Оценка функционирования организационной структуры управления маркетингом на предприятии (на примере КУП «Завод эффективных промышленны

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Стремительное развитие товарных и иных рынков в Республике Беларусь послужило мощным толчком к развитию маркетинговой деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговая деятельность рассматривается как ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятия и основанная на знании потребительского спроса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4
1
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ
6
2
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
13
3
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКТИНГОМ КУП «Завод эффективных промышленных конструкций»
23

3.1 Управление маркетингом на предприятии
23

3.2 Совершенствования организационной структуры маркетинга на предприятии
3.3 Показатели эффективности организационной структуры управления
27

33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
37

ПРИЛОЖЕНИЯ
39

Файлы: 1 файл

итог.docx

— 174.17 Кб (Скачать)


 

Рис.1.2 Функционально-продуктовая оргстурктура управления маркетингом

Примечание. Источник: [13].

 

Преимущества данного принципа построения оргструктуры управления заключаются в следующем:

- управляющий, занимающийся определенным продуктом, имеет возможность координировать различные работы по всему комплексу маркетинга для данного продукта;

- управляющий может быстро реагировать на требования рынка;

- в поле зрения управляющего постоянно находятся все модели продукта, как пользующиеся повышенным спросом, так и менее популярные у покупателей.

Однако данному типу оргструктуры присущи и определенные недостатки:

- управляющий, ответственный за определенный продукт, не наделен полномочиями, которые полностью соответствовали бы его деятельности (он, как правило, в производственной сфере только определяет политику в области разработки новых продуктов, отслеживая доведение ее до производства; подразделения НИОКР, опытного производства и производства ему не подчиняются);

- продуктовая организация часто требует больших затрат, чем ожидалось. Первоначально управляющие назначаются для основных продуктов. Однако вскоре в структуре предприятия появляются управляющие, ответственные и за менее важный продукт, имеющие свой штат сотрудников;

- у сотрудников продуктовых подразделений могут существовать двойные линии подчинения: своим непосредственным руководителям и руководителям функциональных маркетинговых служб.

Функционально-рыночная организация — организационная структура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга (рис.1.3.).

Начальник отдела маркетинга




                                   Управляющий, ответственный за


Работу с рынками


СБЫТ


Маркетинговые исследования





Работу на рынке «А»


Работу на рынке «Д»



 

Рис.1.3. Функционально-рыночная оргструктура управления

Примечание. Источник: [13].

 

Главное достоинство — концентрация маркетинговой деятельности вокруг потребностей конкретных рыночных сегментов, а не вокруг отдельных продуктов, что имеет место в продуктовой организации маркетинга. Недостатки подобны недостаткам функционально-продуктовой организации маркетинга.

Функционально-продуктово-рыночная организация — организационная структура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга.

Организационная структура  управления на Государственном производственном объединение «Минскстрой» Коммунальное унитарное предприятия «Завод эффективных промышленных конструкций» построена по линейно – функциональному типу и представлена в Приложении А.

Таким образом, правильный выбор оргструктуры управления маркетингом создает предпосылки для эффективной работы маркетинговых служб. Необходимо укомплектовать эти службы квалифицированными специалистами, правильно распределить между ними обязанности, наделить их необходимыми правами, создать приемлемые условия для работы. Всем этим должен заниматься руководитель маркетинговой службы совместно с руководством предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Осуществление концепции маркетинга на предприятии требует создания такой организационной структуры, которая позволила бы реализовать эту концепцию.

В настоящее время без  системы маркетинговых служб, обеспечивающих проведения маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований к свойствам и качеству товара, тенденций этих требований под влиянием изменяющихся условий жизни, производителям трудно выжить в конкурентной борьбе.

Конечной целью функционирования маркетинговых служб является подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка. В этом заинтересованы как производители, так и потребители продукции.

Выбор оптимальной структуры службы маркетинга целесообразно производить, помимо иных факторов, в зависимости от размера предприятия.

Подразделения службы маркетинга тесно связаны между собой. Каждое из них решает свои задачи, направленные в конечном итоге на определение спроса, удовлетворение требований покупателей, обеспечение сбыта, сервисного обслуживания и ремонта выпускаемой продукции [7, с. 232].

Рассмотрим основные задачи и функции подразделений службы маркетинга.

Задачи отдела конъюнктуры рынка, спроса и рекламы продукции:

  1. разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга;
  2. исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, конъюнктуры рынка;
  3. исследование потребительских свойств выпускаемой продукции и предъявляемых к ней требований со стороны производителей;
  4. ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции, а также организация рекламы и стимулирование сбыта продукции.

Для выполнения этих задач осуществляются следующие  функции:

- анализ и прогнозирование основных конъюнктурообразующих факторов потенциальных рынков сбыта выпускаемой предприятием продукции;

- анализ коммерческих и экономических факторов, включая финансовое положение потенциальных покупателей, реальный платежеспособный спрос на выпускаемую продукцию и соотношение спроса и предложения на конкретные виды продукции;

- изучение объёмов поставки, технического уровня и качества конкурирующей продукции, её преимуществ и недостатков по сравнению с продукцией данного предприятия; наличие новых рынков сбыта и новых потребителей выпускаемой предприятием продукции;

- исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворении ими покупателей;

- подготовка предложений по привлечению сторонних специализированных организаций по решению проблем маркетинга, изучение спроса на продукцию, рекламы;

- изучение спроса на выпускаемую продукцию, оценка потребности в разрабатываемой и производимой продукции, данных статистической отчётности;

- анализ и систематизация полученных данных, и подготовка их для обработки на электронно-вычислительной технике;

- выявление системы взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объёма продаж;

- анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление её потребительских свойств, цены, издержек производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями;

- расчет емкости рынка для продукции предприятия;

- координация и согласование действий всех функциональных отделов в выработке единой коммерческой политики;

- сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации о потенциальных рынках сбыта продукции предприятия;

- использование этих данных для ускорения сбыта продукции;

- определение географического размещения потенциальных потребителей;

- определение удельного веса продукции основных конкурентов в общем объёме сбыта на данном рынке;

- исследование структуры, состава и организации работы сбытовой сети, обслуживающей данный рынок;

- изучение уровня фирменного ремонта и обслуживания и их влияния на сбыт продукции [15, с. 327].

Анализ рекламаций и их влияния на сбыт продукции.

Разработка по результатам изучения мнения потребителей и анализа рекламаций предложений по повышению технического уровня и качества продукции включают следующие этапы:

  • анализ методов рассмотрения и удовлетворения претензий и рекламаций, поступивших от потребителей, и осуществление контроля за полным удовлетворением в установленные сроки;
  • планирование посещения потребителей работниками службы маркетинга;
  • осуществление непосредственных контактов с потребителями продукции;
  • анализ мотивов определённого отношения потребителей к предлагаемой им продукции;
  • анализ сильных и слабых сторон конкурирующей продукции;
  • участие в испытании новой, серийно выпускаемой и конкурирующей продукции;
  • разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламных мероприятий;
  • определение возможных центральных и региональных рекламных агентов и разработка предложений по привлечению их к рекламе продукции предприятия;
  • организация рекламы при помощи средств массовой информации (газет, телевидения, радио и т.п.).

При современном развитии компьютерных и телекоммуникационных новейших технологий мощным средством рекламы своей продукции и собственно фирмы является Internet, в частности подготовка Web-страниц.

Участие совместно с экономическими, конструкторскими и технологическими отделами в определении себестоимости новых изделий и разработке мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции; выявление возможного экономического эффекта у потребителей и суммы прибыли предприятия от продажи новой и выпускаемой продукции;

Задачи отдела сбыта.

      • своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции;
      • обеспечение выполнение планов поставки продукции в сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами;
      • контроль за поставкой продукции структурными единицами;
      • обеспечение правильного учёта приёмки и отчётности по отгрузке продукции [9, с. 167].

Функции отдела сбыта:

- обеспечение успешной коммерческой деятельности предприятия по сбыту продукции;

- подготовка и заключение договоров с покупателями на поставку выпускаемой продукции;

- участие совместно с соответствующими службами предприятия в формировании номенклатурных планов производства и сдачи готовой продукции для обеспечения поставок в установленные сроки по номенклатуре;

- составление годовых, квартальных и месячных планов поставок продукции в соответствии с заключенными договорами;

- увязка планов запуска в производство и поставки продукции с производственными службами и цехами предприятия с целью обеспечения сдачи готовой продукции в сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами;

- ежемесячный, ежеквартальный анализ выполнения плана поставок и принятие мер по выполнению цехами задолженности по поставке продукции;

- участие в организации выставок, ярмарок, выставок-продаж и других мероприятий по рекламе продукции;

- участие в изучении спроса на выпускаемую продукцию;

- участие в совершенствовании сбытовой сети и форм доставки продукции потребителям;

- проведение мероприятий по ликвидации необоснованных расходов по сбыту продукции;

- организация оптовой торговли продукцией;

- организация правильного хранения готовой продукции, её рассортировки, комплектации, консервации, упаковки, и отправки потребителям;

- планирование и организация отгрузки готовой продукции;

- подготовка данных об общем количестве поставляемой продукции по номенклатуре, предусмотренной заключёнными договорами;

- регулирование взаимоотношений с потребителями, ведение переписки и приём покупателей по вопросам поставки продукции и расчётов с ними;

- осуществление учёта и контроля за выполнением планов поставки по номенклатуре в разрезе заключённых договоров;

- составление заявок на необходимые материалы для осуществления функций сбыта;

- участие в рассмотрении и удовлетворении обоснованных рекламаций на отгруженную готовую продукцию;

- составление заявок на подачу железнодорожного состава, контейнеров и автотранспорта на месяц, квартал, год;

- правильное применение нормативных актов по поставкам продукции;

- составление оперативной и статистической отчётности о выполнении поставок по госзаказам, договорных обязательств и своевременное их представление с объяснительной запиской.

Координация деятельности отдела маркетинга и финансового  отдела.

Отдел маркетинга имеет непосредственное отношение к процессу расчета издержек и составления смет. Специалисты отдела могут не знать всех тонкостей бухгалтерского дела, но они должны быть подробно знакомы с используемыми методами  калькуляции издержек производства  и бюджетного контроля, так как отвечают за выполнение сметы и за контроль расходов по маркетингу.

Информация о работе Оценка функционирования организационной структуры управления маркетингом на предприятии (на примере КУП «Завод эффективных промышленны