Монополизация рынка и роли фирм

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:24, практическая работа

Краткое описание

Монополия — это такая рыночная структура, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара, которая и устанавливает выгодную ей цену на продукцию, а число покупателей данного товара достаточно велико.

Оглавление

Раздел 1 Показатели монопольной власти........................................ 3
Раздел 2 Конкурентные позиции фирм............................................. 6
Раздел 3 Расчёт индекса Герфиндаля-Хиршмана............................ 11
Заключение............................................................................................... 12
Список использованных источников..................................................... 13

Файлы: 1 файл

монополизация рынка.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

     КТ=К/Ц

     где: К- показатель качества товара;

     Ц- показатель цены товара;

     Кт - показатель конкурентоспособности  товара.

     Чем выше разница между потребительской  ценностью товара для покупателя и ценой. которую он за него платит, тем выше запас конкурентоспособности товара доля потребителя.

     Преимущество  метода: он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность  предприятия - конкурентоспособность  товара.

     Недостатки  метода: позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает другие аспекты.

     3) Метод, основанный на теории  эффективной конкуренции.

     Согласно  этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов - ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырёх групповых показателей или критериев конкурентоспособности.[3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Раздел 3 Расчёт индекса Герфиндаля-Хиршмана

    3.1 Исходные  данные 

    1-й  рынок 2-й рынок
    компании   компании  
    А 44 А 33
    Б 10 Б 10
    В 5 В 13
    Г 25 Г 12
    Д 16 Д 11
        Е 11
        Ж 10
 

     Таблица 1 - Исходные данные 

     3.2 Расчет и оценка индекса Герфиндаля-Хиршмана 

     1) Какова величина коэффициента  концентрации рынка на первом и втором регионах?

        1-й рынок

      

       В практике США отрасль считается  высокомонополизированной если IHH более 1800. Чистая монополия при индексе равном 10000. 

       2-й  рынок

              

         Средневзвешенный  коэффициент 

         0,3*408+0,15*2,8+0,15*2+0,2*3,8+0,2*1,5=3,22

         Среднеарифметический  коэффициент

         (2,8+4,8+2+3,8+1,5)/5=2,98 
 
 

         Заключение 

     Монополии устанавливают объем производства на уровне ниже эффективного объема, назначая цену выше предельных издержек, что приводит к безвозвратным потерям для общества. Последствия подобной политики могут быть смягчены посредством разумных действий правительства или, в некоторых случаях, самим монополистом посредством ценовой дискриминации. Насколько распространена проблема монополии?

     В некотором смысле монополия — весьма обычное явление. Большинство фирм в той или иной степени управляют ценой, которую они устанавливают. Их никто не заставляет назначать рыночную цену на свои товары, потому что они значительно отличаются от продукции других фирм. Mercedes — это не Samara, телевизор Sопу — отнюдь не Rubin. Каждый из этих товаров имеет убывающую кривую спроса, что дает каждому производителю определенную власть над рынком.

     И все же фирмы, обладающие действительно  монопольной властью над рынком, встречаются довольно редко. Немногие из товаров являются действительно уникальными. Большинство имеют заменители, которые если и не полностью им идентичны, то весьма близки. Компания Nestle может немного поднять цену на мороженое, но если ее маркетологи «перестараются», объем продаж резко снизится.

     В конце концов, монопольная власть над рынком весьма относительна. Верно, что многие фирмы обладают "некоторой  монопольной властью. Однако не менее  справедливо, что их монопольная  власть ограниченна. Мы не совершим большой  ошибки, считая, что рынки, на которых функционируют такие фирмы, являются конкурентными, даже если это и не совсем так. 
 
 

     Список  использованных источников 

     1. Максимова И. Оценка конкурентоспособности  промышленного предприятия // Маркетинг. - 2010. - 3. - с. 51-56.

     2. Микроэкономика./под.общей ред. В. М. Гальперина. С- П.: «Экономическая школа». – 2009.

     3. Н.М.Краева, В.Н.Минеев. Особенности развития российского предпринимательства//Общество и экономика-2010-№4

Информация о работе Монополизация рынка и роли фирм