Маркетинговые исследования предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в маркетинговом исследовании рынка товара, теоретическом обосновании причин сложившейся маркетинговой ситуации.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи, которые подлежат решению в данной работе:
дать характеристику исследуемого товара;
охарактеризовать конъюнктуру рынка, сделать ее анализ и прогноз развития в будущем;
осуществить оценку конкурентного статуса и доли фирмы на рынке;
определить пути решения маркетинговой проблемы фирмы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..2
1 1. Теоретические основы ………………………………………3
1.1 История возникновения кофе Nescafe classic………….3
1.2 Анализ и прогноз коньюктуры рынка ………………...8
1.3 Измерение эластичности спроса ………………………18
2 2. Анализ движения потребительских предпочтений между конкурирующими фирмами …………………………………………26
2.1 Оценка конкурентоспособности товара……………….33
2.2 Общая характеристика и пути решения маркетинговой проблемы фирмы……………………………………………………..36
2.3 Обоснование мероприятий по разрешению маркетинговой проблемы фирмы……………………………………………………..38
Разработка опросного листа……………………………………41

Заключение………………………………………………………49
Список использованной литературы…………………………...50

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 333.07 Кб (Скачать)

    Источник:[5]

     

    Рисунок 5 Зависимость объемов продаж от темпов изменения цен.

    Источник:[3 стр.55]

    Коэффициент эластичности объемов относительно темпов повышения цен рассчитывается по формуле: 

     

 

    a1 – коэффициент регрессии корреляционного уравнения связи; 

     

    n – количество точек наблюдения. 

    1.Зона устойчивых объемов продаж: 

     

 

    Полученное  значение среднего коэффициента эластичности показывает, что в рассматриваемой  зоне при повышении цен на кофе Nescafe на 1% объем продаж в среднем снижается на 0,57 тонн.

  1. Зона неустойчивых объемов продаж:
 

     

     

 

    Это значит, что при повышении цен  на 1% объем продаж снижается на 1,29 тонн, т.е. существенно.

    Это свидетельствует о том, что цену можно повышать не более чем на 8%, чтобы достичь высокого уровня объемов продаж. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица12. Расчет коэффициентов эластичности объемов продаж.

 
Зона  устойчивых объемов продаж
  101 25,28 10201 2553,28 -0,53032
  101 24,38 10201 2462,38 -0,5499
  102 25,30 10404 2580,60 -0,53515
  102 24,58 10404 2507,16 -0,55083
  103 24,92 10609 2566,76 -0,54864
  103 24,43 10609 2516,29 -0,55964
  104 25,30 10816 2631,20 -0,54564
  104 24,24 10816 2520,96 -0,5695
  105 24,79 11025 2602,95 -0,56222
  105 24,07 11025 2527,35 -0,57904
  106 24,90 11236 2639,40 -0,56507
  106 24,12 11236 2556,72 -0,58334
  107 24,79 11449 2652,53 -0,57293
  107 23,61 11449 2526,27 -0,60157
  108 24,00 11664 2592,00 -0,59732
  108 23,77 11664 2567,16 -0,6031
Итого 1672 392,48 174808 41003,01 -0,56589
Зона  неустойчивых объемов продаж
  109 24,00 11881 2616,00 -1,15813
  109 23,77 11881 2590,93 -1,16933
  110 23,50 12100 2585,00 -1,19362
  110 22,54 12100 2479,40 -1,24445
  111 22,92 12321 2544,12 -1,23495
  111 22,29 12321 2474,19 -1,26985
  112 23,00 12544 2576,00 -1,24174
  112 22,64 12544 2535,68 -1,26148
  113 22,74 12769 2569,62 -1,26715
  113 22,18 12769 2506,34 -1,29914
  114 22,73 12996 2591,22 -1,27893
  114 21,83 12996 2488,62 -1,33165
  115 22,10 13225 2541,50 -1,32692
  115 21,57 13225 2480,55 -1,35953
  116 21,67 13456 2513,72 -1,36502
  116 21,57 13456 2502,12 -1,37135
  117 22,00 13689 2574,00 -1,35614
  117 21,26 13689 2487,42 -1,40334
Итого 2034 404,31 229962 45656,43 -1,28515

    Источник:[ 3]

        Выводы 

    Анализ  и прогноз конъюнктуры рынка  кофе Nescafe показал, что рынок является относительно устойчивым по ценовым показателям, однако наблюдаются незначительные колебания объемов продаж, связанные с сезонными колебаниями спроса на кофе. Темпы развития рынка невелики.

    Колебание объемов продаж в среднем составляет 13,3%. Отклонение цены от тренда в среднем  не превышает 6,7 %, постоянное увеличение цен составляет 1,28 грн.

    Анализ  эластичности спроса показал, что при  исключении прочих факторов при снижении цены на 1 грн. спрос на кофе в среднем  увеличивается на 0,09 тонн.

    На  основе проведенных расчетов можно  сделать вывод, что в среднем  товар эластичен, и спрос на него увеличивается на 1,24 % в расчете  на 1% прироста дохода.

    В зоне устойчивых объемов продаж при  повышении цен на кофе Nescafe на 1% объем продаж в среднем снижается на 0,57 тонн. В неустойчивой зоне при повышении цен на 1% объем продаж снижается на 1,29 тонн, т.е. существенно. Таким образом, чтобы достичь высокого уровня объемов продаж, цену можно повышать не более, чем на 8%.

 

     

    2Анализ движения потребительских предпочтений между конкурирующими фирмами 

    По  степени приверженности потребителей к товару можно разделить на 4 группы: (на рынке 4 марочных аналогичных  товара: А, B, C, Д).

  • Безоговорочные приверженцы – это потребители, которые все время покупают товар одной и той же марки. Их схема поведения: А, А, А, А.
  • Терпимые приверженцы – это потребители, которые привержены двум или трем товарным маркам. Схема покупательского поведения: А, В, А, А, В, т.е. представляет потребителя с приверженностью поделенной между товарами А и В.
  • Непостоянные приверженцы – это потребители, переносящие свои предпочтения с одной товарной марки на другую. Схема покупательского поведения: А, А, А, В, В, В, т.е. покупатель смещает свои предпочтения с марки А в пользу марки В.
  • «Странники» - это потребители, не проявляющие приверженности ни к одному из марочных товаров. Схема покупательского поведения: А, С, В, А, Д, В, т.е. потребитель покупает любую марку из доступных в данный момент.

    На  рынке растворимого кофе основными  конкурентами фирмы Nestle являются немецкая компания Tchibo и американская компания “Kraft Foods (кофе Jacobs). Кофе этих марок имеет сходные характеристики, однако отличается по цене и вкусовым качествам.

    Для определения покупательских предпочтений был проведен опрос 1800 потенциальных  покупателей. В результате опроса было установлено, кофе Nescafe (А) отдали предпочтение 33,3% покупателей, кофе Tchibo (В) – 22,2%, а кофе Jacobs от Kraft Foods (С) – 44,5%.

    Через месяц опрос повторили и оказалось, что картина предпочтений несколько  изменилась. Так, из 600 потенциальных  покупателей кофе Nescafe (А) при новом опросе 40 отдали предпочтение Tchibo (В), а 50 - кофе Jacobs (С). В то же время из 400 потенциальных покупателей кофе Tchibo (В) 60 отдали предпочтение кофе Nescafe (А), а еще 70 - кофе Jacobs (С). Наконец, из 800 покупателей, ориентировавшихся на покупку кофе Jacobs (С), 30 покупателей предпочли при новом опросе кофе Nescafe (А), а 50 - Tchibo (В).

    Т.е. на основании второго опроса установлено, что кофе Nescafe (А) предпочитают 33,3% покупателей, Tchibo (В)» - 20,0%, Jacobs – 46,7%.

    На  основании полученных данных проводятся расчеты, позволяющие определить динамику приверженности покупателей различным  торговым маркам, а также рассчитать долю рынка каждой из марок.

    Расчеты производятся с использованием метода цепей Маркова. 
 
 

    Таблица 13Цепи Маркова

    Число покупателей  на начало месяца, тыс. чел.     Движение  покупателей, чел./мес.
    А     В     С     от  А к В     от  В к А     от  А к С     от  С к А     от  В к С     от  С к В
    0,6     0,4     0,8     40     60     50     30     70     50
 

    Сначала на основании опроса составляются матрицы  распределения покупателей по месяцам, в том числе – в долях. 

     14. (в долях)                                                             14.1 (человек)

     
Фирма А В С
А 600    
В   400  
С     800
Всего: 600 400 800
     
Фирма А В С
А 1,00    
В   1,00  
С     1,00
 
 
 
 
 

     15. (в долях)                                                           15.1(человек)

     
Фирма А В С
А 510 40 50
В 60 270 70
С 30 50 720
Всего: 600 360 840
     
Фирма А В С
А 0,850 0,067 0,083
В 0,150 0,675 0,175
С 0,038 0,063 0,900
 
 
 
 
 
 

    Для того, чтобы определить прогнозное распределение покупателей между  этими тремя марками чайников, умножаем матрицы распределения (в  долях) сами на себя до тех пор, пока матрица Аn не будет равна матрице Аn+1.

    Т.о. перемножая матрицу 15. саму на себя, получим прогнозную матрицу 3.1. На ее основании и по данным матрицы 2.2. рассчитаем матрицу 3.2. 
 
 
 
 
 

     16. (в долях)                                                                   16.1 (человек)

     
Фирма А В С
А 442 64 94
В 85 171 104
 С 63 85 692
Всего: 590 320 890
     
Фирма А В С
А 0,736 0,107 0,158
В 0,235 0,477 0,288
С 0,075 0,101 0,824
 
 
 
 
 

                         

     17. (в долях)                                                                 17.1 (человек)

     
Фирма  А  В  С
 А 341 86 163
 В 98 90 132
 С 125 124 641
Всего: 564 300 936

Информация о работе Маркетинговые исследования предприятия