Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение основ управления повышением конкурентоспособности строительной продукции в условиях углубления рыночных отношений.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
- изучение сущности и особенностей конкурентоспособности строительных организаций;
- изучение и совершенствование методов оценки и путей повышения конкурентоспособности строительной продукции и услуг;
- формирование эффективной стратегии повышения конкурентоспособности строительной фирмы и ее поведения на рынке;
Введение_______________________________________________________ 3
1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности___________________ 5
2 Оценка конкурентного потенциала строительной организации________ 13
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия_____________ 23
Заключение____________________________________________________ 39
Список использованной литературы________________________________ 41
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Институт Экономики
Кафедра «Экономика и управление на предприятии
нефтяной
и газовой промышленности»
Курсовая работа
По дисциплине «Маркетинг»
на тему:
«Конкурентный потенциал строительной
организации»
Выполнила ст.гр.
ЭС-07-01
Проверил ст.преподаватель
Уфа 2010
Содержание
Введение______________________ |
3 |
1 Понятие
конкуренции и |
5 |
2 Оценка конкурентного потенциала строительной организации________ | 13 |
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия_____________ | 23 |
Заключение____________________ |
39 |
Список
использованной литературы____________________ |
41 |
Введение
По мере углубления рыночных отношений обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности продукции и услуг становится стратегическим направлением деятельности практически любого строительного предприятия.
Конкурентоспособность продукции представляет собой синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования высокого качества продукции при минимальных затратах любого первичного звена хозяйственной деятельности. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество и стоимость продукции условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.
Современная рыночная
экономика предъявляет
Однако, несмотря на
полученные фундаментальные результаты,
в области обеспечения
Целью курсовой работы является определение основ управления повышением конкурентоспособности строительной продукции в условиях углубления рыночных отношений.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
- изучение сущности
и особенностей
- изучение и совершенствование
методов оценки и путей
- формирование эффективной
стратегии повышения
Предметом исследования
являются принципы и методы управления
повышением конкурентоспособности строительной
продукции в условиях развития и углубления
рыночных преобразований и всемирного
экономического кризиса.
.
1 Понятие конкуренции
и конкурентоспособности
В экономической
литературе еще не выработано единое
понятие «
Обычно термин «конкуренция» трактуется как соперничество, борьбу за достижение наилучших результатов. По определению, данному в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» «конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Исходя из этих определений, можно предположить, что конкурентоспособность — это наличие потенциала (предпосылок) для победы в состязании. При таком подходе конкурентоспособность является свойством практически любых экономических объектов, как товаров, так и экономических систем, продуцирующих эти товары.
Никем не ставится под
сомнение применение термина «
В различных исследованиях
понятие «
Следует отметить, что существует тесная взаимосвязь между конкурентоспособностью товара и уровнем конкурентоспособности различных экономических систем, начиная от предприятия и до экономической системы отдельной страны в целом, которую отмечают практически все исследователи конкурентоспособности. Но вместе с тем сохраняются расхождения позиций по проблеме соотношения между различными уровнями конкурентоспособности. Так, по мнению В. Андрианова, «...за позицией страны в мировой экономике стоят, прежде всего, позиции ее реального сектора на мировом рынке как внутри, так и за пределами территории страны. Возможность страны занять достойное место в глобальной экономике зависит от возможностей ее фирм занять (удержать) достойные места на товарных рынках мира». Аналогичной точки зрения придерживается С.В. Емельянов.
Другие исследователи настаивают на обратной зависимости. В частности, М. Портер отмечает, что «...успех фирмы в состязании с конкурентами, прежде всего, зависит от положения дел в стране». «Конкурентоспособный товар не появится без эффективного гибкого производителя. Конкурентоспособная фирма может родиться лишь в условиях экономической системы, стимулирующей ее в борьбе за преимущества над соперниками. Конкурентна не та страна, которая располагает идущим нарасхват товаром, а та, что имеет динамичный потенциал выпуска новых и новых изделий — лидеров мирового рынка. Конкурентоспособным должен быть хозяйственный механизм страны». Вместе с тем является спорным, утверждение, что «синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности», т.к. для этих субъектов существует различное конкурентное поле. Даже имея определенную группу конкурентоспособных товаров, страна не может быть отнесена к конкурентоспособным. Например, отдельные российские товары являются конкурентоспособными на мировых рынках, в частности, военные самолеты, другие виды вооружений, энергоресурсы, но страна в мировых рейтингах конкурентоспособности находится на последних местах. Так, по оценке The International Institute For Management Development (IMD) в 2008 году Россия получила 47 место из 55; по данным Мирового экономического форума (The World Economic Forum (WEF)) рейтинг России в 2007–2008 годах составил 58 из 131.
Разнообразие подходов к определению конкурентоспособности связано с неопределенностью в предметной области данного понятия. На наш взгляд, разнообразие подходов вытекает из смешения понятий объекта, субъекта и предмета конкуренции, а также направлений конкуренции (соревнование за спрос или соревнование за предложение).
Объекты конкуренции — это явления внешнего мира, на которые направлены действия, в данном случае, за которые ведется конкурентная борьба. В работе А. Воронова к объектам конкуренции отнесены потребительский спрос (внутренний и мировой рынки) и факторы производства (труд, земля, капитал, информация и власть). При этом в качестве предмета конкуренции автор рассматривает продукцию, работу, услуги. На наш взгляд, такое разделение объектов не совсем корректно, так как в сфере обращения факторы производства являются товаром и скорее относятся к понятию «предмет конкуренции».
Фатхутдинов Р.А. в
одном перечне приводит как предметы
конкуренции (товар и услуги), так
и субъект
По мнению Ю. Кормнова
«универсального определения
Предмет конкуренции — носитель определенных свойств, которые представляют интерес для различных субъектов. Предметом конкуренции может быть только товар в расширительной его трактовке (собственно товар, работы, услуги, рабочая сила, капитал, инвестиции и т.д.). Обладателями (носителями) предметов конкуренции могут быть люди, предприятия, регионы, страны, которые могут располагать определенным товаром. Субъектами конкуренции могут выступать физические или юридические лица, ведущие борьбу за объекты конкуренции и располагающие предметами конкуренции.
В связи с различными целями, которые стоят перед субъектами конкуренции относительно различных объектов конкуренции, на рынке спроса и рынке предложения будут находиться различные субъекты. Располагать товаром, предлагаемым для потребления, могут только производители (собственники) данного товара: люди, предприятия, и производный субъект — отрасль.
Информация о работе Конкурентный потенциал строительной организации