Оценка функционирования организационной структуры управления маркетингом на предприятии (на примере КУП «Завод эффективных промышленны

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Стремительное развитие товарных и иных рынков в Республике Беларусь послужило мощным толчком к развитию маркетинговой деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговая деятельность рассматривается как ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятия и основанная на знании потребительского спроса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4
1
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ
6
2
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
13
3
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКТИНГОМ КУП «Завод эффективных промышленных конструкций»
23

3.1 Управление маркетингом на предприятии
23

3.2 Совершенствования организационной структуры маркетинга на предприятии
3.3 Показатели эффективности организационной структуры управления
27

33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
37

ПРИЛОЖЕНИЯ
39

Файлы: 1 файл

итог.docx

— 174.17 Кб (Скачать)

О работе отдела маркетинга, в конечном счете, будут судить по результатам финансовой деятельности всего предприятия.

Для эффективной реализации потоварных смет и общей сметы маркетинга  необходимо, чтобы специалисты отдела маркетинга постоянно держали под контролем показатели издержек и прибылей.

Взаимодействие  отдела маркетинга с юридической  службой.

Специалисты отдела маркетинга должны иметь возможность получить быструю и квалифицированную юридическую консультацию. Имеются законодательные акты и другие официальные документы, относящиеся к разным аспектам хозяйственной и коммерческой деятельности — разработке нового изделия, производству, определению цен, упаковке, рекламе, условиям продажи и т.д.

Существуют, кроме того, законы и инструкции по патентному делу, регистрации товарных знаков, лицензионным соглашениям, рекламациям и претензиям покупателей, а также юридические нормы по вопросам ограничительной торговой практики, монополистических соглашений, покупки и продажи в рассрочку, соглашений и цен, и т.д [6, с. 144].

Координация деятельности отдела маркетинга с работой отдела кадров.

Руководители отдела маркетинга особенно заинтересованы в выявлении  и найме хороших специалистов. В настоящее время ощущается острая нехватка обученных и опытных специалистов по маркетингу, и поэтому их работа должна хорошо  оплачиваться. Лица, отвечающие за приглашение, опрос и выбор возможных кандидатов, должны иметь ясное представление о характере будущей работы соискателя, его статусе, служебных взаимоотношениях с остальными сотрудниками отдела, перспективах роста и необходимой для выполнения данной работы профессиональной и общеобразовательной подготовке, личных качествах, способностях и опыте работы.

Отделу маркетинга необходимо поддерживать тесные контакты с отделом кадров для того, чтобы подготовить четкое описание должностных обязанностей каждого из сотрудников и требований, которым должны отвечать соискатели.

Руководителям отделов маркетинга и кадров необходимо взаимно консультироваться о том, где можно найти кандидатов на должность, где следует поместить объявление о приглашении на работу, как должно быть составлено объявление, а также программа обучения новых работников должны вырабатываться совместно отделом маркетинга и отделом кадров. В то время как общий инструктаж обычно проводится отделом кадров, специальная подготовка по вопросам маркетинга является обязанностью отдела маркетинга. Должностная инструкция маркетолога представлена в Приложении Б.

Служба маркетинга в рыночных условиях — это то важнейшее звено в управлении предприятием, которое совместно с производственной, финансовой, торгово-сбытовой, технологической, кадровой и другими видами деятельности создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли. Поэтому служба маркетинга создается на предприятии прежде всего для обеспечения гибкого приспособления предприятия к изменяющейся рыночной ситуации и требованиям потребителей на рынке. Это позволяет поднять интересы рынка над интересами отдельных видов деятельности предприятия и дает возможность обеспечить эффективную деятельность в целом.

Маркетинг на промышленном предприятии охватывает вопросы, связанные  с изучением рынка, планированием  ассортимента, внедрением новой продукции, распределением готовых изделий  и стимулированием сбыта, а также  точным выполнением торговых и рекламных  планов и программ.

Функция маркетинга на промышленном предприятии позволяет поднять интересы отдельных видов деятельности и дает возможность, приспособившись к требованиям рынка, обеспечить эффективную деятельность промышленного предприятия в целом.

Служба маркетинга создается, прежде всего, для обеспечения гибкого приспособления промышленного предприятия к изменяющейся рыночной ситуации и требованиям потребителя на рынке.

Ведущим принципом организации  службы является лозунг «Маркетинг для фирмы, а не фирма для маркетинга». Это означает, что служба должна постоянно развиваться и подстраиваться под цели, задачи и особенности функционирования фирмы, в максимальной мере обеспечивая ей эффективные условия рыночной деятельности. При этом следует учесть, что в современных условиях любая прогрессивная фирма очень часто перестраивает свою организационную структуру. Но это одна сторона дела. Другая же связана с состоянием и развитием самого рынка, и организационная структура службы маркетинга должна, естественно, реагировать и на эти переменные.

Второй принцип можно  определить так: маркетинг — общефирменное  дело, то есть эффективность работы службы лишь наполовину зависит от того, насколько весь персонал фирмы включен в маркетинг. Следует, однако, отметить, что эта вторая задача существенно зависит от организации работы службы.

Наконец, третий принцип  организации службы маркетинга быть как можно ближе к потребителю. Это означает, что вне зависимости от самих вариантов оргструктуры она должна обеспечивать максимальную возможность для контактов всех без исключения работников службы с реальными и потенциальными потребителями продукции фирмы [4, с. 87].

Таким образом, оказывается, что организация маркетинга в  фирме должна стать своеобразным синтезом требований рынка, с одной  стороны, и собственно развития фирмы — с другой. И все это исключительно с одной целью — обеспечить максимально эффективное функционирование фирмы на рынке.

Служба маркетинга выполняет ведущую функцию, определяющая техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Специалисты по маркетингу должны установить и довести до каждого инженера, конструктора и производственника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить и где и когда потребуется этот продукт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКТИНГОМ КУП «Завод эффективных промышленных конструкций»

 

3.1 Управление маркетингом на предприятии

КУП Завод эффективных  промышленных конструкций производственного  концерна «Минскстрой» создан в соответствии с приказом № 230 от 09.07.87г. Министерства строительства Республики Беларусь. Зарегистрирован Минским городским исполнительным комитетом решением № 1030 от 7 сентября 2000г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100103134.

КУП «ЗЭПК» расположено в  черте города, в промузле Шабаны на территории 7,26 га.

Завод производит и поставляет железобетонные и бетонные изделия  для строительства объектов жилищного, производственного назначения, объектов здравоохранения и соцкультбыта, а также изготавливает сварные  конструкции и КУП «ЗЭПК» входит в структуру производственного  концерна «Минскстрой». Предприятие в своей деятельности руководствуется законодательством РБ, Постановлениями и распоряжениями Правительства, решениями Мингорисполкома, концерна «Минскстрой» и Уставом предприятия [3, с. 3].

Управление предприятием осуществляется в соответствии с  действующим законодательством  и Уставом на основе сочетания  прав и интересов трудового коллектива и Мингорисполкома. Органом, определяющим общие направления социального и экономического развития предприятия, является Совет трудового коллектива предприятия. Директор завода назначается на должность и освобождается от должности концерном «Минскстрой» на контрактной основе.

Отдел является самостоятельным  структурным подразделением предприятия  и подчиняется директору предприятия.

Целью деятельности отдела являются изучение конъюнктуры рынка, спроса на продукцию предприятия, организация  рекламы и стимулирования сбыта  продукции.

Отдел руководствуется в  своей деятельности действующим  законодательством  Республики Беларусь, приказами и инструкциями вышестоящей  организации и другими нормативными актами, а также приказами и  распоряжениями по предприятию и  настоящим Положением.

Методологические основы управления маркетингом на предприятии – это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются. На современном этапе возрастающее значение приобретает совершенствование экономических методов управления, основанных на принципах маркетинга. С переходом на рыночные отношения создание эффективных систем управления становиться актуальной научно- практической проблемой.  

Объект познания следует  рассматривать как систему, функционирующую  в среде и взаимодействующую  с другими системами. Поэтому  сегодня методологией любого научного познания, а значит и маркетинговых  решений в области управления выступает системный подход. Под системой вообще понимается устойчивая совокупность взаимосвязанных компонентов (элементов), образующих целое. Существует 14 принципов управления, многие из которых не утратили своего значения и в настоящее время:

- разделение труда;

- полномочия и ответственность;

- дисциплина;

- единоначалие;

- единство управления (каждая  система, действующая в рамках  одной цели, должна быть объединена  единым планом и иметь одного  руководителя);

- подчиненность личных  интересов общим;

- вознаграждение персонала;

- централизация;

- скалярная цепь (это ряд  лиц, стоящих на руководящих  должностях, начиная от занимающего  самое высокое положение в  этой цепочке, и вниз, до руководителя  низового звена);

- порядок;

- справедливость;

- стабильность рабочего  места для персонала;

- инициатива;

- корпоративный дух. 

Управление маркетингом  на предприятии нужно рассматривать  как целевую подсистему управления производством. Управление производством, как известно, направлено на осуществление  определенных целей. Реализация каждой из этих целей осуществляется с помощью  целевого управления, которое по отношению  к общему управлению производством  выступает как целевая подсистема.  

Под системой понимается устойчивая совокупность взаимосвязанных компонентов (элементов), образующих целое. В системе  управления такими элементами являются: цели и задачи, функции, принципы, структура, методы, кадры и техническое обеспечение  управления. Управление маркетингом  как подсистема целевого характера  должна:

- во-первых, служить достижению  общей цели управления производством  и вместе с тем иметь собственные  задачи;

- во-вторых, предусматривать  определенные формы планирования, организации, стимулирования, учета и т.п.;

- в-третьих, ориентировать  деятельность органов управления  и исполнителей на повышение  эффективности маркетинговой деятельности;

- в четвертых, служить  одним из критериев оценки  эффективности управления производством.

Эффективность управления маркетингом в значительной мере зависит от трех основных составляющих любого процесса управления: планирования, организации и системы контроля на предприятии. Кроме того, выделяют такие функции управления, как мотивация, регулирование и учет, а так же две несколько специфичных функций – прогнозирование и анализ.

Предприятие ЗЭПК построен на функциональном подходе, который зачастую используется при продвижении компанией одного товара или узкого товарного ассортимента, адресованного одному целевому сегменту рынка. На предприятии данный отдел состоит из трех человек, а именно начальника отдела маркетинга, заместитель и сотрудник отдела. Помимо решения конкретных маркетинговых задач, важными задачами функциональных маркетинговых служб являются обеспечение ориентации всей деятельности организации на использование принципов маркетинга, координация работы всех подразделений и служб организации в данном направлении [3, с. 7].

Главное достоинство функциональной структуры управления — это простота в управлении. Достоинства функциональной организации маркетинга проявляются в следующем:

- четкое разделение ответственности и компетенции;

- простота контроля;

- быстрые и экономические формы принятия решений;

- простые иерархические коммуникации;

- персонифицированная ответственность.

Однако по мере роста товарного  ассортимента и рынков фирмы эта  схема интенсивно теряет свою эффективность; разработки особых стратегий для каждого отдельного рынка или товара и координирования маркетинговой деятельности фирмы в целом с каждым этапом ведутся все труднее и сложнее.

К недостаткам функциональной организации маркетинга можно отнести:

- отсутствие специализированных подразделений по продукту;

- затрудненность связи и контроля за процессом разработки идей нового товара, его создания и внедрения на рынок, приводит к замедлению инноваций;

- из-за отсутствия специальных служб по регионам не учитывается их специфика или возникают трудности с внедрением продукта на определенные рынки;

- затруднено решение вопросов финансирования маркетинговых подразделений;

- высокие профессиональные требования к руководителям;

- сложные коммуникации между исполнителями;

- ярко выраженный авторитарный стиль руководства;

- перегрузка руководителей.

Таким образом, существуют недостатки по структуре  организации маркетинга, составу и распределению функциональных обязанностей на ЗЭПК, которые необходимо устранить и сделать работу отдела маркетинга наиболее эффективной.

Информация о работе Оценка функционирования организационной структуры управления маркетингом на предприятии (на примере КУП «Завод эффективных промышленны