Комплексное исследование рынка как исходная функция системы маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование товарного рынка и его функций в системе маркетинга. Исследование товарного рынка ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА».
Для достижения поставленной цели определены задачи: описание товарного рынка и оценка его необходимость для системы маркетинга; изучение элементов, процессов и результатов исследования рынка; оценка исследования товарного рынка ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы исследования рынка…………………………………4
1.1. Комплексное исследование рынка в системе маркетинга…………………4
1.2. Организация исследования товарного рынка……………………………...9
1.3. Результаты комплексного исследования рынка…………………………..23
2. Анализ рынка на примере ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА» ……25
2.1. Общая характеристика ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА» ……. 25
2.2. Анализ деятельности службы маркетинга ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА» ………………………………………………………………. 26
3. Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности на ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА»……… ………………………… 31
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Курсовая маркетинг.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Однако эта их деятельность направляется и координируется руководителем маркетинговых служб, сотрудники которых проводят также конкретные маркетинговые исследования. Руководитель маркетинговых служб выполняет функции посредника между подразделениями и сотрудниками предприятия, занимающимися разработкой продукта, его производством, стимулированием продаж, доведением продуктов до потребителей. При этом руководитель маркетинга и его аппарат отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращает в первую очередь внимание на деятельность конкурентов.

Таким образом, маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия,  стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Специалисты по маркетингу должны довести до каждого инженера, конструктора  и производственника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и когда потребуется этот продукт.

Маркетинговые службы оказывают влияние на реализацию всех важнейших функций предприятия.

Так, в области определения целей и задач деятельности предприятия акцент делается на рыночные, а не на производственные его возможности, общие ресурсы предприятия увязываются с требованиями рынка. Предприятие производит изделия, которые может продать  с прибылью, а не те которые ему легче изготовить.

В серийном производстве  уменьшение себестоимости должно осуществляться не за счет ухудшения качества продукта, ухудшения его потребительских свойств.

При определении цены на продукт решающей является не себестоимость,  а прежде всего цена, которую готов платить потребитель.

Основной заботой сотрудников материально-технического снабжения должно быть стремление достать не то, что легче приобрести, а то, что лучше с точки зрения потребительских характеристик продукции.

Взаимодействие отдела маркетинга с коммерческим отделом необходимо во избежание ситуации, при которой заказы не могут быть выполнены из-за неожиданной или непредвиденной нехватки важных сырьевых материалов и компонентов. Такое положение может создаться в том случае, если отдел маркетинга своевременно не проинформирует специалистов коммерческого отдела о перспективных планах и заключенных договорах. И наоборот, образование чрезмерных запасов материалов из-за ошибочности прогнозов или из-за того, что отдел маркетинга не сообщил коммерческому отделу об уменьшении потребностей, приводит к  замораживанию средств, которые могли бы успешно использоваться по другому назначению.

Основную часть продукции ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА» 56% - составляет полиграфическая продукция.

Однако, продолжающийся рост конкурентной борьбы привел к необходимости уделения работе маркетинговой службы особого внимания.

Анализ рынка продукции предприятия показал наличие большого по объему, но не устойчивого спроса на нее. Проведенные переговоры с потребителями подтвердили потребность в продукции ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА».

Перспективным на 2015 год оценивается сегмент рынка по выпуску издательской продукции.

Привлекательным с точки зрения невысоких капитальных вложений на подготовку производства и значительных объемов выпуска в перспективе, является развитие производства по сувенирной продукции.

Первым результатом работы по указанным направлениям в отчетном году была разработка и передача в производство следующих изделий:

   • Настенных календарей

    • Открыток

    • Записных книжек

Принимая во внимание результаты маркетинговых исследований и состояние дел в целом в 2014 году намечен и осуществлялся перечень работ, позволяющий в перспективе иметь постоянные заказы.

В целом за 2012-13 года проведены маркетинговые исследования по анализу состояния рынка продукции и выявлено следующее:

   • рыночные условия заставляют потребителей обращать внимание на качество и стоимость продукции;

    • технический и профессиональный уровень ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА» позволяет осуществлять освоение и производство новых видов продукции, удовлетворяющих потребности заказчика.

Работа по поиску продукции, обеспечивающей платежеспособный спрос, увеличение объемов продаж и как следствие - рост массы прибыли, продолжается.

Активная деятельность предприятия в последние годы оказывает стабилизирующее воздействие на экономику предприятия, подпитывая денежными средствами производство и разработку новых видов продукции.

 

 

 

 

 

3. Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности

Актуальные проблемы совершенствования маркетинга и возможности их решения на предприятии.

Имеется достаточный мировой опыт в области маркетинга. Это относится и к промышленному маркетингу, который также активно изучался и совершенствовался в западных рыночных странах (в частности - в США и Японии). Поэтому эти заранее отработанные методики и концепции совершенствования и развития маркетинга, по видимости, могут быть с успехом применены и в России. Однако необходимо учитывать специфику российской экономики и сложившегося стереотипа менеджмента.

Для системы организации менеджмента и маркетинга на ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА» характерен ряд особенностей, которые, впрочем, не являются специфическими по отношению к особенностям всего комплекса российских предприятий такого типа.

Несмотря на это, на ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА» была проделана большая работа по управлению персоналом (это является положительным фактором при внедрении на фирме концепции маркетинга), в результате которой на предприятии появились новаторы, пытающиеся раскрутить инерционный маховик в обратную сторону.

Созданы новые службы коньюнктурно-экономических исследований: по поиску информации о рынках сбыта. Изменена по товарно-рыночному принципу структура маркетинговых подразделений и центров ответственности.

Таким образом, на предприятии существуют возможности для совершенствования системы коньюнктурно-экономических исследований, активизируется использование и поиск этих возможностей для цели трансформации деятельности ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА» к концепции маркетинга.

Для ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА» тенденция роста значения ценового маркетинга возрастает под влиянием изменения структуры реализации товарной продукции в сторону увеличения доли товаров, предназначенных для потребительского рынка, где ценовая конкуренция особенно велика.

Основой для эффективного маркетинга является контроль результатов маркетинговой деятельности и конкретных маркетинговых мероприятий.

На предприятии в настоящий момент существуют маркетинговые службы, занимающиеся оценкой собственных возможностей фирмы, изучением рынка, проведением мероприятий презентационного характера, формированием имиджа и др.. При этом управление маркетингом, по сути, не централизовано, поэтому контроль за эффективностью маркетинга не централизован также и ведется субъективно, то есть основные критерии эффективности не сформированы и зависят от текущей ситуации. Поэтому маркетинговые мероприятия осуществляются зачастую не централизованно и не комплексно.

Кроме того, влияние текущего момента, возникшего как следствие развития тенденций, возникших в прошлом, формируется также в результате приоритетности сбыта уже произведенного товара, который создавался вчера точно так же в отсутствие приоритета изучения требований рынка. Маркетинга нет и никогда не будет, если товаропроизводитель стремится к рыночному успеху лишь на этапе сбыта уже созданного товара.

С другой стороны, маркетинговые службы на ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА» обретают все больше координирующих, планирующих и контролирующих функций.

Поэтому, можно сказать, что вопрос о том, вольется ли ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА» в число предприятий, успешно действующих в условиях рынка на базе концепции маркетинга, решается прямо сейчас.

 

 

Практические рекомендации для решения текущих проблем.

Суммируя изложенное в данной  работе, можно выделить следующие текущие проблемы, стоящие перед ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА»:

   • Изменение структур товарной продукции в сторону увеличения современных товаров, предназначенных для потребительского рынка.

    • Необходимы изменения  системы ценообразования (в том  числе ценового контроля и  общей ценовой политики).

    • Отставание научно-технической базы, необходимой для инновационного предпринимательства.

    • Отсутствие соответственно  развитой системы контроля и  ответственности.

    • Недостаточный порядок  с организацией системы маркетинга  на предприятии.

На решение этих проблем могут оказать влияние маркетинговые служба ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА» и сейчас находящаяся в стадии развития, наработки опыта и нормативной базы.

На мой взгляд, построение оргструктуры управления маркетингом на предприятии ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА» оптимально. Взятая за основу продуктово-рыночная ориентация службы маркетинга оправдана, так как во-первых, предприятие работает как на внутренний, так и на внешний рынок, и, во-вторых, разделение отделов по маркетингу продукции положительно сказывается на определении конкретных потребителей, что важно для сбыта на предприятии.

Предоставленные полномочия директору по маркетингу, развитию производства и сбыту обеспечивают оптимальное взаимодействие схемы: разработка - производство - сбыт. Все возникающие проблемы и разногласия решаются в рамках одной системы - во главе с директором по маркетингу, производству и сбыту. Это требует прохождения меньшего числа инстанций и процедур согласования.

Но я считаю, что необходимо расширить полномочия замдиректора по маркетингу и развитию, назначив его, например, первым заместителем, тем самым предоставить больше возможностей для реализации маркетинговых решений, с одной стороны, и усилить ответственность, с другой стороны. Ниже представлен ряд рекомендаций по осуществлению маркетинговой деятельности  на предприятии.

C практической точки зрения  предлагаю следующие рекомендации  для решения текущих проблем:

    • Организовать силами планово-экономического отдела, информационно-вычислительного центра и главного бухгалтера разделение затрат по группировкам условно-переменных и условно-постоянных расходов.

    • Обеспечить маркетинговой  службе регулярный доступ к  отчетной и плановой информации  по затратам на товарную продукцию, а так же - к плану денежных  выплат и поступлений.

    • Провести с участием специалистов по маркетингу ревизию фондов предприятия и рассмотреть вопрос о реализации не использующихся.

    • Организовать из  числа имеющихся на предприятии  компетентных служащих группу, которая  могла бы стать основой для  отдела, централизовано занимающегося проблемой эффективного использования временно свободных денежных средств, в том числе на производственные цели, на обеспечение финансирования разработки и постановки на производство новых товаров.

    • Включить в перечень  функций маркетинговых служб организацию и обеспечение сравнительной эффективности закупок необходимой комплектации, сырья и материалов.

    • Обучить всех сотрудников  маркетинговых служб основам  стратегии предприятия в краткосрочном  и долгосрочном периоде.

    • Для целей активизации коньюнктурно-экономических исследований приказом закрепить за маркетинговыми службами обязанность концентрации имеющейся и поступающей на предприятие информации. Обязать другие подразделения предприятия способствовать маркетинговым службам в достижении этой цели.

    • Разработать систему  регулярной отчетности маркетинговых  служб.

    • Создать временную  рабочую группу, которая бы занималась  проблемой организации управленческого  учета для целей организации  контроля и достоверного бизнес - планирования деятельности предприятия.

    • Разработать систему  премирования сотрудников маркетинговых  служб, выступающих с предложениями  по оптимизации маркетинговой  деятельности на предприятии.

Выше изложенные методы при их реализации в текущем периоде, по моему мнению, должны способствовать становлению маркетинга на предприятии и улучшению в среднесрочном периоде финансово-экономического состояния ГУП РБ «Издательство «БЕЛАЯ РЕКА».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 В первой части работы рассматривается само содержание исследования рынка. Проблема реализации продукции является болевой точкой для большинства компаний как в России, так и за рубежом. Это объясняется многими факторами, в первую очередь, наличием жесткой конкурентной борьбы на рынке. Сложившаяся на текущий момент ситуация заставляет предприятия использовать различные тактики продаж, чтобы, в конечном итоге, одержать победу в так называемой "борьбе за покупателя". Однако подобные шаги не должны быть случайными и стихийными, или, в противном случае, они могут привести лишь к случайным и неоправданным результатам. Во избежание этого и проводится комплексное исследование рынка, основная задача которого состоит в уменьшении неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Кроме того, результаты маркетингового исследования служат исходной точкой при определении целей и разработке стратегии компании.

Информация о работе Комплексное исследование рынка как исходная функция системы маркетинга