Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:52, курсовая работа
Целью исследования работы является рассмотрение особенности маркетинга в сфере услуг и анализ маркетинговой деятельности в банковской сфере на примере ОАО «Альфа-Банк»
К задачам исследования относится:
- рассмотреть роль и место маркетинга в банковской сфере;
- проанализировать маркетинговую деятельность ОАО «Альфа-Банк»
- предложить рекомендации по развитию банковских услуг.
Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Теоретические аспекты маркетинговых услуг
1.1 Основные положения маркетинговых услуг……………………...…5
1.1 Специфические особенности маркетинга в сфере услуг……………7
Глава 2. Роль и значение маркетинга в банковской сфере
2.1 Сущность, задачи и цели банковского маркетинга…………………12
2.2 Маркетинговые стратегии в сфере банковских услуг……………...19
Глава 3. Практическое применение маркетинга в банковской сфере услуг на примере ОАО «Альфа-Банк»
3.1 Общая характеристика ОАО «Альфа-Банк»………………………...22
3.2 Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Альфа-Банк»………...24
Глава 4. Предложения по совершенствованию банковского маркетинга ОАО «Альфа-Банк»
4.1. Рекомендации маркетинговой деятельности по совершенствованию ОАО «Альфа-Банк» ……………………………………………………………..30
4.2 Развитие маркетинговых услуг на примере кредитной карты ОАО «Альфа-Банк»………………………………………………………………..…..36
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы………………………………………...…47
На основе двух критериев:
привлекательность рынка и
- отсутствие стратегии
позиционирования карточных
- низкая степень
В ближайшие годы маркетинговая
стратегия банка будет
При сегментации рынка предлагается опираться на подход с позиции жизненного цикла клиента, который позволит предложить каждому сегменту свой набор характеристик банковского продукта. Так, например, для сегмента «молодые люди, недавно образовавшие семью (25-30 лет)» в качестве основной характеристики кредитной карты рекомендовано установление лимита по карте для покупки в течение месяца 2-3 товаров длительного пользования. Уровень процентов по карте должен быть ниже на 1-2% годовых, по сравнению с сегментом «молодежь (16-22 года)»;
Также можно предложить не ограничиваться выводом на рынок «обычной» кредитной карты, а сразу же дополнить данный продукт целым рядом дополнительных услуг. На примере сегмента «молодые люди, недавно образовавшие семью» был приведен алгоритм построения комплекса маркетинг-микс:
а) в качестве базового продукта «кредитная микро-карта» был рекомендован продукт со следующими характеристиками:
- первое приложение карты следует занять «электронным кошельком», на котором отражаются собственные средства клиента;
- второе приложение будет
зарезервировано под кредитный
лимит, установленный
- третье приложение будет являться резервным;
- карта будет открываться сроком на 1 год, с возможностью последующего продления срока действия;
- будет установлен ежемесячный лимит погашения задолженности по карте в размере 10% от общей текущей задолженности;
- будет установлен ежемесячный период погашения процентов за пользование кредитом;
- карта будет приниматься
во всех банкоматах банка и
торгово-сервисных точках
- при пользование картой
в торгово-сервисной сети
- за отдельную плату
владелец карты будет иметь
возможность подключиться к
б) ценовая политика Альфа-Банка должна формироваться исходя из следующих предложений:
- установить плату за
выпуск кредитной карты ниже
стоимости выпуска обычных
- основную выручку будет приносить не операция «оформление карты», а уплата процентов за пользование кредитом по карте;
- это преимущество легко использовать в рекламной компании, что позволит быстро набрать критическую массу клиентов;
- стоимость кредита по
карте предлагается установить,
исходя из соображения
в) в качестве каналов распространения нового продукта было предложено использовать:
- филиалы ОАО «Альфа-Банк»;
- столики консультантов в крупных торгово-сервисных точках города;
- Интернет сайт банка, где можно будет заполнить анкету и отметить название ближайшего филиала банка, в котором можно будет оформить и активизировать кредитную карту.
Для получения доходов от операций с банковскими пластиковыми картами и решения поставленных задач по использованию данных услуг в Альфа-Банке, в данной работе был рассмотрен вопрос о вложении средств, в формирование достаточно развитой и эффективной сети обслуживания.
Для решения поставленных задач необходимо произвести следующие действия:
- увеличение количества банкоматов, выполняющих данные услуги;
- введение в действие дополнительного количества pos-терминалов;
- возможность внедрения
данных услуг не только для
держателей международных
Существуют следующие причины популярности расчетов при помощи пластиковых карт:
Во-первых, существенно вырос процент клиентов торгово-сервисных предприятий, желающих совершить покупку с использованием банковской карты. Несмотря на консерватизм российских граждан, люди постепенно привыкают пользоваться банковскими картами не только для получения заработной платы, но и для оплаты покупок и услуг. Особенно это заметно в сегменте клиентов, располагающих достатком среднего уровня и выше. Кроме того, за последние несколько лет произошло значительное увеличение числа выдаваемых потребительских кредитов, которые в подавляющем большинстве случаев выдаются с помощью банковских карт.
Во-вторых, эквайринг банковских карт позволяет торгово-сервисным предприятиям снизить издержки, связанные с приемом наличных денежных средств. Примером таких издержек может служить инкассация.
Также наблюдается увеличение оборота предприятия, ведь по статистике средняя сумма операции по карте выше на 40 % чем сумма платежа наличными.
Кроме того, это еще один вид сервиса для покупателя - банки предлагают своим клиентам кредитные карты, благодаря которым покупатель, не имея денежных средств, может оплачивать товары и услуги.
Для предприятия это дополнительные клиенты, безопасность расчетов (на кассе находится меньше наличных средств) и экономия средств и времени на инкассацию и пересчет денежных средств.
Потенциал российского рынка
эквайринга огромен. Ежегодный рост
оборотов в торгово-сервисных
Для того, чтобы клиенты банка могли в любое время получить оперативную информацию или он-лайн консультацию необходимо создать автоматический Сервис-центр для обслуживания владельцев пластиковых карт, который позволит клиентам получать в автоматическом режиме информацию по остаткам на карточных счетах, о тарифах и услугах Альфа-Банка по пластиковым картам; также посредством Сервис-центра банк сможет осуществлять техническую поддержку торгово-сервисных предприятий.
С целью повышения доверия потребителей к электронной коммерции, а также для того, чтобы позволить людям разделять их расходы в реальных и виртуальных магазинах можно предложить банку внедрить услугу «виртуальная карт». Виртуальная карточка предназначенна исключительно для использования в Интернете. Виртуальная карточка:
— дает возможность проводить расчеты в режиме реального времени на Internet-сайте Альфа-Банку;
— снижает риск потери информации и денежных средств со счета карточки;
— счет виртуальной карточки может вестись в долларах США, рублях и в EUR по выбору клиента;
— пополнение счета производится наличным или безналичным путем в соответствии с действующим законодательством РФ:
— с Internet-офиса Альфа-Банка ;
— с карточного счета клиента;
— с текущего счета клиента;
— наличными деньгами;
— путем безналичных переводов.
Ежемесячные выписки по счету виртуальной карточки клиент может получать на выбор, как по электронной почте, так и путем обращения в Банк.
Для внедрения рассматриваемых
мероприятий первоначально
В первую очередь необходимо проанализировать рынок с позиции возможности расширения емкости карт. На основании этого анализа прогнозируются доходы по предлагаемым мероприятиям, далее приводится смета затрат всех мероприятий. Рассчитывается прибыль от предлагаемого мероприятия.
1. Определение основных
источников доходов и расходов
для реализации
«Мобильный банк» -- это комплекс услуг, предоставляемых банком посредством мобильной связи держателям пластиковых карт. С помощью данной услуги держатель может:
— оперативно получать на свой мобильный телефон уведомления об операциях по карте в виде SMS-сообщений;
— осуществлять платежи со счета карты без явки в банк в пользу некоторых организаций;
— осуществлять перевод денежных средств с одного счета;
— получать по запросу информацию о лимите доступных средств и о последних 5 операциях по карте;
— оперативно блокировать карту с мобильного телефона в случае ее утраты или при подозрении на мошенничество по карте;
Результаты занесены в таблицу № 1.
Таблица № 1- Сведения о доходах и расходах, в рублях
Наименование |
Стоимость |
Доходы |
|
Цена услуги, руб. |
45 |
Количество карт |
52000 |
Итого |
2340000 |
Расходы |
|
Затраты на интеграцию “пластикового продукта” |
45900 |
Разовый платеж по подключению к системе pay cash |
27500 |
Затраты на разработку и ввод в эксплуатацию системы мониторинга платежей |
90800 |
Дополнительное программное обеспечение |
24100 |
Реклама |
120300 |
Дополнительный доход банка |
308600 |
На основании проведенного
исследования банком посредством опроса
клиентов, было выявлено, что около
50% владельцев готовы воспользоваться
этой услугой, поэтому объем прибыли
по предлагаемому мероприятию
Таблица № 2- внедрение виртуальной карты
Стоимость выпуска карты,руб. |
49 |
Выпуск,шт. |
8000 |
Сумма транзакций,руб. |
130000 |
Стоимость выпуска виртуальной карты не зависит от размещаемой на ней суммы и для клиента составляет 49 руб., банк выпускает 8000 шт. карт. При условии, что каждый клиент в течение месяца хоть один раз воспользуется картой, банк в итоге получит 13000 руб.
Таким образом, видно, что выпуск виртуальной карты является эффективным для банка, в связи с быстрой окупаемостью и высокими доходами.
Таблица №3 - Оценка эффективности предлагаемых мероприятий, в руб.
Показатели |
До внедрения мероприятий |
Доходы от пластиковых картам |
321 600 |
В т.ч. от внедрения «Мобильного банка» |
308600 |
Доходы от внедрения виртуальной карты |
13 000 |
Анализ оценки эффективности показал, что проект по совершенствованию мероприятий с пластиковыми картами заслуживает внимания. Банк увеличил свою прибыль на 321 600 рублей.
Информация о работе Маркетинговая деятельность в сфере услуг