Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа
В современном мире уровень развития и технологии достиг такого уровня, что мы можем общаться друг с другом на расстоянии, не прибегая к личному контакту. Два века назад люди могли только мечтать о таком. И если спросить кого-нибудь про те средства, которыми он пользуется для связи с дорогими и близкими ему людьми на расстоянии, то бесспорно первым на ум приходит мобильный телефон.
Введение 3
1. Анализ рыночных возможностей 9
1.1 Исследование маркетинговой среды 9
1.2 Исследование рынков и потребителей 11
1.3. Анализ конкурентов 14
1.3.1. Первый этап – расчёт и оценка единичных показателей конкурентоспособности продукции 15
1.3.2. Второй этап – определение групповых показателей 17
конкурентоспособности 17
1.3.3. Третий этап – определение интегрального показателя 17
конкурентоспособности 17
1.3.4. Анализ конкурентоспособности фирмы 17
2. Принятие стратегических решений 19
2.1. Сегментирование рынка и выбор целевых сегментов 19
2.2. Определение емкости целевых сегментов 22
2.3. Позиционирование продукции и компании 23
2.4. Стратегия развития компании. 24
3. Разработка комплекса маркетинга 25
3.1. Товарная политика 25
3.2. Ценовая политика 31
3.3. Сбытовая политика 34
3.4. Коммуникационная политика 36
Заключение 40
Литература 41
Общие характеристики целевого сегмента предоставлены в таблице 7.
Таблица 7 - Характеристики целевого сегмента
Показатель |
Значение показателя |
Социально-демографический |
Потребители в возрасте от 18 до 25 лет |
Особенности психологии потребителей |
Новаторы, суперноваторы |
Количество покупателей |
22000000 |
Среднерыночная цена товара |
18000 руб. |
Текущая ёмкость рынка |
45 000 000 руб |
Доля фирмы на рынке |
~1% |
Позиционирование – это процесс формирования свойств и цен товаров для каждого целевого сегмента. При позиционировании возможны два пути:
1. Позиционировать свою компанию на том же уровне, что и конкуренты и начать борьбу за долю рынка. Этот вариант целесообразен в следующих ситуациях:
a. рынок достаточно велик и может вместить ещё одного производителя;
b. фирма способна создать продукт, превосходящий продукт конкурента;
2. Фирма в избранном сегменте может разработать продукт, который пока не предлагается.
Чаще всего используется конкурентное позиционирование продукции.
Чтобы понять мнение покупателей о существующих на рынке продуктах, компании прибегают к составлению карт восприятия, которые показывают позиции различных продуктов относительно избранных критериев.
Рисунок 3 – Карта восприятия
Такие карты позволяют выявить мнения потребителей о продукции компании и свободные ниши. Наиболее классическими при составлении карт восприятия являются отражение критериев цена-качество.
Направление расширения деловой активности фирмы определяется тем, на каких рынках она планирует работать и с какими товарами.
1. Стратегия
глубокого проникновения на
2. Стратегия
развития рынка (старый товар
– новый рынок) С помощью
этой стратегии сбыт
a. Расширение границ
b. Экспорт
c. Продажа продукции через интернет
d. Расширение предназначения товара
3. Стратегия
разработки товара (новый товар
– старый рынок). Данная стратегия
эффективна при наличии у
4. Стратегия диверсификации – расширение деятельности, номенклатуры
продукции (новый товар, новый рынок). Эта стратегия доступна, как правило глобальным компаниям, являющимися лидерами отрасли.
Компания HТС выбрала для себя стратегию разработки товара, так как имеет качественный современный капитал, отвечающий последним технологическим стандартам и творческий высококвалифицированный персонал. Она вошла на уже сформированный рынок и постепенно завоевывает свое место на нем. За счет роста продаж и получения прибыли, компания с каждым годом увеличивает свой денежный капитал, который направляется на изучение рынка, разработку новой продукции, в НИОКР, тем самым занимая и расширяя свою нишу на рынке.
Товарная политика – определенный курс производителя, призванный решать следующие проблемы:
Товар – это результат работы производителей, обладающий определённым набором функций и способный удовлетворить определённые потребности. Это могут быть физические объекты, услуги, идеи.
Товары классифицируются по следующим признакам:
1. По степени долговечности и
материальной осязаемости,
2. По способу использования:
Одним из способов
анализа товара и поддержания
его конкурентоспособности
Основополагающим является
товар по замыслу. На этом уровне определяется,
какую потребность товар будет
удовлетворять. Усилиями конструктора
и технолога замысел
Рисунок 4 – Трёхуровневая концепция товара
При современном уровне развития электроники и нанотехнологий мобильные устройства имеют многочасовой ресурс работы и хорошо работают до нескольких лет. Компания HТС не является исключением среди других производителей и радует своих потребителей высококачественной продукцией.
Проведём анализ мобильного телефона HТС Legend по указанной схеме.
Товар по замыслу:
Товар в реальном исполнении:
Предлагаемые функции аппарата
Внешнее оформление
Рисунок 5 – Внешний вид НТС Legend.
Корпус выполнен из цельного куска алюминия. Концептуально напоминает первый iPhone, однако уровень исполнения гораздо выше. Металл более толстый, а корпус в целом прочнее. Аппарат выполнен в форм-факторе моноблока (с размерами 112 x 56,5 x 11,5 мм и весом 126 гр.). Чем еще хорош алюминиевый корпус, так это своей немаркостью. Следы и отпечатки на Legend незаметны совершенно, на поверхности аппарата не скапливается пыль, а щелей, в которые бы она могла забиться, здесь совсем немного, это обод камеры и отверстия в верхней пластиковой панели. Переднюю часть корпуса HTC Legend занимает большой сенсорный 3,2-дюймовый AMOLED-экран с разрешением 480 x 320 точек, который может похвастаться неплохой глубиной цветов и высокой контрастностью. Дисплей поддерживает технологию MultiTouch, На задней стороне аппарата разместился «глаз» 5 мегапиксельной камеры с управляемой вспышкой и автофокусом.
Уровень качества
Компания HТС предъявляет высокие требования к качеству своей продукции. Гарантийный срок на коммуникаторы у многих продавцов составляет 1 год. Это в большинстве своем связано с гигантскими шагами в области научно-технического прогресса и аппараты морально устаревают, что делает нецелесообразным трудоемкий ремонт. В этом плане конкуренты имеют аналогичные тенденции в области гарантийного обслуживания.
Упаковка
Кроме непосредственно смартфона и стандартного набора дополнений в виде USB-кабеля, зарядного устройства, гарнитуры и комплекта печатной продукции, в комплект так же входит карта памяти на 2G.
Товарный знак
Логотип или товарный знак – это название, символ, рисунок или их сочетание, предназначенное для идентификации товаров и услуг определённой фирмы и для их отличия от других аналогичных товаров и услуг. Зарегистрированный товарный знак действует в течение 10 лет, считая с даты подачи заявки в патентное ведомство, защищает компанию от недобросовестной конкуренции и позволяет защитить её права в суде. Срок действия товарного знака может быть продлён по заявлению владельца, поданному в течение последнего года действия товарного знака. В восприятии потребителя – наличие логотипа или торгового знака является гарантией качества товара.
Составными частями товарного знака являются:
• фирменное имя – часть товарного знака, которую можно произнести вслух;
• фирменный знак (символ) – часть товарного знака, которую можно опознать, но невозможно произнести.
Требования к логотипу: запоминаемость, универсальность, оригинальность, ассоциативность.
Рисунок 6 – Логотип фирмы HТС
Жизненный цикл товара – время его существования на рынке. Его можно разделить на следующие этапы:
1. Разработка товара.
2. Введение на рынок.
3. Рост.
4. Зрелость.
5. Насыщение.
6. Спад.
Рисунок 7– ЖЦТ товара HТС Legend
Как видно из рисунка 7, в данный момент мобильный телефон HТС Legend находится в фазе спада. Об этом говорит то, что аппарат выпущен уже достаточно давно (более 1,5 года назад) и компания уже разработала несколько перспективных замен – модели HТС Desire S , HТСDesire HD, HТС Incredible S.
Товарная линия – это группа товаров, объединяемая либо определённой категорией потребителей, либо реализуемая через однотипные магазины, либо продаваемая в рамках определённого диапазона цен.
Товарная номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп, предлагаемых покупателям конкретным производителем. Товарная номенклатура характеризуется широтой, длиной, глубиной и гармоничностью (сопоставимостью). Широта товарной номенклатуры определяется числом (количеством) товарных линий. Длина – общее количество наименований товаров, выпускаемых предприятием. Глубина определяется числом вариантов товаров в каждой линии. Сопоставимость определяется близостью разных товарных линий с точки зрения конечного использования товаров.
Можно выделить следующие товарные линии коммуникаторов HТС:
Из этого можно сделать вывод, что товарная номенклатура компании охватывает не весь рынок с мобильными устройствами, а именно: рынок с девайсами стоимостью 5000 руб, что является средней ценой на рынке продаваемых телефонов. Лидер продаж в этом сегменте является несомненно компания Nokia с ее огромнейшим выбором предлагаемых устройств.
Ценовая политика – это составная часть комплекса маркетинга, включающая:
• установление цен на товары;
• определение способов и размеров варьирования цен в зависимости от ситуации на рынке;
• выбор ценовой стратегии.
Цена – это совокупность всех ценностей, которые потребитель обменивает на возможность получить товар или услугу. Ценообразование – ключевой стратегический инструмент развития конкуренции на рынке.