практически еще с союзных времен из постановления в постановление переходят льготы различным категориям граждан. Но, учитывая рост цен, территории не могут обеспечить всех нуждающихся лекарствами по льготным рецептам.

Аптеки оказываются в  ситуации, когда из-за реализации медикаментов по льготным и бесплатным рецептам, которые не оплачиваются Территориальными фондами медицинского страхования, долг их растет и растет перед поставщикам. Первые вскоре перестают отпускать по бесплатным рецептам или вовсе не берут медикаменты заведомо "льготного" списка, а последние сокращают до минимума поставки этих лекарственных средств. В результате резко сокращается перечень наименований, по которым льготы предоставляются. Отсюда масса писем - жалоб в регионах.

Итог один: аптечные учреждения прекращают бесплатный и льготный отпуск полностью или частично. Потребитель  лишается своих прав и вынужден приобретать  лекарственные средства за полную стоимость.

С другой стороны, наша отечественная  промышленность по большинству основных групп препаратов может сама обеспечить аптеки и территории. Сложность в том, что лекарства трудно выкупить, импорт легче доходит до аптеки, потому что фирмы предоставляют аптекам льготы. В этом убеждает и тот факт, что доступ импортных лекарств на отечественный рынок чрезвычайно прост, в том числе и тех аналоги которых выпускаются в России: фенигидин - коринфар, азалиптин - лепонекс, этамзилат - дицинон.

Соотношение потребления  лекарств импортного и отечественного производства складывается не в пользу последнего. Сегодня уже не только аптеки, но и лечебно-профилактические учреждения не удовлетворены по заявкам  на раствор полифера, лизоцим, террилитин, раствор дипироксина, йодонат, йодинол, атропина сульфат, унитиол, глюферал, фенибут, кофеин - бензоат натрия, эфедрин, эринит, клофелин. Список можно продолжать до бесконечности, тем более, что он год от года увеличивается. В этом году он пополнился витаминными препаратами ( токоферола ацетат, ретинола ацетат, рибофлавина мононуклеотид в ампулах и т.д.). Конечно, можно использовать мукосольвин вместо ацетилцистеина, маннитол вместо маннита и т.д. Можно, но возможности бюджета очень ограничены, а цены на заменяющие препараты несоизмеримо высоки, особенно в условиях все разрастающихся перечней льготных категорий граждан на получение лекарств.

И теперь мы подошли к  следующей проблеме: формирование "ценовой  политики".

Известно, что чем выше цена товара, тем меньшее количество его покупают, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше он покупается.

Именно на рынке сталкиваются интересы покупателей и продавцов: продавцы стремятся продать свой товар дороже, а покупатели - купить его дешевле. Но здесь существует определенный предел, а именно та максимальная, или наибольшая цена, которую покупатели согласны заплатить за товар. Это  цена называется ценой спроса и рыночная цена не может ее превосходить.

Формирующийся спрос - спрос  на новые и малоизвестные лекарственные  средства.

Как было отмечено выше, сегодня  в среднем отказы в аптеках  составляют 25 процентов.

Безусловно, что "российский рынок " не  может жить за счет наименований, включенных в перечень жизненно важных лекарств. Это значительно меньше, чем  должны быть сегодня на рынке, чтобы обеспечить требуемое лечение".

Аптека сегодня самостоятельно отбирает круг поставщиков, ориентируясь, на наиболее привлекательные предложения. "При этом с централизованных складов" поступает, примерно, 39 % лекарств, 43% закупается у частных оптовых фирм и непрерывно растет доля прямых закупок у отечественных и иностранных производителей.

Если раньше у нас было 170 складов, то за три года их стало  на 250 больше. Больше стало мелких оптовых  коммерческих структур. А ведь что  такое оптовое звено? Это прежде всего номенклатура лекарственных средств и цены на них".

"Если мы хотим создать  цивилизованный рынок, то должны  принять меры, чтобы удовлетворить  потребность населения по всем  группам лекарственных средств,  прежде всего жизненно важным, в том числе и широкого спроса. Однако, оптовые структуры хоть и развились, но чаще всего такие, которые работают всего с 15-20 наименованиями лекарств и поэтому могут диктовать условия". Именно узкий ассортимент большинства поставщиков приводит к отказу от сотрудничества с ними.

Когда же рынок лекарств в России начнет действовать по-настоящему?

Тогда, когда на одну аптеку будет 50 дистрибьюторов или 60, чтобы  предоставить аптеке достаточную номенклатуру.

Товарная номенклатура - совокупность всех ассортиментных групп  товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям аптечным учреждением.

Показателями товарной номенклатуры являются:

1) широта -общая численность ассортиментных групп, реализуемых аптечным

учреждением. Как, например, химические реактивы, перевязочные материалы,

изделия медицинского назначения.

2) глубина товарной номенклатуры - много вариантность предложений  каждого вида отдельного товара  в рамках ассортиментной группы.

Например, много вариантность детских подгузников в зависимости  от веса и возраста ребенка.

3) насыщенность товарной  номенклатуры - общее число составляющих  ее отдельных товаров.

4) гармоничность - степень  близости между товарами различных  ассортиментных групп с точки  зрения их конечного использования,  каналов распределения. 

Удовлетворение потребностей различных слоев населения.

Неотделимы друг от друга  понятия ассортиментной политики и  товарной политики, включающей в себя инновационную политику (нововведения), саму ассортиментную политику, исключение из производственной деятельности выпуска товаров, потерявших потребительским спрос, совершенствование товаров, тары, упаковки и т.д.

Формирование товарной политики может идти:

1) путем расширения товарной  номенклатуры за счет включения  новых ассортиментных групп товаров.

Насущная задача аптек - иметь  на прилавках не только полный перечень жизненно важных лекарств, но расширить номенклатуру товаров за счет предметов ухода за больными, средств гигиены, санитарии, других изделий медицинского назначения.

Информация о работе Определение фармацевтического рынка с точки зрения экономики. Закон спроса