Конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать ценовую и неценовую конкуренцию в системе маркетинга конкретного предприятия.
Для достижения поставленной цели использовались следующие задачи:
- определить сущность ценовой и неценовой конкуренции;
- рассмотреть ценовую и неценовую конкуренцию на предприятии в условиях рынка;
- определить пути совершенствования для предприятия

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ЦЕНОВАЯ И НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧЕРТА РЫНКА……………………………..…………..6
1.1 Природа и виды конкуренции... ………...…………………………………...6
1.2 Модель конкуренции, используемая для разработки стратегии маркетинга………………………………………………………………………..15
ГЛАВА 2 Анализ ВИДОВ КОНКУРЕНЦИИ В ОАО «Барановичский ЗАВОД СТАНКОПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ»....…..21
2.1 Социально-экономическая характеристика деятельности ОАО «Барановичский завод станкопринадлежностей»….……….………………....21
2.2 Разработка методики процесса ценообразования и неценовой конкуренции на ОАО «Барановичский завод станкопринадлежностей»……25
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВИДОВ КОНКУРЕНЦИИ В ОАО «Барановичский ЗАВОД СТАНКОПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ».…………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..42

Файлы: 1 файл

курсовая цен и нецен конкуренц .docx

— 100.93 Кб (Скачать)

 

Это позволит решить следующие  проблемы в работе предприятия:

• загрузить производственные мощности;

• эффективно использовать рабочую силу;

• увеличить долю рынка, вытеснив конкурентов, и получить желаемую прибыль;

• обеспечить выплату высоких  дивидендов акционерам.

Как известно, наиболее эффективным  способом организации сбытовой политики является ее формирование с точки  зрения маркетингового подхода, что  требует разработки целенаправленной маркетинговой стратегии.

Выявление степени проявления признаков, характеризующих подготовленность предприятия к использованию  принципов и методов стратегического  планирования и управления, производилось  экспертным путем по методу Дельфи. В качестве экспертов выступали  категорийные менеджеры компании, что  обеспечивает конфиденциальность мероприятия  и не требует привлечения больших  ресурсов. Кроме того, указанная  методика может неоднократно повторно применяться для контроля действенности  проводимых мероприятий, призванных улучшить сложившуюся ситуацию.

Для оценки готовности компании к  работе по принципам стратегического  управления маркетологам предлагалось оценить степень проявления каждого  из перечисленных выше признаков  в деятельности предприятия –  выставить оценки, соответствующие  степени проявления того или иного  признака:

  • «5» – если данный признак на предприятии полностью проявляется;
  • «4» – если данный признак проявляется не полностью;
  • «3» – если данный признак проявляется слабо;
  • «2» – если данный признак не проявляется.

Общая оценка степени готовности компании представляет собой средневзвешенный бал:


где – бальная оценка j-го эксперта степени проявления i-го признака;

n – количество экспертов;

m – число рассматриваемых признаков;

 – коэффициент важности i-го признака, определяемы по правилу:

=


 

Для упрощения принято, что все признаки имеет одинаковую важность и k=1.

В оценке участвовало десять экспертов, таким  образом n=10, а m=12.

Рассчитаем  по формуле 1 следующие пороговые  числа:

bмин=0,2 – соответствует случаю полного не проявления всех признаков;

bсл=0,3 – соответствует случаю слабого проявления всех признаков;

bнп=0,4 – соответствует случаю не полного проявления всех признаков;

bмакс=0,5 – соответствует случаю полного проявления всех признаков.

Теперь  по формулам:

b1=bмин+0,75(bсл-bмин)


bср=0,5(bмин+bмакс)


b2=bнп+0,25(bмакс-bнп)

рассчитаем  пороги b1=0,275, bср=0,35, b2=0,425

Степень готовности компании к стратегическому  управлению следует оценивать как:

  • очень высокая, если полученный результат попадает в диапазон b2 – bмакс;
  • высокая, если полученный результат попадает в диапазон bср – b2;
  • умеренная, если полученный результат попадает в диапазон b1 – bср;
  • низкая, если полученный результат попадает в диапазон bмин – b1.

В таблице 3.3 (Приложение В) приведен результат обобщенной оценки маркетологами ОАО “БЗСП” готовности к стратегическому управлению по двенадцати перечисленным признакам.

Полученный в таблице 3.3(Приложение В) итоговый рейтинг вынесем на рисунок 3.1.

Рисунок 3.1 - Шкала оценки готовности компании к реализации маркетинговой  стратегии


 

На основании полученной оценки степени готовности предприятия  можно сделать следующий вывод: компания в целом готова во-первых, к формированию единой службы маркетинга, на которую будут возложены обязанности по подготовке структуры компании и персонала к реализации маркетинговой стратегии, а во-вторых, к реализации самой  маркетинговой стратегии.

Нами предлагается четыре пути совершенствования управления маркетинговой деятельностью ОАО “БЗСП”: Программа продвижения товара; Применение методики эффективного управления ассортиментом товарной группы как средство увеличения продаж; Применение практических методов разработки и анализа товарной стратегии предприятия на основе внутренней вторичной информации (на основе классической матрицы БКГ).

Таким образом, на наш взгляд, исследуемому предприятию в первую очередь необходимо создать независимую  ячейку - единую службу маркетинга, которая  будет самостоятельно формировать, реализовывать, контролировать и корректировать ход выполнения маркетинговой программы. Это позволит более оперативно и  эффективно выполнять предприятием маркетинговые функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рыночная экономика характеризуются  всё более ужесточающейся конкуренцией. В настоящее время практически нет предприятий, у которых не было бы конкурентов.

В условиях рыночной экономики  конкурентоспособность товара это  главный фактор успеха. Конкурентоспособность  товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для производителя, является конкурентоспособность его продукции.

Самое надежное средство выхода на рынок - высокое качество. С точки  зрения маркетинга, качество включает показатели своевременного обновления продукции, выпуска ее в ассортименте, в наиболее полной степени удовлетворяющем запросы, вкусы и требования потребителей. От купленного изделия люди должны получать максимальное удовлетворение, притом не только в соответствии со своими ожиданиями, но и сверх того, ибо многие потребители просто не знают о дополнительной пользе товара, которая часто и определяет окончательное покупательское решение.

Конкурентоспособность включает три основные составляющие: качество; экономика создания, сбыта, сервиса  и экономические возможности  потребителя; субъективная оценка покупателя (приятен ему товар или нет). Покупатель — главный оценщик  товара. А это приводит к очень  важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них.

Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и, более мощный и  действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог - застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние  десятилетия неизмеримо выросли. Главное  в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления  ’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии. К примеру, ’’дефицитный рынок’’ ведёт к устранению или  сводит к минимуму конкуренцию между  производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий  ’’дефицитный рынок’’ можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой  рынок- порождение определённой системы  хозяйствования, в условиях которой  связанный по рукам и ногам  рынок не в состоянии выполнить  свои классические функции.

На примере ОАО “БЗСП” можно сделать вывод как правильно наладить производство и сбыт своей продукции. ОАО “БЗСП” нашёл баланс в производстве своей продукции. Его продукция направлена на конкретную категорию покупателей так называемый “средний класс” при этом ОАО “БЗСП” реализует качественный продукт. Развёртывание стратегии рентабельного роста на ОАО “БЗСП” происходит по трём направлениям: конкурентоспособность, новаторские разработки и интернационализация (выпуск продукции на одной платформе).

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков; Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки кадров. – М.: Новости, 2000. – 256 с.
  2. Балдин, К. Управление рисками. / К. Балдин. - М.: Новое знание, 2005. – 271с.
  3. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз / И.К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2001. -264с.
  4. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2003. -213с.
  5. Гончаров, В.И. Менеджмент / В.И. Гончаров. – Мн.: Мисанта, 2003. -624с.
  6. Догиль, Л.Ф. Управление хозяйственным риском. / Л.Ф. Догиль. – Мн.: МИСАНТА, 2005. -224с.
  7. Дурович, АЛ. Маркетинг в предпринимательской деятельности / А.П. Ду-рович. - Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2003. -317с.
  8. Дурович, АЛ. Основы маркетинга: Уч. пос. / А.Л. Дурович. – М.: Новое знание, 2004. -512с.
  9. Дэй Дж. Стратегический маркетинг / Дж. Дэй. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. -322с.
  10. Завгородняя, А.А. Маркетинговое планирование / А.А. Завгородняя, Д.О. Ямпольская. - СПб.: Питер, 2002. -189с.
  11. Котлер, Ф. Основы маркетинга. / Ф. Котлер. - М: Прогресс, 1992. -329с.
  12. Кротков, А. М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А. М. Кротков, Ю. Я. Еленева. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - № 6. – с. 59-68.
  13. Курский, В. А. Подход к планированию эволюционного развития предприятия в конкурентной среде / В. А, Курский, Л. А. Васин. // Финансы и кредит. – 2001. - № 14. – с. 29-32.
  14. Ланкрухин, А. Маркетинг / А. Ланкрухин. - М.: Омега-Л, 2002. -351с.
  15. Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт, 2001. -311с.
  16. Маркетинг / Под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001. -402с.
  17. Маркетинг / С.Н. Белоусова, А.Г. Белоусов. – Р/на/Д: «Феникс», 2001. -224с.
  18. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга / М. Мак-Дональд. - СПб.: Питер, 2000. -414с.
  19. Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М: Дело, 2004. -382с.
  20. Основы предпринимательской деятельности. Маркетинг / Под ред. В.П. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2001. -268с.
  21. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - СПб.: Вильяме, 2000. -199с.
  22. Факсол, Г. Психология потребителя в маркетинге / Г. Факсол, Р. Голде-мит, С. Браун. - СПб.: Питер, 2001. -371с.
  23. Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций: Монография. - М.: Дашков и К, 2003. -199с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 2.2.1 -Основные виды средств распространения рекламы

 

Средство рекламы

Преимущества

Ограничения

Газеты

Гибкость, своевременность, хороший  охват местного рынка; широкое признание  и принятие; высокая достоверность

Кратковременность существования; низкое качество воспроизведения; незначительная аудитора «вторичных» читателей

Телевидение

Сочетание изображения, звука и  движения; чувственное воздействие; - высокая степень привлечения  внимания: широта охвата

Высокая абсолютная стоимость; перегруженность  рекламой;

Мимолетность рекламного контакта; Меньшая избирательность аудитории

«Директ мейл»

Избирательность: аудитории; гибкость; отсутствие рекламы конкурентов  в отправлении; личностный характер

Относительно высокая стоимость; образ «макулатурности»

Радио

Массовость использования; высокая  географическая и демографическая  избирательность; низкая стоимость

Представление только звуковыми средствами; степень привлечения внимания ниже, чем у телевидения; отсутствие стандартной  структуры тарифов; Мимолетность рекламного контакта

Журналы

Высокая географическая и демографическая  избирательность; достоверность и  престижность; высокое качество воспроизведения; длительность существования; значительное число «вторичных» читателей

Длительный временной разрыв между  покупкой места и появлением рекламы: наличие бесполезного тиража; отсутствие гарантии размещения объявления в предпочтительном месте

Наружная реклама

Гибкость, высокая частота повторных  контактов; невысокая стоимость; слабая конкуренция

Отсутствие избирательности аудитории; ограничения творческого характера


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б

Таблица 3.1 - Сильные и слабые стороны предприятия

Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Производство

1. Высокий производственный потенциал  предприятия

2. Возможность расширения производственные  мощностей

3. Высокий уровень качества продукции

4. Эффективная система контроля  качества

5 Восприимчивость к разработке  новых видов продукции

1 Неполная загрузка производственных  мощностей в результате отсутствия  спроса.

2. Увеличение износа оборудования  линий по производству карамели.

2. Кадры

1.Сложившийся профессиональный  коллектив работников

2. Высококвалифицированный

технический персонал

1. Неполное использование трудовых  ресурсов

2. Отсутствие системы управления  персоналом и стимулирования  труда

3. Маркетинг

1. Конкурентоспособность по ценовому  и техническому уровню.

1. Слабый сбыт продукции.

2. Отсутствие мероприятий по  эффективному использованию конкурентных  преимуществ.

3. Отсутствие программы маркетинга.

4. Организация

1. Большой стаж работы руководителей

1. Не определены цели и стратегии  развития организации

5. Финансы 

1. Низкая степень вероятности  банкротства

1. Плохие коэффициенты ликвидности  (см. п. 1.8)

2. Высокий коэффициент заёмных  средств.

3. Содержание на балансе фабрики  убыточных предприятий социальной  сферы и образования.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции