Коммерческая информация

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

По мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие предпринимательство существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность. Представляется, что подобный взгляд в области хозяйствования следует признать в качестве основополагающего фактора.

Оглавление

Введение 2
1 Сущность и значение коммерческой информации 4
1.1 Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны 11
1.2 Защита коммерческой тайны 13
2. Организация и порядок приемки товаров по качеству. 18
Литература 20

Файлы: 1 файл

Коммерческая информация.doc

— 605.00 Кб (Скачать)

В ходе осуществления внутренних мероприятий  по обеспечению безопасности решаются следующие вопросы. Подбор, проверка лиц, желающих поступить на работу в  частное предприятие. Изучаются  их анкетные данные, поведение по месту жительства и прежней работы, личные и деловые качества, положительные и отрицательные стороны изучаемого лица, межличностные отношения. Находился ли в конфликте с законом (судимость, административные задержания, связь с преступным миром). В ходе анализа собранных материалов выясняется, нет ли каких-либо в них противоречий. Дополнительно может проводиться тестирование лица для выяснения моральных или других качеств. Обращается внимание на возможную работу в конкурирующей фирме и причины ухода. После этого делается вывод о пригодности кандидата к работе в данной фирме. На этом этапе изучения сотрудника интерес к нему не заканчивается. Периодически или в зависимости от поведения продолжают изучаться и анализироваться его поступки, затрагивающие интерес (секреты) фирмы. Не исключено, что конкурент может специально направить своих людей для устройства на работу в интересующее его предприятие с целью получения о нем ценных сведений.

Как показывает зарубежная практика работы частных фирм, утечка информации зачастую происходит по инициативе их же сотрудников. В мотивационной основе совершаемых поступков лежит корысть(получить значительную сумму денег) или месть(не исключая заодно и материальную выгоду), например, со стороны уволенного работника, имевшего доступ к предпринимательской информации. В этой связи, целесообразно обращать внимание на лиц, которые в процессе хозяйственной или иной деятельности проявляют необоснованный интерес к информационным хранилищам, предполагаемым сделкам и партнерам. При возникновении серьезных подозрений о недобросовестности сотрудника по отношению к фирме, предпочтительнее с ним расстаться.

Компьютеризация предпринимательских  структур, накопление с ее помощью  различной информации привлекает как  конкурентов, так и преступников. Зачастую лица, желающие воспользоваться этой информацией, находятся среди обслуживающего персонала, а это уже проблема внутренней безопасности. Задача службы безопасности своевременно выявить среди обслуживающего персонала тех сотрудников, которые вынашивают намерения использовать имеющиеся в их распоряжении сведения для продажи другим лицам или использовать в своих личных целях для получения выгоды. Помимо действия в интересах конкурента, могут совершиться и действия, преследуемые по закону: мошенничество, саботаж, повреждение ЭВМ.

Если исходить из зарубежного опыта, то с волной компьютерных преступлений, пока для нас новых и, не в полном объеме, пока урегулированных на законодательном  уровне, нам придется столкнуться  в недалеком будущем. Субъектами этих преступлений, как правило являются высокообразованные специалисты, имеющие доступ к секретным программам, шифрам, кодам. В банковских системах, например, совершается мошенничество (снимаются деньги со счетов клиентов вымышленным лицом, занимаются спекуляцией, используя банковский капитал, на валютных биржах, оплачивают собственные счета и т. д.). Развитию данного вида преступлений способствует также и то, что фирмы и банки не стремятся оглашать факты компьютерных краж, чтобы не отпугнуть клиентов. Преступники, зная такое положение, шантажируют владельцев банков, угрожают раскрыть секретные коды и шифры, что может повлечь миллионы расходов для их замены. Только на расследование государственными, частными службами компьютерных ошибок банков приходится тратить около 20 млрд. долларов в год.

Предприятия, располагающие ценной информацией, должны хранить ее в  специальных несгораемых шкафах или сейфах, не допускать утери  ключей от них или передачи на хранение другим лицам, даже из числа особо  доверенных.

Зарубежные фирмы, например, используют для хранения секретной информации сейфы (шкафы), открываемые с помощью  специальной магнитной карты  или других сложных сигнальных электронных  устройств. Следует отметить, что  и эта мера значительно затрудняет к ним доступ. Особенно при наличии комплекса защитных (физических и технических) мер здания, где расположен сейф, иное хранилище.

Осуществление специальных внутренних и внешних мер защиты ценных информационных систем должно возлагаться на специально подготовленных лиц. В этой связи, предпринимателю целесообразно обращаться за помощью к частным детективным фирмам, специализирующимся на сыске и охране собственности. Могут создаваться и собственные службы безопасности. Здесь предприниматель сам решает, что ему выгоднее: мириться с утечкой информации или привлекать частные службы безопасности к ее защите. Вопрос состоит в том, какой из убытков меньший: при утечке секретов или их охране.

Зарубежные крупные и состоятельные  фирмы вводят в свой штат дополнительную должность - сотрудника, занимающегося противодействием хищению ценной информации. Другие же фирмы постоянно или периодически пользуются услугами частных служб, специализирующихся на сыске и охране. Штатная численность этих служб насчитывает десятки тысяч сотрудников. Тенденция роста их рядов не сокращается. В действиях частных служб и полиции возникают противоречия, но их пытаются уладить с помощью закона или на паритетной основе. Существует договоренность об обмене информацией, если на охраняемой территории совершается преступление.

В Российской Федерации принят Закон  “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”, который содержит положения о  сыскной и охранной частной деятельности. Оценивая данный закон с критических  позиций, следует указать и на такие положения, заслуживающие внимания, как оказание детективами на возмездной договорной основе помощи гражданам и организациям независимо от их форм собственности. Перечисляются виды разрешаемых и запрещаемых услуг, которые могут оказывать субъекты негосударственной детективной и охранной деятельности: сыщики и охранники.

В частности, Закон предусматривает  возможность создания акционерными обществами собственных служб безопасности, которые, сре6ди других задач, призваны вести “...изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;... установление обстоятельств... недобросовестной конкуренции..., а также разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну...”.

Подводя итоги, следует отметить, что защита специальными мерами ценной информации должна осуществляться как против конкурентов, так и преступных элементов, пытающихся овладеть ею. Меры защиты зависят от тех способов и приемов, которые применяют похитители. Использование для защиты секретов частных фирм самых сложных электронных устройств позволяет только сдерживать их утечку, но не останавливать этот вид деятельности, широко получивший в мировой практике название промышленный (коммерческий) шпионаж. В экономической литературе, исследующей развитие предпринимательской деятельности, обращается внимание на поддержание этики честной коммерческой деятельности. В ходе же конкурентной борьбы как неотъемлемого элемента рыночного хозяйствования использование промышленного шпионажа нельзя отнести к этическим видам деловых взаимоотношений предпринимателей. Однако рыночно-конкурентная деятельность немыслима, как показывает зарубежная практика, без экономического, производственного, научно-технического и других видов шпионажа. Самый благоприятный общественно-экономический климат для развития предпринимательства не сможет предотвратить банкротства, если в результате удачной шпионской акции будут похищены секретные для фирмы (компании) сведения. Шпионаж - это тень рыночно-конкурентной деятельности, двигатель для одних фирм и тормоз для других.

В дополнение к сказанному, на каждом предприятии при создании системы  защиты информации необходимо правильно организовать:

  1. учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий (особенно опытных образцов)
  2. порядок делопроизводства с документами, содержащими предпринимательскую тайну (правила циркуляции, учета, хранения, уничтожения и др.)
  3. контроль за средствами копирования и размножения документов
  4. защиту коммерческой информации в средствах связи и вычислительной техники
  5. охрану территории предприятия и его основных зданий и сооружений
  6. контроль за посещениями данного предприятия посторонними лицами.

Основные элементы защиты коммерческой тайны предприятия представлены в таблице 1.

ТАБЛИЦА 1 – Механизм защиты коммерческой тайны предприятия

МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

1

2

Регламентированный перечень сведений, относимых к коммерческой тайне предприятия

Система контроля за средствами копирования и размножения документов

Система учета и охраны новых материалов и продукции

Порядок защиты коммерческой информации в средствах связи  и вычислительной техники

Система охраны территории предприятия, его основных зданий и  сооружений

Порядок использования  открытых каналов связи при передачи конфиденциальной информации

Система контроля за посещением предприятия посторонними лицами

Система мотивации и  обучения персонала предприятия  способам защиты коммерческой тайны

Порядок делопроизводства с документами, содержащими коммерческую тайну

Специализированные службы по защите коммерческой тайны предприятия


2. Организация и порядок приемки  товаров по качеству.

Приемка товаров по качеству в магазине осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкции «О порядке приемки продукции  производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».

 

Приемка товаров по качеству должна быть проведена в установленные  сроки. Если поставщик находится  в том же населенном пункте, где  расположен магазин, то поступившие  от него товары принимают в течение 10 дней (скоропортящиеся – в течение 24 часов) с момента их получения. При иногородней поставке срок приемки товаров составляет 20 дней с момента их поступления, а по скоропортящимся продуктам – остается прежним. В районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях приемка непродовольственных товаров должна быть проведена не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) – не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров – не позднее 48 часов с момента их поступления в магазин.

В эти же сроки следует  составить акты о результатах  проверки качества поступивших товаров.

 

В процессе приемки работники  магазина выявляют качество и комплектность  товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным  требованиям.

Если при приемке  будут обнаружены недоброкачественные  или некомплектные товары, то приемку  приостанавливают и составляют односторонний  акт, который передают в правление  кооперативной организации для  формирования комиссии и организации  окончательной приемки товаров по качеству. Одновременно надо создать необходимые условия для сохранности поступивших товаров. В окончательной приемке товаров может участвовать представитель иногороднего отправителя. Вызов представителя отправителя, а так же его явка для участия в двусторонней приемке товаров по качеству должны осуществляться в те же сроки, что и при приемке товаров по количеству.

 

Акт о ненадлежащем качестве товаров составляют с участием представителя  поставщика, а при его неявке –  с участием представителя общественности, назначенного в установленном прядке. Проверку качества товаров в одностороннем порядке магазин может производить в том случае, если такой порядок приемки предусмотрен договором.

 

Акт о приемке по качеству содержит следующие сведения: наим9енование и адрес магазина –получателя товаров; номер и дату составления акта; место приемки товаров, время начала и окончания приемки; фамилии, инициалы лиц, принимавших участие в приемке товаров по качеству и составлении акта, место их работы, занимаемые должности, дату и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке качества товаров, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки товаров по качеству; наименование и адрес изготовителя; дату и номер уведомления о вызове представителя изготовителя или отметку о том, что вызов представителя не предусмотрен; дату и номер договора на поставку товаров и сопроводительных документов; дату прибытия груза на станцию назначения, время его выдачи транспортной организации, время вскрытия транспортного средства; номер и дату коммерческого акта, если он был составлен при получении товара; условия хранения товаров на складе магазина до составления акта; состояние тары и упаковки в момент осмотра товаров; исправность пломб и правильность оттисков на них.

 

Указывают также количество (массу), полное наименование и список предъявленных к осмотру и  фактически проверенных товаров  с выделением забракованных, а также  тех товаров, качество которых не соответствует качеству, указанному в соответствующем документе. Отмечают на каком основании товары переводятся в более низкой сорт, номера стандартов, по которым проверялось качество товаров. Здесь же необходимо дать заключение о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения.

В акт могут быть внесены и другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать для подтверждения ненадлежащего качества товаров.

 

О скрытых недостатках, обнаруженных в товарах с гарантийным  сроком службы, акт составляют в  течение пяти дней с момента их выявления, но в пределах установленного гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые не установлен, составляют в пятидневный срок с момента обнаружения дефекта, но не позднее пяти четырех месяцев со дня поступления товаров.

 

Магазин обязан принять  на временное хранение недоброкачественные  или некомплектные товары до принятия поставщиком решения об их дальнейшем использовании.

 

Претензия о несоответствии качества товаров должна быть заявлена поставщику в те же сроки, что и претензии о несоответствии количества товаров. К ней должен быть приложен акт и все другие документы.

Если недоброкачественность  обнаружена покупателем, то к акту магазина прикладывают: заявление покупателя с заключением магазина, фабричный ярлык или копию товарного чека и документы, подтверждающие стоимость ремонта.

Литература

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации», “ИНФРА-М”, М, 1995
  2. Закона Российской Федерации «О государственной тайне»
  3. Постановление Правительства РСФСР "О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 1991 № 35.
  4. Долгополов Ю.Б.,“Предпринимательство и безопасность”, “Универсум”, М., 1991
  5. Кавеладзе И.Т., “Практика защиты коммерческой тайны в США (руководство по защите вашей деловой информации)”, “ЭКО-консалтинг”, М., 1992
  6. Лапуста М.Г. «Справочник директора предприятия», М. «ИНФРА-М», 1996
  7. Раевский Г. “Угрозы экономической безопасности предприятия и задачи службы безопасности по их нейтрализации”, журнал “Частный сыск” №4, “Ось-89”, М., 1994

Информация о работе Коммерческая информация