Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:03, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в маркетинговом исследовании рынка товара, теоретическом обосновании причин сложившейся маркетинговой ситуации.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи, которые подлежат решению в данной работе:
дать характеристику исследуемого товара;
охарактеризовать конъюнктуру рынка, сделать ее анализ и прогноз развития в будущем;
осуществить оценку конкурентного статуса и доли фирмы на рынке;
определить пути решения маркетинговой проблемы фирмы.
Введение……………………………………………………………..2
1 1. Теоретические основы ………………………………………3
1.1 История возникновения кофе Nescafe classic………….3
1.2 Анализ и прогноз коньюктуры рынка ………………...8
1.3 Измерение эластичности спроса ………………………18
2 2. Анализ движения потребительских предпочтений между конкурирующими фирмами …………………………………………26
2.1 Оценка конкурентоспособности товара……………….33
2.2 Общая характеристика и пути решения маркетинговой проблемы фирмы……………………………………………………..36
2.3 Обоснование мероприятий по разрешению маркетинговой проблемы фирмы……………………………………………………..38
Разработка опросного листа……………………………………41
Заключение………………………………………………………49
Список использованной литературы…………………………...50
Источник:[5]
Рисунок 5 Зависимость объемов продаж от темпов изменения цен.
Источник:[3 стр.55]
Коэффициент
эластичности объемов относительно
темпов повышения цен рассчитывается
по формуле:
a1
– коэффициент регрессии корреляционного
уравнения связи;
n
– количество точек наблюдения.
1.Зона
устойчивых объемов продаж:
Полученное значение среднего коэффициента эластичности показывает, что в рассматриваемой зоне при повышении цен на кофе Nescafe на 1% объем продаж в среднем снижается на 0,57 тонн.
Это значит, что при повышении цен на 1% объем продаж снижается на 1,29 тонн, т.е. существенно.
Это
свидетельствует о том, что цену
можно повышать не более чем на
8%, чтобы достичь высокого уровня
объемов продаж.
Таблица12. Расчет коэффициентов эластичности объемов продаж.
Зона устойчивых объемов продаж | |||||
101 | 25,28 | 10201 | 2553,28 | -0,53032 | |
101 | 24,38 | 10201 | 2462,38 | -0,5499 | |
102 | 25,30 | 10404 | 2580,60 | -0,53515 | |
102 | 24,58 | 10404 | 2507,16 | -0,55083 | |
103 | 24,92 | 10609 | 2566,76 | -0,54864 | |
103 | 24,43 | 10609 | 2516,29 | -0,55964 | |
104 | 25,30 | 10816 | 2631,20 | -0,54564 | |
104 | 24,24 | 10816 | 2520,96 | -0,5695 | |
105 | 24,79 | 11025 | 2602,95 | -0,56222 | |
105 | 24,07 | 11025 | 2527,35 | -0,57904 | |
106 | 24,90 | 11236 | 2639,40 | -0,56507 | |
106 | 24,12 | 11236 | 2556,72 | -0,58334 | |
107 | 24,79 | 11449 | 2652,53 | -0,57293 | |
107 | 23,61 | 11449 | 2526,27 | -0,60157 | |
108 | 24,00 | 11664 | 2592,00 | -0,59732 | |
108 | 23,77 | 11664 | 2567,16 | -0,6031 | |
Итого | 1672 | 392,48 | 174808 | 41003,01 | -0,56589 |
Зона неустойчивых объемов продаж | |||||
109 | 24,00 | 11881 | 2616,00 | -1,15813 | |
109 | 23,77 | 11881 | 2590,93 | -1,16933 | |
110 | 23,50 | 12100 | 2585,00 | -1,19362 | |
110 | 22,54 | 12100 | 2479,40 | -1,24445 | |
111 | 22,92 | 12321 | 2544,12 | -1,23495 | |
111 | 22,29 | 12321 | 2474,19 | -1,26985 | |
112 | 23,00 | 12544 | 2576,00 | -1,24174 | |
112 | 22,64 | 12544 | 2535,68 | -1,26148 | |
113 | 22,74 | 12769 | 2569,62 | -1,26715 | |
113 | 22,18 | 12769 | 2506,34 | -1,29914 | |
114 | 22,73 | 12996 | 2591,22 | -1,27893 | |
114 | 21,83 | 12996 | 2488,62 | -1,33165 | |
115 | 22,10 | 13225 | 2541,50 | -1,32692 | |
115 | 21,57 | 13225 | 2480,55 | -1,35953 | |
116 | 21,67 | 13456 | 2513,72 | -1,36502 | |
116 | 21,57 | 13456 | 2502,12 | -1,37135 | |
117 | 22,00 | 13689 | 2574,00 | -1,35614 | |
117 | 21,26 | 13689 | 2487,42 | -1,40334 | |
Итого | 2034 | 404,31 | 229962 | 45656,43 | -1,28515 |
Источник:[ 3]
Выводы
Анализ и прогноз конъюнктуры рынка кофе Nescafe показал, что рынок является относительно устойчивым по ценовым показателям, однако наблюдаются незначительные колебания объемов продаж, связанные с сезонными колебаниями спроса на кофе. Темпы развития рынка невелики.
Колебание объемов продаж в среднем составляет 13,3%. Отклонение цены от тренда в среднем не превышает 6,7 %, постоянное увеличение цен составляет 1,28 грн.
Анализ эластичности спроса показал, что при исключении прочих факторов при снижении цены на 1 грн. спрос на кофе в среднем увеличивается на 0,09 тонн.
На основе проведенных расчетов можно сделать вывод, что в среднем товар эластичен, и спрос на него увеличивается на 1,24 % в расчете на 1% прироста дохода.
В зоне устойчивых объемов продаж при повышении цен на кофе Nescafe на 1% объем продаж в среднем снижается на 0,57 тонн. В неустойчивой зоне при повышении цен на 1% объем продаж снижается на 1,29 тонн, т.е. существенно. Таким образом, чтобы достичь высокого уровня объемов продаж, цену можно повышать не более, чем на 8%.
2Анализ
движения потребительских предпочтений
между конкурирующими фирмами
По степени приверженности потребителей к товару можно разделить на 4 группы: (на рынке 4 марочных аналогичных товара: А, B, C, Д).
На рынке растворимого кофе основными конкурентами фирмы Nestle являются немецкая компания Tchibo и американская компания “Kraft Foods (кофе Jacobs). Кофе этих марок имеет сходные характеристики, однако отличается по цене и вкусовым качествам.
Для определения покупательских предпочтений был проведен опрос 1800 потенциальных покупателей. В результате опроса было установлено, кофе Nescafe (А) отдали предпочтение 33,3% покупателей, кофе Tchibo (В) – 22,2%, а кофе Jacobs от Kraft Foods (С) – 44,5%.
Через
месяц опрос повторили и
Т.е. на основании второго опроса установлено, что кофе Nescafe (А) предпочитают 33,3% покупателей, Tchibo (В)» - 20,0%, Jacobs – 46,7%.
На основании полученных данных проводятся расчеты, позволяющие определить динамику приверженности покупателей различным торговым маркам, а также рассчитать долю рынка каждой из марок.
Расчеты
производятся с использованием метода
цепей Маркова.
Таблица 13Цепи Маркова
Число покупателей на начало месяца, тыс. чел. | Движение покупателей, чел./мес. | |||||||
А | В | С | от А к В | от В к А | от А к С | от С к А | от В к С | от С к В |
0,6 | 0,4 | 0,8 | 40 | 60 | 50 | 30 | 70 | 50 |
Сначала
на основании опроса составляются матрицы
распределения покупателей по месяцам,
в том числе – в долях.
14.
(в долях)
Фирма | А | В | С |
А | 600 | ||
В | 400 | ||
С | 800 | ||
Всего: | 600 | 400 | 800 |
Фирма | А | В | С |
А | 1,00 | ||
В | 1,00 | ||
С | 1,00 |
15.
(в долях)
Фирма | А | В | С |
А | 510 | 40 | 50 |
В | 60 | 270 | 70 |
С | 30 | 50 | 720 |
Всего: | 600 | 360 | 840 |
Фирма | А | В | С |
А | 0,850 | 0,067 | 0,083 |
В | 0,150 | 0,675 | 0,175 |
С | 0,038 | 0,063 | 0,900 |
Для
того, чтобы определить прогнозное
распределение покупателей
Т.о.
перемножая матрицу 15. саму на себя, получим
прогнозную матрицу 3.1. На ее основании
и по данным матрицы 2.2. рассчитаем матрицу
3.2.
16.
(в долях)
Фирма | А | В | С |
А | 442 | 64 | 94 |
В | 85 | 171 | 104 |
С | 63 | 85 | 692 |
Всего: | 590 | 320 | 890 |
Фирма | А | В | С |
А | 0,736 | 0,107 | 0,158 |
В | 0,235 | 0,477 | 0,288 |
С | 0,075 | 0,101 | 0,824 |
17.
(в долях)
Фирма | А | В | С |
А | 341 | 86 | 163 |
В | 98 | 90 | 132 |
С | 125 | 124 | 641 |
Всего: | 564 | 300 | 936 |