Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:52, курсовая работа
Целью исследования работы является рассмотрение особенности маркетинга в сфере услуг и анализ маркетинговой деятельности в банковской сфере на примере ОАО «Альфа-Банк»
К задачам исследования относится:
- рассмотреть роль и место маркетинга в банковской сфере;
- проанализировать маркетинговую деятельность ОАО «Альфа-Банк»
- предложить рекомендации по развитию банковских услуг.
Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Теоретические аспекты маркетинговых услуг
1.1 Основные положения маркетинговых услуг……………………...…5
1.1 Специфические особенности маркетинга в сфере услуг……………7
Глава 2. Роль и значение маркетинга в банковской сфере
2.1 Сущность, задачи и цели банковского маркетинга…………………12
2.2 Маркетинговые стратегии в сфере банковских услуг……………...19
Глава 3. Практическое применение маркетинга в банковской сфере услуг на примере ОАО «Альфа-Банк»
3.1 Общая характеристика ОАО «Альфа-Банк»………………………...22
3.2 Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Альфа-Банк»………...24
Глава 4. Предложения по совершенствованию банковского маркетинга ОАО «Альфа-Банк»
4.1. Рекомендации маркетинговой деятельности по совершенствованию ОАО «Альфа-Банк» ……………………………………………………………..30
4.2 Развитие маркетинговых услуг на примере кредитной карты ОАО «Альфа-Банк»………………………………………………………………..…..36
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы………………………………………...…47
Следует отметить, что существуют и другие популярные приемы маркетинговых исследований. К ним относится активный и пассивный маркетинг.
Активный маркетинг включает:
Прямой (рекламный). Создание на местах у клиентов систем управления финансами. Цель прямого маркетинга - заставить клиента действовать немедленно.
Использование средств связи
(почта, телевидение). Телемаркетинг - это
продолжение банковского
Опрос широкой группы населения.
Личное общение с
Создание фокус - групп. «Фокус - группы» это логическое продолжение методов маркетинга, основанных на личных контактах с клиентами. Цель - выяснение пожелание клиентов.
Пассивный маркетинг - это опубликование в прессе материалов о деятельности и положения банка.
Банки должны в своей деятельности использовать как активный так и пассивный маркетинг. Однако практика показывает, что предпочтение отдается активному маркетингу. Банковский маркетинг полностью направлен на развитие банковских услуг и это достаточно широкое взаимосвязанное понятие16.
2.2 Маркетинговые стратегии в сфере банковских услуг
Маркетинговая стратегия современного банка имеет достаточно сложную структуру. Отраслевая специфика маркетинговой стратегии в банковском секторе экономики определяется многими факторами. Главным из них является отсутствие в технологии производства банковских продуктов четкого разделения функций - «производство - реализация». В большинстве отраслей производством продукции (товаров, услуг) занимается группа подразделений объединенных в рамках специально выделенного в ОСУ производственного направления деятельности. Продвижением этой продукции на рынок, в том числе непосредственно реализацией занимается другая группа инстанций, подчиненная коммерческому директору предприятия. Именно его аппарат, т.е. собственно маркетинговая служба несет ответственность за текущие и перспективные позиции компании на обслуживаемом рынке
Ассортиментная политика
- формирование ассортимента продукции
в зависимости от потребностей рынка,
финансового состояния
Суть ценовой политики предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары (услуги) такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие задачи предприятия.
Рекламная Политика - это система утвержденных правил и идей, на основе базовых ценностей компании, регламентирующие целенаправленное управление средствами распространения рекламы, в отношении деятельности субъекта, по отношению к объектам, с целью формирования отношений между ними.
Маркетинговая деятельность начинается с изучения и анализа активного и потенциального спроса на банковские услуги. Система маркетинговой деятельности существует благодаря наличию спроса на их продукцию (банковские услуги). С готовым портфелем услуг банк выходит на рынок, предварительно определив их цену в зависимости от уровня своих затрат и конъюнктуры рынка и получает прибыль17.
В последнее время все
большее число крупных
Представляются, что опыт
комплексного обслуживания вполне приемлем
и взят на вооружение отечественными
коммерческими банками, что повышает
их конкурентоспособность в
Таким образом, успешное продвижение
новых услуг коммерческих банков
на рынке будет возможным только
с переходом банков к комплексному
анализу рынка и его
Глава 3. Практическое применение маркетинга в банковской сфере услуг на примере ОАО «Альфа-Банк»
3.1 Общая характеристика ОАО «Альфа-Банк»
Альфа-Банк основан в 1990 году. Альфа-Банк
Головной офис Альфа-Банка
Альфа-Банк является крупнейшим российским частным банком России по величине активов, собственного капитала, кредитному портфелю и счетам клиентов. По состоянию на 1 января 2012 года в Альфа-Банке обслуживается около 56 тыс. корпоративных клиентов и 6,3 млн физических лиц. В 2011 году Банковская группа «Альфа-Банк» продолжила свое развитие как универсальный банк по следующим основным направлениям:
-корпоративный и инвестиционны
-торговое и структурное финансирование;
-лизинг и факторинг;
-розничный бизнес (все виды кредитования физических лиц, включая потребительское кредитование, кредиты наличными и кредитные карты, накопительные счета и депозиты, дистанционные каналы обслуживания);
-массовый бизнес.
Согласно стратегии Банковской группы «Альфа-Банк», утвержденной в декабре 2011 года, стратегическим приоритетами являются: поддержание статуса лидирующего частного банка в России с акцентом на надежность и прибыльность, а также ориентированность на лучшие в отрасли качество обслуживания клиентов, технологии, эффективность и интеграция бизнеса.
Ведущие международные рейтинговые агентства присваивают Альфа-
В течение 2011 года Альфа-Банк подтверждает лидирующие позиции в банковском секторе России. В четвертый раз подряд он занял первое место по результатам исследования «Индекс впечатления клиента — 2010. Сектор розничных банковских услуг после финансового кризиса», проведенного компанией Senteo совместно с PricewaterhouseCoopers. Также в 2012 году Интернет-банк «Альфа-Клик» был признан лучшим интернет-банком в России по версии международного финансового журнала Global Finance, Альфа-Банк награжден за лучшую аналитику Национальной Ассоциацией Участников Фондового Рынка (НАУФОР), стал лучшим российским частным банком по индексу доверия, рассчитанным исследовательским холдингом Ромир.
Поддержка национального
искусства — одно из приоритетных направлений
культурно-просветительской деятельности Альфа-Банка.
При содействии Альфа-Банка Россию посетили
многие всемирно известные зарубежные
музыканты. При поддержке Альфа-Банка в
Альфа-Банк является членом Корпоративного клуба WWF России, продолжает реализацию образовательной программы для российских школьников «Альфа-Шанс», оказывает финансовую поддержку благотворительной программе спасения тяжелобольных детей «Линия жизни».
Таким образом, последовательная политика Банка направлена на планомерное региональное развитие и совершенствование банковского обслуживания региональных клиентов. В настоящее время все региональные подразделения Банка проводят активную работу по привлечению клиентов на банковское обслуживание. Расширение филиальной сети позволило Банку обеспечить концентрацию денежных потоков, предоставить полномасштабный и качественный финансовый сервис всем корпоративным клиента, реализовать масштабные программы банковского обслуживания частных лиц.
3.2 Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Альфа-Банк»
Последние шесть лет, вплоть до августа 2010 года, в России были отмечены стабилизацией экономической, политической и социальной ситуации, а также улучшением макроэкономического климата, характеризующегося общим ростом экономики. Мировой финансовый кризис 2008 г. внес коррективы в развитие банковской системы.
Наиболее важными тенденциями развития банковской отрасли являются следующие: неоднородное распределение банков по регионам: концентрация банков и их филиалов преимущественно в Центральном Федеральном округе и мегаполисах, невысокая насыщенность других регионов кредитными учреждениями; темпы прироста капитала банков опережают прирост их активов; общее уменьшение количества банков, укрупнение банковского сектора за счет слияний и поглощений; усиление экспансии зарубежных банков в России, российских банков в СНГ, федеральных банков в регионах; усиление положения Сбербанка и государственных банков их лидерство в рейтингах; активное развитие розничного кредитования; усиление специализации среди банков.19
Усиливается тенденция доминирования госбанков, которые получают существенную финансовую поддержку от государства. Укрупнение банковского сектора России идет по 3 основным направлениям: наращивание собственного капитала преимущественно за счет размещения допэмиссий; поглощение крупными банками средних и мелких банков; отзыв ЦБ РФ лицензий, преимущественно мелких банков.
Альфа-Банк входит в число крупнейших российских частных банков России, имеет стабильное финансовое положение и хорошие темпы развития. Банк на регулярной основе осуществляет мероприятия по поддержанию уровня своей конкурентоспособности, в том числе по обеспечению соответствия основным тенденциям отрасли, являющимися наряду с тенденциями развития банковского сектора и экономико-политической ситуации в России одним из внешних факторов влияния на основную деятельность Банка.
В основе стратегии развития Банка стоит задача строить современный, высокотехнологичный, эффективный, стабильно развивающийся Банк, способный не только отвечать на вызовы конкурентной среды, но и предупреждать их. Банк должен стать лидером в банковской отрасли региона, лидером, способным противостоять в конкурентной борьбе.20
В целом ОАО «Альфа-Банк» соответствует тенденциям развития отрасли, в которой осуществляет свою основную деятельность.
На протяжении десяти последних лет Банк демонстрировал качественный и объемный рост показателей по всем направлениям деятельности. В прошедшем году деятельность коллектива Банка была направлена на дальнейшее развитие потенциала, укрепление финансового состояния, повышение ликвидности, устойчивости и конкурентоспособности Банка, достижение наилучших конечных результатов - доходности и прибыльности.
На основании вышеизложенного построим SWOT-анализ финансовой деятельности ОАО «Альфа-Банк»:
SWOT-анализ финансовой деятельности ОАО «Альфа-Банк»: | |
Внутренние силы – Strengths - Капитал Банка по состоянию на 1 января 2012 года в сравнении с 1 января 2011 года вырос в 1,3 раза и составил 4729 млн. рублей. Валюта баланса за год увеличилась на 38%, достигнув 34 752млн. рублей.
|
Слабости – Weaknesses - Неразвитая региональная сеть филиалов банка
- Отсутствие долгосрочной
ресурсной базы, т.е. банк не
развивает долгосрочные |
Внешние возможности – Opportunities - Расширенная сеть банковских учреждений по России.
- Сложившийся
на рынке Московской области
имидж устойчивого и |
Угрозы – Threats
- Смена курса
валют может повлиять на - Наступление
политического риска:
- Информационные
риски - ценность информации |
Информация о работе Маркетинговая деятельность в сфере услуг