Модель взаимодействия человека и организационного окружения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека частично или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но и увеличились.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Модель взаимодействия человека и организационного окружения…....4

Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения………………………………………………………………..…8

Заключение………………………………………………………………….……14

Литература………………………...…………………………………….……….15

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 33.47 Кб (Скачать)

 Для каждого индивида комбинация этих отдельных  ожиданий, формирующая его обобщенное ожидание по отношению к организации, различна. Причем и структура ожидания, и относительная степень значимости отдельных ожиданий для индивида сами зависят от множества таких  факторов, как его личностные характеристики, цели, конкретная ситуация, в которой  он находится, характеристики организации  и т.п.

 Организация ожидает от человека, что он проявляет себя как:

  • специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией;
  • член организации, способствующий ее успешному функционированию и развитию;
  • человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами;
  • член организации, способный коммуницировать и поддерживать хорошие отношения с коллегами;
  • член организации, разделяющий ее ценности;
  • работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;
  • человек, преданный организации и готовый отстаивать ее интересы;
  • исполнитель определенной работы, готовый осуществлять ее с должной отдачей и на должном качественном уровне;
  • член организации, способный занять определенное место внутри организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность;
  • сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и распоряжениям руководства.

 Комбинация  ожиданий организации по отношению  к человеку, а также степень  значимости для организации каждого  отдельного ожидания могут отличаться у различных организаций. Более  того, и в рамках одной и той  же организации по отношению к  различным индивидам могут складываться различные комбинации ожиданий. Поэтому  нельзя предложить единой универсальной  модели ожидания организации по отношению  к человеку, так же как нельзя предложить аналогичной модели ожидания человека по отношению к организации.

 Для того чтобы стыковать ожидания человека и организации по отношению друг к другу и тем самым устранить  или минимизировать проблемы и коллизии, которые возникают между человеком  и организационным окружением, важно  четко представлять то, на какое  место в организации претендует человек, какие роли он может и готов выполнять и какую роль ему предполагает дать организация. Очень часто именно несоответствие роли, которую предлагает организация человеку, его претензиям занимать определенное место в организации, является основой конфликта между человеком и организационным окружением.

 Возможны  два подхода к установлению соответствия роли и места. Первый подход состоит из того, что роль является основополагающей в установлении этого соответствия, при втором подходе исходной точкой является место, на которое претендует человек, и его потенциал исполнения ролей.

 При первом подходе человек подбирается  для выполнения определенной работы, осуществления определенной функции, т.е. для исполнения определенной роли в организации.

 При втором подходе работа подбирается  человеку таким образом, чтобы она  лучше всего соответствовала  его возможностям и его, претензиям на определенное место в организации.

 Первый  подход является традиционным и наиболее распространенным в современной  практике менеджмента.

 Второй  подход также имеет практическую реализацию преимущественно в рамках японского типа управления. При этом, несмотря на повышенную сложность реализации, наблюдается тенденция к расширению использования в мировой практике менеджмента если и не полностью  второго подхода, то ряда его идей и элементов практического осуществления. 
 
 
 

 Заключение 

 Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако с  позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все  люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно  отличаться. Наконец, люди по-разному  воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит о  том, что управление человеком в  организации исключительно сложное, но в то же время исключительно  ответственное и важное для судьбы организации дело. Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять  ими.

 Но  проблема управления человеком в  организации не сводится только к  взаимодействию работника и менеджера. В любой организации человек  работает в окружении коллег, товарищей  по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает  на него исключительно большое влияние, либо, помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его  способности и желания работать производительно, с полной отдачей. Группы играют очень важную роль в  жизни каждого члена организации. Поэтому менеджмент должен учитывать этот факт в построении работы организации, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника как индивида, обладающего набором определенных характеристик, как специалиста, призванного выполнять определенную работу, как члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении, и как человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с принципами научения поведению. 

 Литература

  1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: 2003
  2. Психология личности/ под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырея А. А. – М.: 2004
  3. Рудестан К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: 2003
  4. Современная зарубежная социальная психология/ под ред. Андреевой Г. М., Богомоловой Н. Н., Петровской Л. А. – М.: 2002
  5. Министерство общего и профессионального образования российской федерации. «Основы менеджмента». Издательство «Центр», Москва 2002г
  6. Р.Л. Кричевский. «Если Вы - руководитель» Москва 2003г.
  7. Управление персоналом /Под ред. А.Ю. Рыжова - М.: Инфра-М., 2002

Информация о работе Модель взаимодействия человека и организационного окружения