Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:20, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике Казахстана. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
3. Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.
Введение
Глава I. Конкурентоспособность как экономическая категория
1.1. Сущность конкурентоспособности, её показатели
1.2. Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях: фирмы, отрасли, региона, страны.
Глава II. Конкурентоспособность Республики Казахстан
2.1. Показатель (индекс), определяющий уровень жизни населения
2.2. Индекс конкурентоспособности (производительности региона)
2.3. Показатель (индекс), отражающий уровень инфраструктурного развития региона.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет: "Финансово-экономический"
Кафедра "Экономика и менеджмент"
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Экономическая теория"
на тему: "Конкуренция: сущность, трансформация в ходе развития товарного производства"
Выполнила: студент 1-го курса
Ф.И.О.: Куценко О.А.
Специальность: "Учет и аудит"
Алматы 2012
Содержание
Введение
Глава I. Конкурентоспособность как экономическая категория
1.1. Сущность
1.2. Особенности моделей
Глава II. Конкурентоспособность Республики Казахстан
2.1. Показатель (индекс), определяющий уровень жизни населения
2.2. Индекс конкурентоспособности (производительности региона)
2.3. Показатель (индекс), отражающий уровень инфраструктурного развития региона.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В условиях
стремления каждой фирмы к максимизации
прибыли и, следовательно, к расширению
масштабов хозяйственной
Конкуренция
является необходимым и
Конкуренция
– это главный механизм современного
рынка. Создание конкурентной среды
– важнейшее условие
Таким образом,
можно с полным правом говорить о
том, что вопросы конкуренции
имеют сегодня большую
Основная цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике Казахстана. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
3. Анализ
процесса регулирования
Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме. Остановимся подробнее на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.
I. Конкурентоспособность как экономическая категория
1.1 Сущность
Конкурентоспособность - многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях.
Это конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары.
Для понимания природы
конкурентоспособности удобнее
всего рынок, понимать как единую
экономическую систему, включающую
в себя ряд функционально однородных
объектов и окружающую эти объекты
среду, роль которой сводится к формированию
требований указанных объектов. Как
требования среды, так и результаты
функционирования объектов могут быть
представлены в виде некоторых показателей,
имеющих различный
Конкурентоспособность, как
экономическая категория, характеризует
ситуацию, включающую проектные, производственные,
распределительные и
Анализ многих
известных определений
= конкурентоспособность какой-либо единицы системы - это мера ее привлекательности для потребителя;
= привлекательность определяется степенью удовлетворения требований потребителя;
= состав предъявляемых требований и их преимущество зависит как от вида производимой единицы, так и типа ее потребителя;
= конкурентоспособность, как экономическая категория рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога;
= конкурентоспособности присущ динамический характер - ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений в рыночной конъюнктуре;
= проблема конкурентоспособности относится лишь к недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии;
= конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар;
= имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того товара, который уже обладает какой-то долей рынка, причем показатель конкурентоспособности существенно зависит от той доли, которую он занимает в настоящее время.
Подводя итоги из выше указанного,
М. Портер предложил следующее
Следствиями приведенного определения являются следующие утверждения:
полностью конкурентоспособной может быть признана только та продукция, которая обладает различными, не уступающими своим конкурентам, показателями в условиях конкретного рынка;
основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка, что позволит правильно оценить место исследуемого объекта на данном рынке в соответствии с аналогичными оценками субъектов рынка;
при приобретении товара, потребитель останавливает свой выбор на том образце, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность;
для покупателя товара, исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей;
доля объекта, на рынке зависит от ее доли в предыдущий период и потенциала конкурентоспособности товара в данный момент: высокий потенциал способен нарушить существующее на рынке равновесие или изменить характер протекания переходных процессов перераспределения в свою пользу, низкий потенциал не способен оказать влияние на рыночные процессы;
конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, т.е. в сфере обращения.
Следовательно, конкурентоспособность - это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка - его конкурентность. При неизменных качественных характеристиках рыночной единицы, конкурентоспособность может изменяться в достаточно широких пределах, реагируя на различные факторы, определяемые конкурентной средой.
Таким образом, проблема конкурентоспособности
является комплексной. Универсального
определения
1.2 Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях: фирмы, отрасли, региона, страны
Понятие "конкурентоспособность"
применительно к конкретным хозяйствующим
субъектам непостоянно и
Изучая факторы
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Следовательно, можно утверждать, что применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам.
Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.
Учитывая приведенные
выше доводы, мы понимаем, что конкурентоспособность
товара не является решающим фактором
конкурентоспособности
Теперь рассмотрим конкурентоспособность на уровне фирмы (предприятия) более подробно.
Для исследования сущности конкурентоспособности предприятия или фирмы необходимо начать с изучения конкурентной стратегии этого предприятия. Одновременно мы будем рассматривать и конкурентоспособность отрасли, так как она является основной единицей конкуренции, а это значит что конкурентоспособность на уровне фирмы и на уровне отрасли тоже взаимосвязаны.
Ещё в начале своей деятельности, фирма должна выбрать свою стратегию, в основе которой будет лежать идея, основанная на конкурентном преимуществе и его достижении. Разрабатывая её, фирмы стремятся найти и воплотить способ, выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Для успешных действий в длительной перспективе фирма должна не только реагировать на изменение структуры отрасли, но и выбрать позицию в отрасли.
В любой отрасли экономики
- не важно, действует она
1 - угрозой появления новых конкурентов;
2 - угрозой появления товаров или услуг - заменителей;
3 - способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться;
4 - способностью покупателей торговаться;
5 - соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, их прибыльность, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимых для того, чтобы конкурировать. Через свою стратегию, фирмы могут также изменять все пять сил в ту или иную сторону (например, введение новых технологий).
Так же значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, то есть её основными экономическими и техническими характеристиками.
Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. Будучи тесно взаимосвязанными, категории конкурентоспособности товара и фирмы имеют существенные различия.
Информация о работе Конкуренция: сущность, трансформация в ходе развития товарного производства