Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:16, курсовая работа
Цель настоящей работы - показать особенности маркетингового исследования на примере изучения фотоуслуг в Арт-Студии «Фотограф».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать потребности, удовлетворяемые фотоуслугами;
- провести маркетинговое исследование;
Введение……………………………………………………………………..…….4
1. Анализ потребностей, удовлетворяемых товаром, выбранным в качестве объекта маркетингового исследования……………………………………….....5
2. Проведение маркетингового исследования………………………………......5
3.1. Анкетный опрос…………………………………………………………..….5
3.2. Характеристика выборочной совокупности……………………………....10
3.3. Сегментация рынка потребителей………………………………………....10
3.4. Характеристика предпочтений потребителей товара………………….....12
3.5. Определение спроса на товар……………………………………………....13
3.6.Позиционирование товара на рынке……………………………………..…15
4.Товарно-марочный анализ………………………………………………….....17
4.1. Определение вида товара………………………………………………..….17
4.2. Правовая защита товара………………………………………………….....19
4.2.1. Порядок регистрации товарных знаков в Российской Федерации….....19
4.3 Сервис товара………………………………………………..…..…………...21
4.4 Товарный ассортимент……….…………………………………………..….22
4.5 Жизненный цикл товара……………………………………………….…....24
5. Формирование ценовой политики……………………………………….…..26
5.1. Цели ценообразования………………………………………………….…..26
5.2. Влияние спроса на цену……………………………………………….……26
5.3. Оценка издержек……………………………………………………….…...26
5.4. Анализ товаров конкурентов…………………………………………..…...27
5.5. Выбор метода ценообразования………………………………………..…..27
5.6. Установление окончательной цены………………………………….…….28
5.7. Стратегия ценовой политики………………………………………….…...29
6. Организация товародвижения и сбыта товара………………………..……..30
6.1. Выбор каналов распределения……………………………………….…….30
6.2. Формы оплаты труда……………………………………………….…….…32
7. Разработка системы продвижения товара…………………………….……..33
7.1. Выбор рекламных средств…………………………………………….……33
7.2. Виды рекламных сообщений………………………………………..……...34
7.3. График рекламных сообщений и бюджет рекламы……………….……...35
8. Разработка программы (стратегии) маркетинга…………………….………36
Заключение………………………………………………………………..……...38
Библиографический список………………………………………………..……39
Морфологическая матрица сегментации представлена в таблице 1.
Таблица 3.1 – Сегментация рынка потребителей
Наименование признака выделения сегмента | Значение признаков | ||||||
Пол | муж | жен | |||||
Возраст | 15-30 | 31-50 | 51 и старше | ||||
Среднемесячный уровень зарплаты | До 10 000 руб. | 10000-20000 руб. | Свыше 20 000 руб. | ||||
Социальное положение | студент | рабочий | служащий | другое |
Из таблицы можно точно вывести потребителя данного товара. На практике в процессе сегментирования не все признаки принимаются во внимание. Поэтому для наиболее полного описания сегмента необходим наиболее полный список признаков.
Примером сегмента может быть следующее: женщина в возрасте от 15 до 30 лет; студентка, со среднемесячным уровнем дохода до 5 000 руб. или мужчина в возрасте 31-50 лет; служащий, с уровнем дохода свыше 10 000 руб.
Как уже было замечено выше, можно предположить, что потенциальными потребителями данного вида услуг будут в основном студенты и служащие, первым это необходимо для реализации творческих замыслов, вторым это необходимо для работы, либо они свободно могут себе позволить данную услугу, так как имеют высокий уровень дохода. Поэтому в нашем анкетном опросе, прежде всего, будут принимать участие студенты и рабочие.
В ходе проведенного маркетингового исследования было опрошено 30 человек. Из них мужчин – 12 человек, женщин – 18 человек, что составляет 40% и 60% соответственно от общего числа опрошенных.
Подавляющее большинство (70%) находятся в возрасте от 15 до 30 лет; 22% - в возрасте от 31 до 51 года; 8% - в возрасте от 51 года и старше.
Рассмотрим социальное положение опрошенных. Преобладающим контингентом опрошенных являются студенты (42%), затем идут служащие (38%). Третье положение разделяют между собой категория «рабочие» (10%) и категория «другое» (10%), в которую входят работники государственных учреждений (учителя, медицинские работники и др).
По результатам анкеты можно сказать, что 38% опрошенных имеют среднемесячный уровень заработной платы до 10 000 руб., 46% - от 10 000 до 20 000 руб., 16% - от 20 000 руб. и выше.
При рассмотрении вопроса анкеты о том, знакомы ли вы с Арт-Студией «Фотограф», 82% - ответили «да», и лишь 18% ответили «не знакомы». В основном в последнюю группу входят пожилые люди, чей возраст колеблется от 51 и более лет (пенсионеры, домохозяйки и т.п.). По данным анкеты можно также заметить, что для 39% опрошенных использование услуг профессионального фотографа является хобби (поскольку подавляющее большинство опрашиваемых – это студенты, которым необходимы профессиональные фотографии для реализации творческих идей, участия в различных конкурсах и др.); далее для 22% - использование услуг профессионального фотографа является необходимостью, которая связана с работой (в крупных компаниях при проведении конференций, презентаций и т.п.); для 19% опрашиваемых считают услуги профессионального фотографа роскошью, но не отказываются от того, что они хотели бы воспользоваться ими; а для 20% такие услуги вообще не имеет никакого значения. В результате чего 59% - собираются воспользоваться услугами профессионального фотографа в ближайшее время, а 41% - ответили «нет».
Критерии, по которым, как считают респонденты, нужно выбирать профессионального фотографа:
а) наличие диплома фотографа
б) известность (как минимум в городе)
г) цена
д) креативность
Наличие визажиста для 80% опрашиваемых является исключительно важным. Комфортным сроком в ожидании обработки фотографий для 65 % является 1 неделя; для 20% - это пару дней; 12% готовы ждать 2 недели; и только 3% могут ждать до 1 месяца.
3.4. Характеристика предпочтений потребителей товара
Что касается потребительских предпочтений отдельных сегментов рынка, то оказалось, что студенты предпочитают проведение студийной или выездной фотосъемки; работники офисов в-первую очередь интересуются репортажной съемкой, и если их удовлетворяет качество работы, то цена для них не имеет большого значения.
3.5 Определение спроса на товар
В круг вопросов маркетингового исследования входит определение спроса на товар. Необходимо иметь в виду, что на спрос кроме цены влияет множество других факторов: уровень среднемесячного дохода, уровень качества и цены товаров-заменителей, численность потребителей. Поэтому, учитывая все эти факторы, определим спрос для такого товара, как зеркальный фотоаппарат.
По результатам анкеты было выявлено, что 48% респондентов считают цену приемлемой в интервале от 5000 – 10 000 рублей, 42% - более 10 000 рублей и лишь 10% опрашиваемых считают цену приемлемой до 5000 руб.
Вычислим коэффициент эластичности товара по цене:
Влияние эластичности товара по цене на спрос отражается через коэффициент эластичности, который характеризует интенсивность изменения спроса при изменении на один процент цены.
К1 = Р1(Q2-Q1)/Q1(P2- P1), где
К1 – коэффициент ценовой эластичности спроса;
Q1 – уровень спроса до изменения цены;
Р1 – уровень цены до ее изменения;
Q2 - уровень спроса после изменения цены;
Р2 – уровень цены после ее изменения.
При Р1 = Х.
Р2 – Р1 = 13%,
Q1 = 24, Q2 = 21, то
К1 = Х(21-24)/ 24(1,13Х-Х) = 3Х/3,12Х= - 0, 96.
По результатам видно, что спрос практически является эластичным, когда изменения в цене вызывают такие же изменения в спросе.
Вычислим коэффициент эластичности спроса по доходу:
Эластичность спроса по доходу представляет собой процентное изменение спрашиваемого потребителями качества товара Q в результате однопроцентного роста дохода J.
К2= J1(Q2-Q1)/Q1(J2-J1), где
J1 – уровень дохода до изменения;
J2 – уровень дохода после изменения;
Q1,2 – уровень спроса до и после изменения.
При J1 = Х,
J2 – J1 = 25%
Q1=25, Q2= 29, то
K2 = X(29-25)/25(1,25X-X)= 0,8
Это свидетельствует о том, что при увеличении уровня дохода на 25%, спрос увеличился на 8%.
Вычислим коэффициент эластичности по качеству:
Эластичность спроса по качеству представляет собой процентное изменение спрашиваемого потребителями товара Q в результате однопроцентного роста качества товара.
К3= k1(Q2-Q1)/Q1(k2-k1), где
k1,2- уровень качества до и после изменения;
Q1,2- уровень спроса до и после изменения.
При k1=x
k2-k1=15%
Q1=21, Q2=23, то
K3=X(23-21)/21(1,15X-X)=2X/3,
Следовательно, при улучшении качества на 15% спрос на товар возрастет на 6,3%.
Реальный спрос на товар состоит из потенциального спроса, умноженного на коэффициенты эластичности спроса по цене, уровню дохода потребителей, уровню качества:
QP=Qn*k1*k2*k3, где
Qn - это потенциальный спрос или все население города (Уфы). Следовательно, Qp=1 050 000 *0,96*0,8*0,63 = 508 032.
Если учесть, что из всего населения города 1 050 000 человек каждый 10 000 приобретает услугу профессионального фотографа, то емкость рынка (оказание услуг) равно:
1 050 000:10 000 = 105 услуг фотографии
3.6 Позиционирование товара на рынке
Позиционирование товара проходит в три этапа.
Этап 1. Сравнение потребительских свойств, существующих на рынке услуг. На данном этапе из всей совокупности потребительских свойств товара выделяют наиболее значимые. В нашем случае это качество и наличие дополнительных услуг. Рассмотрим фотоуслугу Свадебной фотосъемки: Арт-Студии «Фотограф», Академия Фотомастерства и Студии Сафина и сравним их по значениям этих потребительских свойств. Результаты сравнения отразим в схеме позиционирования продукта, графическое отражение которой представлено на рисунке 1.
Свойство А
Свойство Б
Рисунок 1 – Сравнение потребительских свойств существующих
на рынке товаров
Свойство А – Качество
Свойство Б – Наличие дополнительных услуг (визажист, дизайнер, режиссер)
Т1 – Арт-Студия «Фотограф» А – 7 баллов Б – 7 баллов
Т2 – Академия Фотомастерства А – 7 балла Б – 8 баллов
Т3 – Студия Сафина А – 5 балла Б – 3 баллов
В результате каждый продукт имеет свои координаты значений потребительских свойств, т.е. место (позицию) на рынке.
Этап 2. Выявление мнений покупателей о потребительских свойствах, которые они хотят видеть у товара. В результате проведенной анкеты были выявлены потребительские предпочтения, которые изображаются в виде точки с координатами, такие как цена и креативность. Многообразие этих точек представляет собой некоторое пространство, выделенное в виде окружности, диаметр которой свидетельствует о масштабе целевого сегмента.
Свойство А
Свойство Б
Рисунок 2 – Схема потребительских предпочтений
Свойство А - цена
Свойство Б – креативность.
Этап 3. Позиционирование продукта. Накладывая результаты опроса опрашиваемых (усредненные значения) из схемы потребительских предпочтений на результаты сравнения потребительских свойств существующих товаров-конкурентов, получают позицию (место) товара, который желают покупать потребители. Графическая схема представлена на рисунке 3.
Свойство А
Свойство Б
Рисунок 3 – Сводная схема позиционирования продукта
Таким образом, можно сделать вывод о том, что остается одна область предпочтений потребителей на графике, которая пока остается неудовлетворительной. Однако, для увеличения числа клиентов необходимо повысить качество и увеличить число дополнительных услуг.
4. Товарно-марочный анализ
4.1 Определение вида товара
Сначала определим тип данного товара. Известно, что товары делятся на товары потребительского и производственного назначения. Такая классификация важна, поскольку подчеркивает различия в характеристиках продуктов и последующие следствия для маркетологов.
Потребительские товары – это товары и услуги, предназначенные для конечного потребителя, для личного, семейного или домашнего использования. Главный признак – применение, а не конкретная сущность.
Товары и услуги производственного назначения приобретают для использования в производстве других товаров или услуг; для хозяйственной деятельности или для перепродажи другим потребителям. К числу их покупателей относятся предприятия, организации оптовой и розничной торговли, правительственные и другие некоммерческие организации.