Конкурентоспособность предприятия «Николаевский»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере агрохолдинга «Николаевский» и обоснование их экономической эффективности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Изучить теоретические и методологические аспекты по повышению конкурентоспособности организации.
2. Охарактеризовать современное положение агрохолдинга «Николаевский».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теорететические аспекты конкурентоспособности предприятия…………..6
1.1 Понятие и виды конкурентоспособности предприятия ………….6
1.2 Факторы конкурентоспособности предприятия …………………………...11
1.3 Методика оценки конурентоспособности предприятия……………..……16
2. Анализ и оценка показателей конкурентоспособности фирмы на примере агрохолдинга «Николаевский» …………………………………………………23
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ……………………23
2.2 Экономический анализ деятельности торгового предприятия 26
2.3 Анализ конкурентной среды 31
3. Методы повышения конкурентоспособности предприятия 40
3.1Предложения и рекомендации направленые на повышение конкурентоспособсти предприятия 40
3.2 Экономическая эффективность от предложенных мероприятий………...46
Заключение 48
Списокиспользованой литературы 50

Файлы: 1 файл

маркетинг курсач.docx

— 120.67 Кб (Скачать)

Содержание

     Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теорететические аспекты конкурентоспособности предприятия…………..6

1.1 Понятие и виды конкурентоспособности предприятия ………….6

1.2 Факторы конкурентоспособности предприятия …………………………...11

1.3 Методика оценки конурентоспособности предприятия……………..……16

2. Анализ и оценка показателей конкурентоспособности фирмы на примере агрохолдинга «Николаевский» …………………………………………………23

2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия  ……………………23

2.2 Экономический анализ деятельности торгового предприятия 26

2.3 Анализ конкурентной среды 31

3. Методы повышения конкурентоспособности предприятия 40

3.1Предложения и рекомендации направленые на повышение конкурентоспособсти предприятия 40

3.2 Экономическая  эффективность от предложенных  мероприятий………...46

Заключение 48

Списокиспользованой литературы 50 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Функционирование  предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной  цепи – экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный  фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет  вычленить из множества организаций  непременных лидеров, способных  производить по-настоящему качественные и актуальные для современной  жизни товары и услуги, которые  будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать  конкурентов и, исходя из этого, принимать  обоснованные решения в пользу повышения  конкурентоспособности отдельно взятой организации.

     Конкуренция одновременно имеет и положительные  и отрицательные стороны:

     1) она способствует развитию научно-технического  прогресса, постоянно заставляя  товаропроизводителя применять  лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные  производства, устаревшая техника,  некачественные товары;

     2) она чутко реагирует на изменение  спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев к их  снижению;

     3) в известной мере выравнивает  норму прибыли на капитал и  уровень заработной платы во  всех отраслях национальной экономики. 

     К числу негативных сторон можно отнести:

     1) придает бизнесу определенную  нестабильность, создает условия  для безработицы, инфляции и  банкротства; 

     2) ведет к дифференциации доходов  и создает условия для их  несправедливого распределения; 

     3) ее следствием может быть перепроизводство  товаров и не догрузка мощностей  в периоды производственных спадов.

     Контроль  за конкурентами, при грамотном подходе  и быстрых и правильных действиях  со стороны менеджмента организации, позволит удовлетворить специфические  запросы потребителя раньше и  лучше других.

     Лишь  выявив слабые и сильные стороны  конкурентов, можно правильно оценить  их потенциал, цели и стратегии, что  позволит в будущем стратегически  точно сконцентрировать внимание на том направлении, где конкурент  слабее. И это будет верным путём  к расширению своих собственных  преимуществ в конкурентной борьбе.

     Конкурентоспособность – сложное и разностороннее понятие, включающее в себя такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и его основные характеристики: качество, актуальность, технология производства, доступность для конечных потребителей. Многоаспектность этого понятия  обуславливается соответствием  производимых организацией товаров  и услуг требованиям рынка  и конкретно потребителей не только по таким факторам, как качество, технические, экономические и эстетические характеристики, но и ввиду важности коммерческих характеристик и условий  реализации, таких, как цена, сроки  поставки, каналы сбыта, реклама, сервис.

     Успешность  компании обуславливается способностью предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам рынка и  потребителей. Поэтому так важно  пристальное внимание уделять такому многозначимому аспекту предприятия, как конкурентоспособность.

     Актуальность  рассматриваемой темы заключается  в том, что все предприятия  и организации в большей или  меньшей степени сталкиваются с  такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких  условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение  на рынке, а так же принимать решения  о проведении мероприятий по повышению  конкурентоспособности.

     В качестве объекта исследования выбрано предприятие – агрохолдинг  «Николаевский».

     Предметом исследования является конкурентоспособность  предприятия.

     Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере агрохолдинга «Николаевский» и обоснование их экономической эффективности.

     Исходя  из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

     1. Изучить теоретические и методологические  аспекты по повышению конкурентоспособности  организации.

     2. Охарактеризовать современное положение агрохолдинга «Николаевский».

     3. Провести анализ финансового  состояния предприятия идать  оценку эффективности хозяйственной  деятельности.

     4. Провести анализ конкурентоспособности агрохолдинга  «Николаевский».

     5. Разработать мероприятия по повышению  конкурентоспособности компании.

 

  1. Теоретические аспекты  конкурентоспособности  предприятия

1.1.Понятие и виды конкурентоспособности предприятия

 

     Наличие конкурирующих фирм порождает такое  явление в экономике как конкуренция. Конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка. С точки зрения маркетинга, важными в этом определении являются следующие аспекты:

     Во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, то есть о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Оно касается только той борьбы, которую ведут фирмы, продвигая на рынок свои товары и/или  услуги.

     Во - вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, натоваровалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.

     В-третьих, рыночная конкуренция развивается  только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы  облегчить давление на себя конкурентного  пресса, состоит в уходе на недоступные  для других сегменты рынка.

     Сущность  конкуренции, как и всякого другого  явления, значительно полнее и четче  проявляется в ее функциях.

     В экономической литературе анализируются  в основном следующие функции  конкуренции: регулирующая, аллокационная, инновационная, адаптационная, распределения, контролирующая.

     Регулирующая  функция. У данной функции присутствует главная черта конкуренции, которая  определяет превосходство рыночной экономики над нашей, бывшей советской, плановой экономикой.

     Аллокационная функция1 производства выражается, прежде всего, в формировании совершенного рынка на всей территории страны, в рамках национального хозяйства, то есть, конкуренция постепенно размещает в масштабе национального хозяйства наиболее равномерно и эффективно производительные силы - капитан во всех его проявлениях и труд в их взаимном сочетании.

     Инновационная функция конкуренции проявляется, в общем, в финансировании и стимулировании НТП. Субъекты рынка стремятся внедрить достижения науки и техники в производство первыми и тем самым обойти конкурента. Адаптационная функция конкуренции реализуется в росте приспособляемости субъектов рынка к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, к разным её аспектам2.

     Распределительная функция конкуренции особенна тем, что в основном реализуется в  среде потребителей, как индивидуальных, так и производительных. Конкуренция  проявляется в их борьбе за получение  наибольшей суммы совокупных материальных благ и услуг, произведенных в  национальном хозяйстве, притом на наиболее выгодных условиях.

     Контролирующая  функция конкуренции проявляется, прежде всего, в недопущении монополистического господства отдельных крупных предприятий  на рынке. Конкуренция ограничивает и ставит в определенные рамки  формы или модели несовершенной  конкуренции. При этом конкуренция  опирается на мощные институциональные  механизмы, особенно на антитрестовское  законодательство.

     Повышение уровня конкурентоспособности организаций, оптимизация их функционирования и  элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения  во многом зависит качество воспроизводимых  процессов, доходность организаций, их адаптация к рыночным условиям и  последующий экономический рост.

     Необходимо  различать понятия конкурентоспособность  организации и конкурентоспособность  продукции.

     Под конкурентоспособностью организации  понимается реальная и потенциальная  способность организаций проектировать, изготовлять, реализовывать продукцию, которая по ценовым и неценовым  характеристикам в комплексе  более привлекательна для потребителей, чем продукция их конкурентов.

     Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.

     Повышение уровня конкурентоспособности организаций, оптимизация их функционирования и  элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. Основные отличия  данных понятий заключаются в  следующем:

  • конкурентоспособность организации применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность продукции может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день);
  • оценку деятельности организации дает не только потребитель, но и сам предприниматель;
  • конкурентоспособность организации носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный.

     Исследуя  сущность конкурентоспособности организации, необходимо остановиться на таком теоретическом  аспекте, как виды конкурентоспособности.

     По  степени реализации конкурентоспособность  организации можно разделить  на:

  • потенциальную конкурентоспособность;
  • реальную конкурентоспособность.

     В зависимости от рынка, на котором  работает организация можно выделить:

  • внутреннюю конкурентоспособность организации;
  • внешнюю конкурентоспособность организации.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия «Николаевский»