Конкурентоспособность предприятия «Николаевский»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере агрохолдинга «Николаевский» и обоснование их экономической эффективности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Изучить теоретические и методологические аспекты по повышению конкурентоспособности организации.
2. Охарактеризовать современное положение агрохолдинга «Николаевский».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теорететические аспекты конкурентоспособности предприятия…………..6
1.1 Понятие и виды конкурентоспособности предприятия ………….6
1.2 Факторы конкурентоспособности предприятия …………………………...11
1.3 Методика оценки конурентоспособности предприятия……………..……16
2. Анализ и оценка показателей конкурентоспособности фирмы на примере агрохолдинга «Николаевский» …………………………………………………23
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ……………………23
2.2 Экономический анализ деятельности торгового предприятия 26
2.3 Анализ конкурентной среды 31
3. Методы повышения конкурентоспособности предприятия 40
3.1Предложения и рекомендации направленые на повышение конкурентоспособсти предприятия 40
3.2 Экономическая эффективность от предложенных мероприятий………...46
Заключение 48
Списокиспользованой литературы 50

Файлы: 1 файл

маркетинг курсач.docx

— 120.67 Кб (Скачать)

     Потенциальная конкурентоспособность организации  характеризуется наличием конкурентных преимуществ во внешней и внутренней среде и представляет собой количественную оценку конкурентного потенциала организации. Конкурентный потенциал организации – комплекс ресурсов, обеспечивающих конкурентное положение на рынке.

     Реальная  конкурентоспособность организации  определяется показателем рыночной стоимости организации (по факту  сделки).

     В условиях идентичных факторов внешней  среды для одноотраслевой группы организаций, действующих в условиях одного и того же рынка, применимо  понятие внутренней конкурентоспособности  организации.

     Когда организация принимает решение  о выходе на внешний рынок необходимо оценить внешнюю конкурентоспособность  организации, которая представляет собой оценку потенциальных возможностей организации на внешнем рынке. Методологический подход к оценке внешней и внутренней конкурентоспособности организации  базируется на логической схеме приведенной на рисунке 1.1. 
 

     

     

     

     

     

     

       
 
 

       - внутреннее  факторы конкурентоспособности  товара

       - внешние факторы  конкурентоспособности товара

     Рисунок 1.1 – Структура внешней конкурентоспособности  организации

     В заключение данного пункта курсовой работы отметим следующее: конкуренция это необходимое и достаточное условие (или среда), обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала, конкуренция означает борьбу с равными или более сильными соперниками. 

     1.2 Факторы  конкурентоспособности предприятия 

     Под факторами конкурентоспособности  можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности организации и социально-экономической  жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной  величины затрат на производство, а  в результате – изменение уровня конкурентоспособности организации.

     Классификация факторов конкурентоспособности организации  довольно обширна, в данной курсовой работе будет рассмотрена наиболее важная классификация. Деятельность любой  организации находится под воздействием как факторов, которые возникают  при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческой задачи, так и факторов, возникающих при  открытом взаимодействии организации  с внешней средой при решении  той же задачи. Поэтому всю совокупность факторов конкурентоспособности организации, возможно, подразделить на:

  • факторы влияния во внешней среде:
  • уровень конкурентоспособности страны;
  • уровень конкурентоспособности отрасли;
  • уровень конкурентоспособности региона;
  • меры государственного воздействия: экономического (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда) и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);
  • факторы влияния во внутренней среде:
  • эффективность маркетинга;
  • конкурентоспособность товара;
  • качество менеджмента;
  • финансовое состояние;
  • уровень организации производства;
  • активность инновационной деятельности (в том числе использование Интернет-технологий);
  • уровень квалификации кадров;
  • факторы состояния рынка:
  • привлекательность рынка;
  • положение предприятия на рынке;
  • конкуренция на рынке.

     Внешние факторы – социально-экономические  и организационные отношения, позволяющие  организации создать продукцию, которая по ценовым и неценовым  характеристикам более привлекательна.

     Внутренние  факторы – это объективные  критерии, которые определяют возможности  организации по обеспечению собственной  конкурентоспособности.

     Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие  в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или  могущие оказать воздействие  на её функционирование. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого можно контролировать внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь компонент.

     1) Экономические факторы.

     2) Политические факторы.

     3) Рыночные факторы.

     4) Технологические факторы.

     5) Международные факторы.

     6) Факторы конкуренции.

     7) Факторы социального поведения.

     Факторы преимуществ во внешней среде  и факторы преимуществ в привлекательности рынка будут одинаковыми для предприятий одной отрасли на одном региональном рынке, поэтому для сравнительной оценки конкурентоспособности организации необходимо анализировать показатели факторов внутренних конкурентных преимуществ.

     Факторы могут оказывать положительное  или отрицательное влияние на конкурентоспособность организации. В первом случае они становятся конкурентными  преимуществами, во втором – конкурентными  проблемами.

     Конкурентное  преимущество организации – выигрышное состояние фактора влияния (или  по сравнению с конкурентами и/или  максимально возможное значение фактора), которое способствует повышению  конкурентоспособности организации.

     Преимущества  низшего порядка определяются возможностью использовать дешевую рабочую силу, материалы, сырье, энергию и другие ресурсы, т.е. факторами, обусловленными преимущественным положением предприятия на рынке. Их называют низшими, так как они не обеспечивают стабильности и устойчивости, легко утрачиваются или становятся доступными конкурентам в связи с инфляцией, ростом цен, изменением системы налогообложения, введением или отменой протекционной политики и т.д.

     Преимущества  высшего порядка включают в себя: оригинальную продукцию, уникальную технологию и квалифицированных специалистов, репутацию фирмы и др. Эти преимущества достигаются с помощью уникальных технологий, «ноу-хау», повышения квалификации кадров, специализации товаров, производств  и организаций с целью удовлетворять  особые потребности покупателей  и получать за это престижную цену.

     Причем  конкурентное преимущество может быть получено как предложением покупателям  товаров с более высокими техническими характеристиками, так и предложением потребителям новых свойств товара, имеющим для них важное значение.

     Естественные  конкурентные преимущества создаются  во внешней среде (например, наличие  природных запасов сырья, большая  емкость рынка).

     Созданные конкурентные преимущества возникают  во внешней и внутренней среде  в результате действия субъектов. Например, во внешней среде – эффективная  система налогообложения, государственные  меры по развитию Интернет, льготная политика кредитования и т.д. Во внутренней среде  – эффективная система управления конкурентоспособностью на предприятии, сертификация продукции и систем менеджмента качества по международным стандартам, наличие патента на технологию производства продукта, высококвалифицированные кадры и т.д.

     Тактическое преимущество – это фактор внешней  или внутренней среды организации, который будет использован организацией в конкурентной борьбе в краткосрочный  период – не более 1 года (например, временные льготы по налогам, аренде, благоприятная рыночная конъюнктура, активная рекламная кампания и др.).

     Стратегическое  преимущество – это фактор внешней  или внутренней среды организации, который будет использован организацией в конкурентной борьбе в долгосрочный период – более одного года (например, наличие патента, имиджевой товарной марки, квалифицированных кадров и  т.д.).

     Под внутренней средой понимается хозяйственный  организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию  научно-технической и производственно  сбытовой деятельности фирмы. Внутренняя среда заключает в себе тот  потенциал, который даёт возможность  организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Внутренняя среда  имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает  организация. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений  между работниками и т.п. Организационный  срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение  прав и ответственности; иерархию подчинения. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение  складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны  с реализацией продукции. Это  стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и  систем распределения. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные  с обеспечением эффективного использования  и движения денежных средств в  организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п. Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

     Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и  так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая  ей успешно развиваться. Особая важность анализа организационной структуры  для стратегического управления состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает  сильное влияние на то, как организация  строит свое взаимодействие с внешним  окружением, как относится к своим  клиентам, какие методы выбирает для  ведения конкурентной борьбы. Так  как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее сложно изучать. 

1.3 Методы оценки  конкурентоспособности  предприятия 

     Разработка  проблемы конкурентоспособности товаров  и услуг напрямую зависит от выбранного метода оценки.

     Отметим, что оценка способности товара конкурировать  производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или  иного объекта - понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом.

     За  базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный  товар, имеющий максимальный объем  продаж и наилучшую перспективу  сбыта в будущем.

     Если  за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности  может производиться по формуле:

      , (1)

     где

     gi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

     Пi – величина i-го параметра для анализируемой продукции;

     Пin – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

     n – количество анализируемых параметров.

     Если  за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует  поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.

     Иногда  параметры продукции не имеют  физической меры. В этом случае для  оценки этих характеристик используется методы оценки в баллах.

     Описанный метод (дифференциальный) позволяет  лишь констатировать факт необходимости  повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра  при выборе товара потребителем.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия «Николаевский»