Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:02, контрольная работа
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека частично или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но и увеличились.
Введение…………………………………………………………………………...2
Модель взаимодействия человека и организационного окружения…....4
Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения………………………………………………………………..…8
Заключение………………………………………………………………….……14
Литература………………………...…………………………………….……….15
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература………………………...……………………
Введение
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека частично или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но и увеличились. При этом человек стал не только самым ценным «ресурсом» организации, но и самым дорогостоящим. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Все это является одной стороной взаимодействия человека и организации. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией.
Подавляющее
большинство людей почти всю
свою сознательную жизнь проводят в
организациях. Начиная с яслей
и кончая домом для престарелых,
человек сознательно или
Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать для интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать в организации, в каких условиях функционировать в организации, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация и т.п. От этого и ряда других факторов зависят удовлетворенность человека взаимодействием с организацией, его отношение к организации и его вклад в деятельность организации.
Установление органичного сочетания двух этих сторон взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента, так как оно обеспечивает основу эффективного управления организацией.
Поэтому
для того чтобы понять, как строится
взаимодействие человека с организацией,
необходимо уяснить, в чем суть проблемы
взаимодействия человека и организации,
какие характеристики личности определяют
поведение человека в организации
и какие характеристики организационного
окружения оказывают
Модель взаимодействия человека и организационного окружения
Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:
1. С
позиции взаимодействия
2. С
позиции организации,
В случае, если исходным в рассмотрении взаимодействия человека и организационного окружения выступает человек, модель этого взаимодействия может быть описана следующим образом:
Рис. 1. Модель включения человека в организационное окружение
Человек, взаимодействуя с организационным окружением, получает от него побуждающие к действию стимулирующие воздействия.
Человек под воздействием стимулирующих сигналов со стороны организационного окружения осуществляет определенные действия.
Действия, осуществляемые человеком, приводят к выполнению им определенных работ и одновременно оказывают определенное воздействие на организационное окружение.
В данной модели организационное окружение включает те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком. Стимулирующие воздействия охватывают весь спектр возможных стимулов, которые могут включать в себя речевые и письменные сигналы, действия других людей, световые сигналы и т.п. В модели человек предстает как биологическое и социальное существо с определенными физиологическими и другого рода потребностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями и т.п. Реакция на стимулирующие воздействия охватывает восприятие этих воздействий человеком, их оценку и осознанное или неосознанное принятие решения об ответных действиях. Действия и поведение включают в себя мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты и т.п. Результаты работы состоят из двух частей. Первая – это то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы, вызванные стимулирующими воздействиями, он решил. Вторая – что он сделал для организационного окружения, для организации в ответ на стимулирующие воздействия, которые организация применила по отношению к человеку.
В случае
рассмотрения взаимодействия человека
с организационным окружением с
позиции организации в целом
системная модель этого взаимодействия
имеет следующий вид:
Рис. 2.
Модель включения человека в организационное
окружение с позиций
Организация как единый организм, имеющий вход, преобразователь и выход, взаимодействуя с внешним окружением определенным образом, соответствующим характеру и содержанию этого взаимодействия, включает человека как элемент организации в процесс организационного и материального обмена между организацией и средой. В данной модели человек рассматривается как составная часть входа и выступает в роли ресурса организации, который она, наряду с другими ресурсами, использует в своей деятельности.
В
дальнейшем мы будем рассматривать
взаимодействия человека с организационным
окружением с позиций первой модели.
Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения
Работа
человека в организации представляет
собой процесс постоянного его
взаимодействия с организационным
окружением. Это очень сложный
и многоплановый процесс, являющийся
исключительно важным для обеих
сторон. Зачастую этот процесс является
болезненным для обеих сторон.
Отладить его очень нелегко. Каждый
человек, входя в новую организацию,
сталкивается с множеством проблем
взаимодействия с организационным
окружением. Многие коллизии возникают
и в организационном окружении,
так как оно обязательно
В самом общем виде организационное окружение – это та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в ней. В первую очередь это рабочее место и его непосредственное окружение. Однако для большинства людей организационное окружение значительно шире их рабочего места и включает такие характеристики и составляющие организации, как производственный профиль, положение в отрасли, положение на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство, организационная структура, правила поведения и внутренний распорядок, условия работы, система оплаты, система социальных гарантий, философия организации, общения, трудовые отношения, коллеги и еще многое другое. Каждый член организации имеет свое собственное окружение, так как, во-первых, он выделяет для себя те характеристики и аспекты организации, которые для него важны, и, во-вторых, потому что он сам обычно занимает вполне определенное место в организационном окружении, выполняет определенные функции и осуществляет определенную работу.
Возможности включения человека в организационное окружение, называемые социализацией, зависят не только от характеристик того окружения, но и в равной мере от характеристик человека. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, и во взаимодействие с организацией он вступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумное и сознательное существо, обладающее устремлениями, желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение, разделяющее определен-1ые верования и следующее определенной морали.
Как бы человек и организация ни стремились свести свое взаимодействие только к выполнению определенных работ на определенном рабочем месте, у них этого никогда не получится. Взаимодействие человека с организацией всегда шире, так как человек не может быть низведен до состояния машины, а организационное окружение – до рабочего места.
В каждой конкретной ситуации возникновения трудностей и проблем взаимодействия человека с организационным окружением могут быть найдены конкретные, соответствующие данной ситуации причины, породившие эти проблемы. Однако, несмотря на ситуационность этих проблем, можно указать на два основополагающих момента, лежащих в основе большинства причин, вызывающих непонимание, противодействия и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением. Данными моментами являются:
Имея
определенное представление о себе
самом и своих возможностях, обладая
определенными знаниями об организации,
имея определенные намерения в отношении
организации и, наконец, исходя из своих
целей и текущих возможностей,
индивид вступает во взаимодействие
с организацией, предполагая занять
в ней определенное место, выполнять
определенную работу и получать определенное
вознаграждение. Организация в соответствии
со своими целями, организационной структурой,
спецификацией и содержанием работы предполагает
взять работника, обладающего соответствующими
квалификационными и личностными характеристиками,
чтобы он играл определенную роль в организации,
выполняя определенную работу, давая требуемый
результат, за который полагается определенное
вознаграждение (рис. 3).
Рис. 3. Основа конфликта во взаимодействии индивида и организации
Свести, сделать соответствующими друг другу ожидания человека и ожидания организации очень трудно, так как они складываются из множества отдельных ожиданий, для стыковки которых нужно обладать искусством управления высокого класса.
Группу основных ожиданий индивида составляют ожидания по поводу:
Информация о работе Модель взаимодействия человека и организационного окружения