Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:54, курсовая работа
Стремительное развитие товарных и иных рынков в Республике Беларусь послужило мощным толчком к развитию маркетинговой деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговая деятельность рассматривается как ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятия и основанная на знании потребительского спроса.
ВВЕДЕНИЕ
4
1
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ
6
2
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
13
3
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКТИНГОМ КУП «Завод эффективных промышленных конструкций»
23
3.1 Управление маркетингом на предприятии
23
3.2 Совершенствования организационной структуры маркетинга на предприятии
3.3 Показатели эффективности организационной структуры управления
27
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
37
ПРИЛОЖЕНИЯ
39
3.2 Совершенствования
организационной структуры
Функционирование службы маркетинга на предприятии можно считать эффективным, если деятельность этой службы является всеобъемлющей, мобилизует, кооперирует и координирует усилия всех главных служб предприятия с целью удовлетворения нужд потребителей.
При этом следует в первую очередь следует учитывать, что создание и совершенствование службы маркетинга всегда связано с определенными затратами, психологической перестройкой мышления работников и т.п Конечной целью и результатами функционирования этой службы должны стать увеличение объемов продаж товаров и рост прибыли фирмы. Поэтому очевидно, что эффективной можно считать деятельность службы маркетинга, если затраты на ее создание и функционирование ниже, чем величина той прибыли, которую получит предприятие, в результате работы службы маркетинга [8 с. 96].
В настоящее время предприятие старается вводить различные новшества в деятельность, использовать новые формы и методы работы на рынке, новые методы конкурентной борьбы. Проблемы совершенствования связей производителя и потребителей особенно актуальны, так как в результате насыщения рынка повысились требования к качеству и разнообразию товаров.
Если несколько лет назад основной задачей предприятия было увеличение объема выпуска продукции и рост производительности труда, т.е. основное внимание уделялось производству товаров, то сейчас предприятие обращает все больше внимания на упорядочение системы сбыта и знание рынка. Так как часто надежды на то, что благоприятный случай и усилия, направленные на проталкивание товара на рынок, обеспечат сбыт этого товара потребителю, оказываются напрасными.
В современных условиях предприятие
стремится организовать производство
товаров, прежде всего на известный
рынок. Другие же рынки сбыта становятся
все более известными для предприятия
в результате изучения им спроса рынка,
учета его изменений, а также
других факторов. Все чаще используется
программирование и прогнозирование
производства и сбыта в рамках
отдельного предприятия. Эту работу
предприятие стремится
Чтобы повысить эффективность деятельности на предприятии ЗЭПК за счет маркетинга, необходимо:
- расширить тат отдела маркетинга;
- определить функции маркетинга, необходимые предприятию, способные улучшить его деятельность;
- конкретизировать функции
между отделом, закрепить за
каждым определенный объем
- внедрить новые функции маркетинга в бизнес-процесс предприятия;
- сделать отдел маркетинга центром информации предприятия о рынке и результатах деятельности;
- пересмотреть подход к планированию, вовлечь отдел маркетинга в процесс планирования.
Постоянный анализ собранной
информации о клиентах и принятие
соответствующих
Необходимое условие успешного применения предприятием системы маркетинга - организация управления ходом выполнения разработанных ею программ. Прежде всего - это постоянное наблюдение за степенью соответствия программы, разработанной по отдельному товару, той ситуации (конъюнктуре), которая складывается на рынке этого товара в ходе выполнения данной программы. Также крайне важны проверка и контроль фактического хода продаж в сравнении с установленным заданием.
Отсутствие строгого контроля за ходом выполнением программы маркетинга может привести к тому, что она не будет выполнена, а предприятие вместо ожидаемой прибыли понесет убытки. В таком случае все расходы на организацию производства и сбыта товара окажутся напрасными.
Для получения регулярной
и обстоятельной информации о
положении на рынке соответствующего
товара, об изменениях и тенденциях
в конъюнктуре, о перспективах развития
и разделения рынка предприятие
организует изучение условий маркетинга.
При необходимости оно
Управление в маркетинге - это не только проверка и оценка, но также диагноз и прогноз. Поэтому особое значение имеет выполняемая на предприятии работа по прогнозированию развития рынка, включая и меры по ее совершенствованию, так как эта работа является наиболее сложной.
Для контроля программы маркетинга используют следующие основные показатели: выполнение финансовой сметы (бюджета предприятия), уровень цен, степень расхождения между фактическими ценами, складывающимися на рынке, и теми, которые предприятие намечало при разработке программы маркетинга для соответствующего товара.
Финансовая смета сбыта предприятия соотносит в том, что предприятие намечает или ожидает продать, с оценочной суммой торговых расходов и вероятной прибылью, которая будет получена, если все расчеты оправдаются. По сути, она соединяет два прогноза - объема продаж и торговых расходов - и позволяет сделать третий прогноз – прибыли от реализации. Принципы современного управления требуют, чтобы любые расходы были оправданы с точки зрения ожидаемого результата.
Контроль за ходом выполнения программы маркетинга позволяет предприятию обеспечить максимальный эффект от внедрения принципов маркетинга в его работу. Но при всех условиях, для того, чтобы система маркетинга оказалась эффективной, предприятие должно обеспечить внедрение всех ее основных элементов, а именно: комплексного изучения рынка, составления программы маркетинга, контроля за ходом выполнения разработанной программы.
Кроме того, необходимо провести
и реорганизацию структуры
Недооценка или игнорирование любого из этих условий может обернуться убытками или утратой позиций на рынке.
Управление предприятием в современных экономических условиях, когда происходят достаточно быстрые и не всегда прогнозируемые изменения во внешней среде, - это искусство. Но искусство, которое требует от руководителей овладения новыми методами и навыками в области стратегического управления. Кроме того, сложившаяся экономическая ситуация подводит к иному пониманию системы управления предприятием.
В условиях стабильной внешней
среды, когда будущее предсказывается
на основе экстраполяции, системе управления
логично соответствует
Но с увеличением динамизма
внешней среды (что характерно для
современных экономических
Требуется регулятор, приводящий предприятие (объект управления) через системы оперативного и текущего управления к состоянию постоянного достижения необходимой экономической эффективности. Кроме того, функционирование такого регулятора совместно с системами оперативного и текущего управления должно обеспечивать максимальный синергетический эффект деятельности предприятия (объекта управления).
В настоящее время высшим руководителям желательно знать, насколько эффективно функционирует на их предприятиях систему стратегического управления. Для этого им целесообразно провести диагностику этой системы с помощью независимых экспертов и своих руководителей и специалистов по следующим критериям:
качество управления маркетингом.
Каждый из этих критериев представляет собой совокупность параметров, которые необходимо оценить по 10-ти балльной шкале (1 - минимальная оценка, 10 - максимальная оценка). Кроме того, важно также оценить вес (важность) каждого критерия для предприятия. После проведения некоторых математических расчетов можно визуализировать состояние системы стратегического управления и получить совокупную оценку ее состояния [2, с.215].
Корпоративная культура предприятия
является слабовыраженной. Высшее руководство
обязано определить свои долгосрочные
ориентиры и дать толчок (своим
собственным примером) формированию
крепкой корпоративной
Отсутствие эффективно функционирующей
системы бизнес-процессов
Таким образом, службе маркетинга предприятия приходится развиваться в условиях конкуренции со стороны производственных подразделений, технических служб. Поэтому координация деятельности службы маркетинга с другими службами низкая и статус, который занимает служба маркетинга, не соответствует ее предназначению. Такое положение не позволяет обеспечить полную реализацию всех функций маркетинга, что в свою очередь не дает развиваться предприятию в нужном русле.
3.3 Показатели эффективности функционирования организационной структуры управления
Для расчета эффективности функционирования организационной структуры управления используются следующие показатели:
Пр =
где П2 – прогнозируемая чистая прибыль; П1 – чистая прибыль, полученная до функционирования службы маркетинга; Zpm - прогнозируемая численность работников службы маркетинга.
Р = см × 100 % (3.2)
Где Зсм – прогнозируемые затраты службы маркетинга.
Р = × 100 = 1,78 %
Зе = ;
где Дз – прогнозируемый доход предприятия.
Зе = = 0,0013 р./ 1р.
Таким образом, анализ показателей эффективности свидетельствует, что функционирование предлагаемой службы маркетинга на ЗЭПК целесообразно [3, с. 25].
Заключение
Таким образом, маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Специалисты по маркетингу должны установить и довести до каждого инженера, конструктора, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить и где и когда потребуется этот продукт.
Объектом курсовой работы было предприятие - КУП «Завод эффективных промышленных конструкций», которое производит и поставляет железобетонные и бетонные изделия для строительства объектов жилищного, производственного назначения, объектов здравоохранения и соцкультбыта.
Предметом исследования – комплексная организационная структура маркетинга на предприятии.
Управление маркетингом – это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких как, получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п.
Очевидно, что не существует
универсальной формы для
Главное при маркетинговом подходе - целевая ориентация всех мероприятий, слияние в единый технологический процесс отдельных направлений исследований, производства, торговли. Поэтому и отечественные организации, производственные предприятия и объединения, внешнеторговые фирмы должны принять на вооружение принципы и методы современного маркетинга для успешного проведения торговых операций в широком смысле: от создания нового товара до его обслуживания у покупателя.