Конкурентный потенциал строительной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение основ управления повышением конкурентоспособности строительной продукции в условиях углубления рыночных отношений.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
- изучение сущности и особенностей конкурентоспособности строительных организаций;
- изучение и совершенствование методов оценки и путей повышения конкурентоспособности строительной продукции и услуг;
- формирование эффективной стратегии повышения конкурентоспособности строительной фирмы и ее поведения на рынке;

Оглавление

Введение_______________________________________________________ 3
1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности___________________ 5
2 Оценка конкурентного потенциала строительной организации________ 13
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия_____________ 23
Заключение____________________________________________________ 39
Список использованной литературы________________________________ 41

Файлы: 1 файл

ксюша.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

         2) прогрессивная  интеграция, когда предпринимаются  попытки заполучить во владение  или поставить под жесткий  контроль систему распределения  и обмена (например, контроль строительной организации над деятельностью риэлторов на рынке недвижимости);

         3) горизонтальная  интеграция, которая выражается  в установлении жесткого контроля  над предприятиями-конкурентами (например, создание крупных строительных  корпораций в регионе).

         Наряду со стратегическими  изменениями важной задачей на стадии выполнения стратегии является формирование и мобилизация рыночного потенциала строительного предприятия для  осуществления выбранной стратегии. С данной точки зрения, существует два очень важных момента в вопросе стратегии использования производственного потенциала — распределение ресурсов строительного предприятия по отдельным составляющим стратегии, а также во времени. Для этого руководство строительного предприятия должно установить стратегические ориентиры (критерии) использования денежных средств, которые фиксируют то, на какие цели могут осуществляться затраты. На стадии выполнения стратегии должна быть проанализирована потребность в денежных средствах для решения отдельных задач и выполнения функций, определены приоритеты, которые устанавливаются таким образом, чтобы финансирование в наибольшей мере способствовало осуществлению стратегии.

         Это дает возможность  ориентировать всю деятельность строительного предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат, который выражается в стратегическом позиционировании на рынке.

         В общем смысле стратегическое позиционирование определяет восприятие предприятия, фирмы, компании покупателями и партнерами в сравнении с  конкурентами и рынком и отражает сущность бизнес-стратегии предприятия. От выбранной стратегической позиции зависят стратегические инициативы и коммуникативные программы. Стратегическая позиция должна отвечать следующим требованиям:

         • Должна быть действительно  стратегической. Отражая долгосрочные перспективы предприятия по завоеванию рыночного преимущества над конкурентами, изменяться только в случае внесения корректив в стратегию;

         • Позиция должна соответствовать стратегии бизнеса;

         • Определяться относительно конкурентов и рынка;

         • Должна быть логичной и, или эмоционально релевантной для покупателей и близкой к рынку.

         Стратегическая позиция  строительного предприятия —  аналог индивидуальности производимого  товара и самого предприятия. Для  создания устойчивых конкурентных преимуществ  необходимо решение вопроса о выборе правильной стратегической позиции. Как показывает практика, этот процесс параллелен анализу факторов, определяющих позицию строительной продукции на рынке, к которым относятся: цена, качество, имидж товара и фирмы, эстетичность, надежность и др.

         При создании устойчивых конкурентных преимуществ возможны следующие тактические приемы рыночного  позиционирования строительного предприятия:

         1. Позиционирование  на основе потребительских преимуществ  товара (например, более комфортное  жилье, престижные, экологически безопасные районы застройки);

         2. Позиционирование  путем расширения круга потенциальных  покупателей данного вида строительной  продукции (например, предоставление  жилья с оплатой в рассрочку);

         3. Позиционирование  за счет повышения престижности товара (например, использование в строительстве жилья прогрессивных архитектурных решений, элитное жилье);

         4. Позиционирование, основанное на учете слабых  и сильных сторон конкурентов.

         Для успешного позиционирования строительного предприятия необходима благоприятная внешняя среда, которая формируется на основе взаимоотношений с другими участниками рыночного сегмента. Строительные предприятия, осуществляющие успешное позиционирование на рынке, по нашему мнению, должны руководствоваться следующими правилами: постоянный поиск отличительных свойств товара; сочетание научно-технических достижений с экономической выгодой для предприятия и его заказчиков; сохранение лидирующего положения на рынке; своевременный уход с неперспективного рынка; возможность завоевания новой рыночной ниши; поиск компромисса с ведущими конкурентами на рынке по разделу сфер влияния и установлению контроля над определенным сегментом рынка. В практическом плане прочность рыночного положения строительного предприятия может рассматриваться как сравнительная прибыльность хозяйствования, характеризующая финансовые возможности удержания рыночных позиций. Для оценки рыночных позиций и их усиления строительному предприятию необходимо детализировать внутреннюю структуру совокупного потребительского эффекта и совокупных затрат, определить величину каждого их элемента и целенаправленно, выбрав определенную стратегию маркетинга, влиять на них в направлении повышения устойчивости своего присутствия на рынке.

         В качестве одного из организационно-экономических путей повышения конкурентного потенциала строительного предприятия могут быть предложены методические подходы по сегментации рынка с четким определением рыночной ниши, т.е. отбор целевых рынков. Он проводится в целях сосредоточения усилий на удовлетворении потребностей только отобранных групп клиентов. Такой отбор позволяет предприятию не распыляться, обслуживая весь рынок, все категории заказчиков. Отбор целевых рынков включает: изучение спроса; сегментирование рынка; отбор целевых сегментов и позиционирование продуктов на рынке.

         Для строительного  предприятия мало простого понимания  потребности в отдельно взятом продукте, необходимо знать еще и платежеспособный спрос, то есть спрос, обеспеченный денежными  средствами заказчиков.

         Процесс изучения спроса сводится к двум моментам: изучение текущего уровня спроса; прогнозирование спроса. Для изучения текущего уровня спроса перед отделом маркетинга встает задача рассмотрения общих направлений формирования нужд потенциальных и обслуживаемых заказчиков. Разброс потребностей между различными классами заказчиков будет довольно большой. Анализ имеющихся тенденций в изменении спроса должен базироваться на изучении динамики колебаний в разрезе отдельных заказчиков.

         На состояние спроса влияют факторы: политического характера (принятие новых законодательных актов и т.д.); определение границ обслуживаемых рынков имеет большое значение, так как именно в этих границах должно действовать предприятие и туда направлять все свои вырабатываемые стратегии. В расстановке этих границ немаловажную роль играет географический фактор. Процесс деления рынка на части, то есть сегментирование, происходит по двум направлениям: сегментирование по группам потребителей; сегментирование по характеристикам предлагаемых услуг.

         Сегментирование по группам потребителей строительной продукции довольно сложный и трудоемкий процесс. Существует множество критериев сегментации корпоративного рынка, позволяющих разбить его на большое количество довольно узких сегментов. Поэтому выбор критерия, или, как принято говорить, сегментационной переменной, встает в разряд важнейших задач на этапе отбора целевых рынков. Однако следует иметь в виду, что сегментационные переменные создают основу только лишь первичной сегментации. Для окончательной сегментации требуется еще некоторая доработка. Для проведения первичной сегментации корпоративного рынка применяют следующие сегментационные переменные: оборот; особенности производства; оборотные средства; текущие обязательства; основные средства; долгосрочная и краткосрочная задолженность; прибыльность; отношения с конкурентами.

         Для того чтобы объективно оценить рыночные перспективы продукции  строительное предприятие должно использовать те же критерии оценки, что и потребитель. Для этого необходимо постоянное уточнение перечня параметров, отвечающих требованиям стандартов и норм и существенных с точки зрения потребителя. Практика оценки рыночных позиций продукции основывается на сравнительном анализе ее совокупных характеристик, сопоставлении с аналогами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по стоимостным характеристикам. Потребителя прежде всего интересует эффективность пользования продукцией, понимаемая как отношение совокупного полезного эффекта к совокупным затратам на приобретение, эксплуатацию, ремонт, техническое обслуживание.

         Для обеспечения  покупателю преимуществ по основным параметрам продукции строительное предприятие должно нести определенные расходы. Поэтому для строительного  предприятия в практическом плане  устойчивость конкурентных преимуществ может рассматриваться как сравнительная прибыльность хозяйствования, характеризующая, в конечном счете, финансовые возможности удержания рыночных позиций.

         Таким образом, строительство  характеризуется высокой капиталоемкостью, что резко ограничивает круг потенциальных покупателей объектов недвижимости по их платежеспособности. Кроме того, строительная продукция призвана удовлетворять сложные индивидуальные потребности частных пользователей (защита от воздействия окружающей среды; коммунально-бытовая инфраструктура жизнеобеспечения потребителей: водо-, газо-, энергоснабжение и отведение твердых и жидких отходов; создание благоприятных экологических и эстетических условий труда и отдыха потребителей) и производственные потребности деловых потребителей. Все это определяет консервативность и неэластичность спроса на готовую строительную продукцию. Однако экономическая природа данных характеристик спроса для конечного и делового потребления различна.

         Деловой спрос на объекты недвижимости является производным, его величина зависит от ситуации на рынке сбыта продукции потребителя, осуществляющего инвестиции в производственные здания и сооружения.

         Высокая степень  индивидуализации спроса на строительную продукцию и существующие экономические  барьеры на вхождение в отрасль порождают ситуацию ограниченной конкуренции на рынке строительной продукции как между товаропроизводителями и потребителями, так и в отношениях между отдельными заказчиками и подрядчиками. Индивидуализация спроса на готовую строительную продукцию стимулирует специализацию строительных предприятий, что само по себе во многом предопределяет направление и принципы сегментирования рынка объектов недвижимости. В совокупности с конструктивной сложностью строительных объектов это детерминирует ограниченные возможности стандартизации строительной продукции, а их качество зависит от организационно-техническогo уровня управления и производства в рамках строительной фирмы и профессионального уровня ее работников. Все это может придавать особую ценность готовой строительной продукции, что в значительной степени облегчает позиционирование строительной продукции на рынке и ее сбыт.

         Функционирование  на рынке инвестиционных продуктов  подталкивает строительные фирмы к  совершенствованию техники и  технологии строительного производства до уровня запросов отраслей-потребителей. На этом уровне развития конкурентных отношений в строительной отрасли на первый план выходят неценовые способы соперничества между строительными предприятиями. Главными критериями рыночного успеха выступают качество строительной продукции, сроки реализации инвестиционного проекта, эффективность маркетинговых мероприятий строительного предприятия и своевременное обновление материально-технической базы. В интересах достижения этих критериев целесообразно в деятельности строительных предприятий использовать предлагаемый нами алгоритм повышения эффективности использования конкурентного потенциала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Конкуренция как основа рыночной экономики —  это мощный стимул экономического роста.

     Главное содержание конкуренции — борьба за полное удовлетворение потребностей потребителя. Для успешного конкурсного  противоборства предпринимателю необходимо не только производить высококачественную продукцию, но и постоянно повышать ее технический уровень. Поэтому конкуренция между предпринимателями есть не что иное, как продвижение новых, более эффективных товаров и услуг, новых идей, новых разработок. Жизнь показывает, что именно благодаря конкуренции и на ее основе государства с рыночной экономикой характеризуются более интенсивным продвижением вперед, когда результат объективно зависит не только от набора технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и от условий их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, риск и т.д.). Конкуренция является ключевым моментом конструкции рыночной экономики. Залог выживаемости любого предприятия – его конкурентоспособность. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать, развиваться и иметь стабильный доход, ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, которая возможна только если предприятие производит конкурентоспособную продукцию.

     Специфика категории «конкурентоспособность»  состоит в том, что она применима  как к предмету конкуренции (конкурентоспособность  продукции), так и к субъектам  конкуренции (конкурентоспособность  предприятия, отрасли, региона). Каждый из вышеназванных уровней конкурентоспособности описывается своим набором показателей. Категория «конкурентоспособность» значительно шире категории «качество» или «технический уровень» продукта, хотя последние и являются важнейшими составными частями конкурентоспособности. Конкурентоспособность строительной продукции определяется ее внутренней ценой и качеством, а конкурентоспособность строительно-монтажной организации - уровнем ее организационно-технологической надежности и скоростью строительства.

Информация о работе Конкурентный потенциал строительной организации