Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:17, курс лекций
Основная задача маркетинга заключается в том, чтобы привести производство в соответствие со спросом, а усилия маркетинговых служб направлены на создание такого ассортимента товаров, который соответствовал бы общественному спросу. Основная задача маркетинга направлена на поиск наиболее эффективного сочетания традиционно выпускаемой продукции и новой, для принятия решения о расширении или сокращении объемов производства, модернизации продукции или снятия ее с производства. Маркетинг используется для установления торговых связей с зарубежными странами и при разработке экспортной политики предприятия и государства.
В таблице приведены
Перед тем, как проводить сегментацию необходимо проводить анализ рынка по основным его показателям, состояние конкуренции, структуру отраслей и структуру распределения . Основные показатели для анализа рынка и их характеристики приведены в табл. ( )
Показатели для анализа рынка
№ п/п |
Показатель |
Характеристика |
1 |
Количественные показатели |
Емкость рынка, динамика развития, доля фирм на рынке, потенциал рынка и др. |
2 |
Качественные показатели |
Структура потребностей, мотивы покупки, их динамика, процесс покупки, стабилизация потребностей, информатизация. |
3 |
Конкурентная среда |
Объем реализации продукции фирмами- |
4 |
Структура покупателей |
Количество покупателей, виды покупателей, динамика численности покупателей, региональные особенности покупателей |
5 |
Структура отраслей |
Количество продавцов, предлагающих аналогичный товар, вид продавцов, уровень организации их производства, загрузка производственных мощностей, потенциальные возможности в конкуренции |
6 |
Структура распределения |
Географические особенности , удаленность от крупных селитебных территорий, особенности сбытовой сети, загрузка транспорта |
При организации планирования сегментации рынка важным является соблюдение следующих требований: каждый сегмент рынка должен иметь свои отличительные особенности от других; потребители, включаемые в тот или иной сегмент должны иметь сходство по спросу на продукцию; фирма должна иметь достаточно полную информация по характеристикам потребителей данного сегмента; каждый сегмент рынка должен быть достаточным для реализации запланированного объема продаж и покрытия расходов, которые связаны с выходом на данный сегмент. и наконец, потребители сегмента должны иметь возможность проведения рекламных компаний.
Размер сегмента его количественными параметрами и в первую очередь его емкостью. Для определения емкости сегмента необходимо определить объем товаров, общую стоимость их реализации на данном сегменте, выявить численность потенциальных потребителей данного товара.
Емкость рынка (Ер) фирмы по каждому изделию может быть
рассчитана по формуле:
где i = 1, 2, ..., n — индекс сегмента рынка по продукту (модели изделия),
выделенного по какому-либо признаку; j = 1, 2, ..., т— индекс географического сегмента рынка; Nj — общее количество товаров, проданных на j-м географическом сегменте; dij— доля i-го сегмента рынка по продукту на j-м географическом сегменте рынка.
На схеме ( рис. ) представлены различные подходы к сегментации рынка
Рис. . Разновидности сегментирования рынка:
на схеме (а) отсутствует какая-либо сегментирования;
на схеме (б)показано сегментирование всего рынка;
на схемах (в ,г и д,) приведено сегментирование по различным признакам: по уровню доходов (в), по возрастным группам (г) и по уровню доходов и возрастным группам одновременно (д).
Сегментация рынка по товарам.
Учитывает реакцию потребителей на определенные параметры конкретных товаров. Она приобретает особое значение при выпуске на рынок новых товаров или модифицированных. Сегментация может быть проведена по какому-то ключевому потребительскому свойству товара, например экономичность, надежность, дизайн.
Для повышения
Сущность метода заключается в том, что на основе выделенных сегментов рынка по группам потребителей и сопоставления их с различными значениями факторов (функциональных и технических параметров изделия), выбранных для анализа, определяется, какие из параметров более всего подходят для выделенной группы потребителей.
Наиболее распространенными для оценки рынка по продукту являются параметры: цена, каналы сбыта, технические характеристики. Результаты анализа методом двойной сегментации оформляются в виде матрицы, по строкам которой откладывается значение фактора, а по столбцам — сегменты рынка по потребителям.
Сегментация рынка по товарам предполагает, что на стадии разработки новой продукции для каждого товара учитываются все факторы, отражающие систему потребительских предпочтений и одновременно технические параметры нового изделия, удовлетворяющие запросы потребителей (выделение сегмента рынка по параметру изделия);
• определяются группы потребителей, каждая со своим набором запросов и предпочтений (психографическая сегментация), ранжируются по степени значимости для каждой группы потребителей (сегментов рынка). Все эти переменные включаются в многофакторную модель сегментирования рынка по продукту (табл. )
Модель сегментирования рынка по продукту
Факторы выделения сегментов рынке (технические и функциональные параметры изделия или виды запросов потребителей) |
Сегменты рынка по основным группам потребителей | |||||
Сегмент А |
Сегмент Б | |||||
Исследуемые модели | ||||||
В |
Г |
Д |
В |
Г |
Д |
Подобная многофакторная
модель сегментирования рынка
В зависимости от типа потребителя или услуг различают сегментацию потребителей товаров потребительского спроса и потребителей товаров производственно-технического назначения.
Критерии сегментации
рынков товаров производственно-
-отрасли ( промышленность,
транспорт, сельское хозяйство,
-формы собственности
(государственная, частная,
-сфера деятельности ( НИОКР, основное производство, производственная инфраструктура, социальная инфраструктура);
Важным направлением
сегментации товаров
При сегментации рынка потребителей товаров производственно-технического назначения не следует забывать и о таких признаках, как разновидность конечных потребителей и весомость заказчиков, наличие сложившихся предпринимательских отношений. В условиях интернет и наличия и соответствующего банка данных получение такой информации не представляет какой-либо трудности.
Сегментация рынка по основным конкурентам.
Представляет собой выделение тех или иных преимуществ деятельности предприятия по сравнению с основными конкурентами. Это позволяет предприятию занять определенное положение в том или ином рыночном сегменте. Могут быть использованы различные показатели при оценке конкурентов. Это, прежде всего, преимущество производственных возможностей, финансовое положение, ценовой фактор, рекламные мероприятия и др.
Сегментирование рынка по основным конкурентам осуществляется на основе оценки конкурентоспособности предприятия . Для этого составляется таблица оценки конкурентоспособности с указанием всех факторов, которые сравниваются по сумме баллов данного предприятия с каждым конкурентом на данном сегменте рынка ( табл. )
Оценка конкурентоспособности предприятия
Факторы конкурентоспособности |
Ваше предприятие |
Конкуренты | |
А |
В | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
ПродуктКачество, технические параметры, право замены изделия, престиж торговой марки, упаковка, габариты, уровень ремонтного обслуживания, гарантийный срок, многовариантность в использовании, уникальность (отсутствие аналогов) |
|
|
|
|
|||
Универсализм |
|
|
|
Надежность |
|
|
|
Срок службы |
|
|
|
Защищенность патентами |
|
|
|
Цена |
|
|
|
Прейскурантная |
|
|
|
Договорная |
|
|
|
Свободная |
|
|
|
Срок платежа |
|
|
|
Условия кредита |
|
|
|
Условия финансирования в случае покупки |
|
|
|
Каналы сбыта |
|
|
|
Форма сбыта: |
|
|
|
- прямая доставка; |
|
|
|
- торговые представители; |
|
|
|
— предприятия -производители: |
|
|
|
— оптовые посредники; |
|
|
|
— комиссионеры и маклеры; |
|
|
|
- дилеры |
|
|
|
Степень охвата рынка |
|
|
|
Размещение складских помещений |
|
|
|
Система контроля запасов |
|
|
|
Система транспортировки |
|
|
|
Продвижение продуктов на рынке |
|
|
|
Реклама: |
|
|
|
- для потребителей; |
|
|
|
- для торговых посредников. |
|
|
|
Индивидуальная продажа: |
|
|
|
- стимулы для потребителей; |
|
|
|
— демонстрационная торговля; |
|
|
|
— показ образцов изделий |
|
|
|
Обучение и подготовка персонала сбытовых |
|
|
|
служб |
|
|
|
Продвижение продуктов по каналам торговли: |
|
|
|
- демонстрация продуктов; |
|
|
|
— продажа на конкурсной основе; |
|
|
|
- премии торговым посредникам; |
|
|
|
- кулоны; |
|
|
|
- руководства по использованию; |
|
|
|
- телевизионный маркетинг; |
|
|
|
-интернет- торговля; |
|
|
|
-упоминание об изделиях в средствах массовой |
|
|
|
информации |
|
|
|
Общее количество баллов: |
|
|
|
Таблица заполняется на основе данных, предоставляемых экономическими службами аппарата управления предприятия, а выставленные оценки согласованы с мнением специалистов этих служб. Для этих целей формируется группа из наиболее квалифицированных работников, которые вместе с руководством предприятия проводят анализ конкурентоспособности предприятия. В случае, если члены группы расходятся в оценках, в таблицу вносится среднее значение переменной, определяемое с учетом мнения каждого.
Общий итог таблицы
сумма баллов показывает
Оценка конкурентоспособности предприятия завершается составлением сводного анализа, что позволит выявить его слабые и сильные стороны. При этом должны быть получены ответы на следующие вопросы:
-какие планы существуют у конкурентов в отношении их доли рынка, повышения рентабельности производства и увеличения объема продаж?
-какой рыночной стратегии
придерживаются ваши
-каковы их сильные и слабые стороны?
-каких действий можно ожидать в будущем от нынешних и возможных конкурентов?
Для систематизации ответов на такого рода вопросы используется табл.
Сводный анализ конкурентоспособности предприятия
Основные категории |
Лидер в отрасли |
Выше среднего уровня |
Средний уровень |
Ухудшение показателей хозяйственной деятельности |
Предприятие в кризисной ситуации |
Финансы Производство Менеджмент Маркетинг Кадры Технология |
|
|
|
|
|
Метод сегментации конкурентов по хозяйственному профилю (табл. 7.5) позволяет предприятию быстрее перейти от стадии внедрения на рынок к рыночной экспансии, повысить эффективность продвижения своих изделий на рынке. Таблица может содержать как краткую цифровую информацию, так и развернутые и достаточно детализированные примечания. Сегментация рынка по конкурентам производится аналогично тому, как это осуществляется в отношении потребителей. Анализ данных и обобщение полученных результатов помогут лучше понять логику ведения бизнеса конкурентами и определить, какие ответные меры следует предпринять и какие из них будут наиболее действенными. Поэтому сегментация рынка по конкурентам является неотъемлемой частью деятельности любого предприятия, решившего всерьез повысить свою конкурентоспособность на рынке.