Конкуренция: сущность, трансформация в ходе развития товарного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике Казахстана. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
3. Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.

Оглавление

Введение
Глава I. Конкурентоспособность как экономическая категория
1.1. Сущность конкурентоспособности, её показатели
1.2. Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях: фирмы, отрасли, региона, страны.
Глава II. Конкурентоспособность Республики Казахстан
2.1. Показатель (индекс), определяющий уровень жизни населения
2.2. Индекс конкурентоспособности (производительности региона)
2.3. Показатель (индекс), отражающий уровень инфраструктурного развития региона.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсач Microsoft Office Word (2).docx

— 583.27 Кб (Скачать)

       Во-первых, по своей структуре конкурентоспособность фирмы значительно сложнее конкурентоспособности продукции, так как объектом ее приложения является вся производственно-экономическая деятельность предприятия.

      Во-вторых, конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а исследованиям конкурентоспособности предприятия соответствует период времени, равный периоду функционирования фирмы.

      В-третьих, конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду, в то время как конкурентоспособность фирмы охватывает всю номенклатуру выпускаемой продукции.

      В-четвертых, анализ уровня конкурентоспособности фирмы осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара - потребителем.

Быть конкурентным - значит обеспечивать сравнимые с мировым уровнем потребительские, качественные и ценовые характеристики товара или услуги независимо от того, для какого рынка они предназначены: внутреннего или внешнего.

Принципиально важным представляется положение о том, что конкурентные преимущества могут иметь и регионы. Каждый регион выступает как форма  определенной пространственной организации  производства, основанной на отраслевом и территориальном разделении труда  в рамках всего народного хозяйства  страны. В то же время он представляет собой относительно самостоятельное  экономическое целое. Целостность  оказывается тем более высокой, чем разнообразнее структура  хозяйственного комплекса региона  и чем более слабыми и менее  развитыми являются его коммуникационные связи с внешней средой.

Практика мировой экономики  свидетельствует о том, что субъекты предпринимательства функционируют  в условиях ограниченных ресурсов. Регион не является и не может являться исключением.

Глобализация мировой  экономики видоизменяет течение  процессов конкуренции, делая все  более доступными факторы производства, информационные и финансовые связи. Поэтому эпицентром зарождения конкурентоспособности  предприятия, которое представляет страну на мировых рынках, становится местоположение и образуемая им региональная среда, которую невозможно переместить  в другое место. Она сама постоянно  меняется в зависимости от состояния  и исчерпаемости ресурсов (факторов производства), а также от количества участников, ведущих производство, структуры населения, действующего законодательства.

Конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Развитие конкурентоспособности  региона, осуществляется по следующим  четырем стадиям (уровням):

1 - конкуренция на основе факторов производства;

2 - конкуренция на основе инвестиций;

3 - конкуренция на основе нововведений

4 - конкуренция на основе богатства.

Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя стадия обусловливает застой и спад.

Прежде чем  приступить к рассмотрению конкурентоспособности  на примере Казахстана, я попробую ответить на вопрос, что же такое  конкурентоспособная страна?

До настоящего времени  нет внятной теории, объясняющей  суть национальной конкурентоспособности. Более того, не существует даже общепринятого  определения термина конкурентоспособности  применительно к стране. Если понятие  конкурентоспособной компании достаточно ясное, этого не скажешь о понятии  конкурентоспособной страны, так  как ни одна страна в мире не в  состоянии быть конкурентоспособной  во всех или хотя бы в большинстве  отраслей. Рассмотрев множество концепций  международной конкуренции, следует  выделить одну единственную и разумную концепцию на национальном уровне - это производительность. Основная цель любого государства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни своих граждан. Способность реализовать эту цель зависит от производительности, которую, в свою очередь, обеспечивают задействованные трудовые ресурсы и капитал страны.

     Производительность - это объем продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала. Она зависит от качества и свойств продукции (определяющих цену, которую можно на нее установить), а также от эффективности производства. Производительность является главным показателем, определяющим долгосрочный уровень жизни в стране, от которого зависит доход на душу населения. Уровень жизни в конкретной стране зависит от способности национальных компаний достичь высокого уровня производительности и продолжать это повышение. Неуклонный рост производительности требует постоянного развития экономики.

То, как условия в стране указывают фирмам путь или вынуждают  их распознавать изменения структуры  и реагировать на них, крайне важно  для понимания "моделей успеха" в международной конкуренции. Наличие  в стране базы для компании мирового уровня оказывает сильное положительное воздействие на смежные отрасли, тем самым, давая дополнительные преимущества национальной экономике. Для приобретения и поддержания конкурентоспособности на мировом уровне национальные компании должны постоянно совершенствовать производство в уже существующих отраслях посредством повышения качества продукции, придания ей желательных потребительских свойств, совершенствования технологии изготовления продукции и повышения эффективности производства. Они должны развивать необходимые качества для конкуренции во все более усложняющихся промышленных сегментов, производительность в которых, бывает обычно высокой. И, наконец, они должны развить способность к конкуренции в принципиально новых сложных отраслях.

 

II. Конкурентоспособность Республики Казахстан

 

    Развитие регионов Казахстана сегодня является одной из приоритетных задач, поскольку динамично развивающиеся и конкурентоспособные регионы представляют собой источник роста всей страны, опору проведения национальной политики снижения региональных диспропорций и содействия более сбалансированному развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Показатель (индекс), определяющий уровень жизни населения

 

Показательным при определении  уровня жизни населения того или  иного региона республики наряду с агрегированным индексом может  являться индекс человеческого развития (ИЧР) региона. Индекс человеческого  развития измеряет достижения стран  по трем аспектам: долгая и здоровая жизнь, знания, достойный уровень  жизни. Долгая и здоровая жизнь измеряется ожидаемой продолжительностью жизни  при рождении; знания измеряются с  помощью комбинации уровня грамотности  взрослого населения и охвата населения в возрасте от 6 до 24 лет  всеми тремя уровнями образования (начальным, средним и высшим); уровень  жизни измеряется с помощью ВВП  на душу населения (по Паритету Покупательной  Способности в долларах США).

Однако, по мнению АО "Центр  маркетингово-аналитических исследований", агрегированный индекс, включающий в себя различные показатели уровня жизни населения региона, является более показательным в сравнении с ИЧР. (приложение 1)

Сравнительный уровень и динамика их вклада в развитие экономики страны в период 2003–2010 годы? В течение всего этого периода наибольшая доля номинального ВВП страны производилась Западным регионом и городом Алматы, наименьшая доля – Восточным регионом. (приложение 2,3)

Вклад регионов в ВВП  страны за 2010 год сложился следующим  образом:

 Западный  регион – 29,6%; Алматы – 18,2%; Южный регион – 15,7%; Северный регион – 13,7%; Центральный регион – 8,5%; Астана – 8,3% и Восточный регион - 5,9%. Изменение региональной структуры ВВП с 2003 года происходило в пользу Западного региона за счет больших темпов роста его экономики. Наибольшие среднегодовые темпы прироста валового регионального продукта (ВРП) в номинальном выражении были в Астане, Алматы, Западном регионе, Южном и Центральном регионах. Несколько ниже – в Северном и Восточном регионах. Под влиянием кризиса в 2009 году наиболее существенное торможение в приросте номинального ВРП произошло в Северном (2,8%) и Западном (3,5%) регионах. Более объективным показателем для оценки уровня развития экономики регионов является ВРП на душу населения. По этому показателю наилучшее положение в Западном регионе, а также в Алматы и Астане, наихудшее – в Южном регионе.

По такой же схеме рассчитываются и остальные показатели, а далее  и сам индекс качества жизни населения  региона как среднеарифметическое всех субиндексов, на основании которого в свою очередь можно составить рейтинг регионов по уровню жизни населения. (приложение 4)

Ниже в таблице  показаны также показатели промежуточных  субиндексов. (приложение 5)

Из данной таблицы, а также  рейтинга мы видим, что по показателям, отражающим уровень жизни населения  лидирующее положение занимают г. Алматы и г. Астана, наихудшее же положение по данному показателю в Жамбылской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Индекс конкурентоспособности (производительности) региона

 

При проведении анализа конкурентоспособности  регионов Казахстана значения данного  индекса являются определяющими.

В индексе конкурентоспособности  региона считаем необходимым, учесть следующие показатели (приложение 6)

Данные показатели в свою очередь рассчитываются на основе статистических данных и включают в себя:

- Показатель (субиндекс), производительности труда (labor productivity)

- Показатель среднегодовой производительности труда в промышленности (млн. тенге на 1 занятого)

- Показатель среднегодовой производительности труда в сельском хозяйстве

- Показатель среднегодовой производительности труда в строительстве

- Показатель среднегодовой производительности труда в отрасли - транспорт и связь

- Объем экспорта на одного занятого

- Показатель (субиндекс) инвестиционной активности региона

- Инвестиции региона в строительство (млн. тенге)

- Объем инвестиций в основной капитал (млн. тенге)

- Коэффициент обновления основных фондов (в %)

- Показатель (субиндекс) распределения предприятий с/х и промышленности в регионе (business density)

- Доля валовой добавленной стоимости (ВДС) сельского хозяйства региона в ВДС республики (в %)

- Доля ВДС промышленности региона в общей ВДС (в %)

- Количество промышленных предприятий в регионе (единиц на 10 000 чел)

- Количество сельхозформирований всех форм хозяйствования (включая крестьянские хозяйства) (ед. на 10 000 чел)

- Показатель (субиндекс) наличия человеческого капитала (human resources)

- Доля экономически активного населения в регионе

- Выпуск специалистов с высшим образованием в регионе

- Доля высококвалифицированных специалистов в общей численности занятых

- Качество образования в регионе

Показатели среднегодовой  производительности труда в различных  отраслях рассчитывались как соотношение  валовой добавленной стоимости  отрасли к численности занятых  в данной отрасли.

 

2.3 Показатель (индекс), отражающий уровень инфраструктурного развития региона

 

Расчет данного показателя необходим для характеристики инфраструктурных преимуществ региона, поскольку  комплексное развитие инфраструктур - потенциал для повышения конкурентоспособности  регионов. При расчете показателя инфраструктурного развития региона  учитывались такие показатели как  плотность автомобильных дорог  с твердым покрытием, плотность  железных дорог, наличие основных фондов на предприятиях региона и другие показатели, которые характеризуют  обеспеченность региона этими факторами.

Таблица.5. Составляющие индекса инфраструктурного развития

Показатель наличия основных средств рассчитывался исходя из трех отдельных показателей: наличие  основных средств по первоначальной стоимости, степени износа основных средств и показателя ввода в  действие основных средств. Показатели плотности автомобильных и железных дорог рассчитывались из расчета  в километрах на 1000 кв.км. площади.

 

 

Диаграмма 2. рейтинг регионов по показателю инфраструктурного развития.

Из рейтинга регионов по показателю инфраструктурного развития видно, что разрыв между регионами  не настолько большой как по показателям  уровня жизни, производительности и  инновационного развития. Однако следует  отметить, что показатели наличия  инфраструктурных объектов довольно низкие, в случае разделения их по группам (Глава 2), в группу с высоким уровнем  инфраструктурного развития войдет лишь г. Астана, 10 же регионов по этому  показателю попадут в третью группу с низким уровнем развития.

Далее для расчета общего индекса конкурентоспособности  регионов, на основе значений которого и будет составлен рейтинг  регионов Казахстана, необходимы показатели всех индексов, рассчитанных ранее.

 

 

 

 

 

 

Таблица 6. Составляющие сводного индекса конкурентоспособности

Как видно из Таблицы 6 г. Алматы максимальный показатель обобщенного индекса конкурентоспособности, однако даже он относительно низкий 0,63. Наихудшим образом с конкурентоспособностью обстоят дела в Жамбылской, Кызылординской и Алматинской областях.

Информация о работе Конкуренция: сущность, трансформация в ходе развития товарного производства