Коммерческая информация

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

По мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие предпринимательство существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность. Представляется, что подобный взгляд в области хозяйствования следует признать в качестве основополагающего фактора.

Оглавление

Введение 2
1 Сущность и значение коммерческой информации 4
1.1 Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны 11
1.2 Защита коммерческой тайны 13
2. Организация и порядок приемки товаров по качеству. 18
Литература 20

Файлы: 1 файл

Коммерческая информация.doc

— 605.00 Кб (Скачать)

Гражданским кодексом Российской Федерации [1, ст. 139, п. 1] установлено, что «сведения, которые не могут составлять служебную  или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми  актами». В настоящее время в  Российской Федерации действует постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

В нашей стране, по оценкам специалистов, неоправданная секретность приносит народному хозяйству большой  ущерб. Современное общество заинтересовано в раскрытии многих «тайн» производства в целях обмена информацией и ускорения научно-технического прогресса.

Следует иметь в виду, что при охране государственных секретов во многих случаях невозможно определить количественно стоимость защищаемой информации. Поэтому уровень затрат общества на защиту государственных секретов определяется необходимостью обеспечить максимально высокую степень защиты. Несколько иным должен быть подход к обоснованию размеров затрат предприятия на защиту своей информации. Практика показывает, что при охране коммерческой тайны возможные потери от утечки информации часто имеют конкретную стоимостную оценку. Поэтому и затраты на защиту такой информации должны быть экономически ограничены суммой возможных потерь.

При излишнем засекречивании коммерческой информации рост расходов на эти цели неадекватен снижению вероятности  утечки наиболее ценных сведений. Целесообразно  охранять как коммерческую тайну  только ту часть информации предприятия, которая обеспечивает возможность расширять рынок сбыта продукции, существенно улучшать ее качество, заключать особо выгодные сделки с партнерами.

Если  государство при размещении госзаказа  на промышленном объекте считает  необходимым засекретить какую-либо информацию, то оно обязано за это платить предприятию. В подобной ситуации специальным договором определяется перечень сведений, сохраняемых в тайне, оговариваются расходы предприятия на обеспечение защиты и степень участия государства в этих расходах.

На  практике довольно часто руководители и предприниматели не вполне четко, представляют себе, что входит в понятие «коммерческая тайна», как ее следует охранять и как результаты подобной работы могут влиять на экономическое положение предприятия.

По  оценкам экспертов, потеря лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает весомые преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половины фирм, допустивших утечку сведений. Есть все основания полагать, что по мере развития рыночных отношений с присущими им конкуренцией и хозяйственным расчетом подходы к охране коммерческой тайны радикально изменятся.

В рыночной экономике информация является товаром и ее получение, хранение, передача и использование должны подчинятся законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник имеет право охранять свои интересы и защищать необходимую информацию, получая при этом определенную свободу предпринимательства. Право на тайну означает ограничение государственного вмешательства в экономическую жизнь предприятия и защиту его интересов при взаимодействии с другими субъектами рыночных отношений. В отличие от государственных и военных секретов, коммерческая тайна является собственностью конкретного предприятия. Ее главное назначение - обеспечивать предприятию экономические преимущества в конкурентной борьбе.

В экономике нашей страны государство  в лице своих многочисленных органов  длительное время занимало монопольное  положение в области засекречивания и охраны различной информации. Это  объяснялось преобладающей долей государственной собственности на средства производства и продукты труда. Нередко возникали и такие ситуации, когда страна уступала приоритеты в различных областях науки и производства из-за бесхозяйственного отношения к идеям рационализаторов, изобретателей и ученых. Продукты интеллектуальной деятельности уходили за рубеж, а через некоторое время за значительные валютные суммы нам приходилось покупать там продукцию, изготовленную с использованием наших разработок.

Утечке  за рубеж интеллектуальной продукции (идей, предложений, изобретений, открытий) во многом способствовала устоявшаяся ранее в стране система присвоения ученых степеней ориентированная на число статей, опубликованных в зарубежных научных журналах. Такие «легальные» каналы утечки интеллектуальной информации были чрезвычайно широки. Затрачивая немалые средства на ее получение, мы часто «за так» отдавали, ее западным фирмам, которые имели от ее использования немалые доходы.

В сегодняшних условиях рыночных конкурентных отношений утечка такой информации может негативно отразиться положении предприятия в борьбе за потребителя. Именно поэтому в настоящее время целесообразно юридически точно определить категорию и правовой статус коммерческой тайны, разработать механизм ответственности за ее разглашение. Интересы отдельных предприятий должны быть безусловно подчинены интересам страны. Параллельно с развитием приватизации и становлением предпринимательства в нашей стране необходимо создание системы, обеспечивающей продажу информации предприятия за рубеж без ущерба для государства в целом. В промышленно развитых странах такие системы есть Они предусматривают различные эффективные методы экономического воздействия на частных предпринимателей, позволяющих себе в ущерб национальным интереса страны нарушать запреты государства на экспорт; научно-технической продукции.

В нашей стране в настоящее время  отсутствует законодательная защита коммерческой тайны, не практикуется широкое  применение мер экономической ответственности  при решении этой проблемы, не наработана соответствующая судебная практика. Возможно, именно поэтому в реальной жизни предприятий процветает явное и тайное безвозмездное заимствование интеллектуальной собственности и коммерческой информации конкурентов (кооперативов, малых предприятий и частных лиц).

Экономическая безопасность предприятий нарушается прежде всего, в том случае, когда  его сотрудники подрабатывают по совместительству в других местах, используя при этом документацию (методики, чертежи, программы и другую созданную на основном предприятии, но юридически не закрепленную в его собственности. А ведь именно эта интеллектуальная продукция (знания и технология) нередко составляет наиболее ценный капитал предприятия. Любой субъект хозяйственных отношений, использующий данную информацию обязан при этом заключать с предприятием договор и отдавать ему часть прибыли, получаемой от использования достижений. Однако нынешняя экономическая и правовая проработка данного вопроса не позволяет предприятию – собственнику информации заявить и реализовать свои претензии.

Для решения этой проблемы целесообразно  законодательно ограничить (а в отдельных  случаях - полностью запретить) бесплатный доступ к опыту отдельных предприятий. В то же время необходимо регламентировать порядок купли-продажи приоритетных разработок с учетом их реальной рыночной стоимости. Предприниматели должны подготовиться к переходу внутреннего рынка на патентно-лицензионную систему охраны промышленной собственности. На предприятиях целесообразно укрепить соответствующие подразделения патентно-лицензионных отделов, ввести необходимых специалистов в маркетинговые службы, организовать собственными усилиями эффективную систему защиты информации.

В перспективе на макро уровне необходимо разработать и принять специальный закон о коммерческой тайне. Именно при переходе к рыночным отношениям может стать надежным гарантом защиты интересов отдельных предприятий с страны в целом.

Специалисты научно-технических, производственных, экономических и других служб  предприятия должны научиться правильно и конкретно (в стоимостной форме) оценивать предполагаемые и реальные потери фирмы вследствие утечки информации, относимой к категории коммерческой тайны.

В наиболее общем виде потери предприятия  от несоблюдения условий конфиденциальности сводятся к тому, что:

  1. снижаются возможности продажи лицензий на собственные научные разработки, теряется приоритет в освоенных областях научно-технического прогресса, растут затраты на переориентации деятельности исследовательских подразделений
  2. появляются (или искусственно создаются конкурентами) трудности в закупках сырья, технологии, оборудования и других компонентов нормальной производственной деятельности
  3. ограничивается сотрудничество предприятия с деловыми партнерами, снижается вероятность заключения выгодных контрактов, возникают проблемы в выполнении договорных обязательств
  4. растут затраты предприятия на создание новой рыночной стратегии, изменение структуры маркетинговых исследований и др.
  5. возникает реальная угроза применения экономических санкций к виновным в разглашении коммерческой тайны.

Точный стоимостный расчет совокупной величины всех потерь достаточно сложен, трудоемок, а иногда и невозможен из-за отсутствия достоверных исходных данных. Поэтому в большинстве  случаев достаточно укрупненной экспертной оценки потерь предприятия, обусловленных несоблюдением требований защиты информации.

Компенсация перечисленных выше потерь предприятия требует нередко  значительных дополнительных затрат, что снижает эффективность производства в целом и возможность успеха в конкурентной борьбе. Именно поэтому вопросам защиты коммерческой тайны в настоящее время уделяется все больше внимания.

1.1 Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны

Коммерческая тайна, в соответствии с гражданским законодательством РФ, это информация которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

Коммерческая тайна - это право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну это ограничение государственных возможностей командовать в экономике.

Наиболее подробная и в то же время укрупненная классификация  сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, представлена на рис. 1.

 


1.2 Защита коммерческой тайны

Основным фактором, способствующим защите информации, остаются пока режимные. т.е. специальные меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений. Чем больше к ним может быть проявлен или уже фиксировался интерес, тем оперативнее должны приниматься меры по недопущению его удовлетворения.

Принятие специальных мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности, зависит прежде всего от владельца (владельцев) информации, складывающейся в их среде деятельности конкурентной обстановки, ценности, которую представляет для них производственная или коммерческая информация, и других факторов.

Безусловно, хранить секрет его  владельцу, если он больше никому не известен, не представляет большой сложности  и затрат на его охрану. Он сам  не должен допустить к нему третьих  лиц. При этом не быть болтливым, доверчивым. Носитель информации (документ, дискета, предмет) должен иметь соответствующее место хранения (не письменный стол, а сейф или другое недоступное для других лиц место). Несколько усложняется охрана этих сведений, когда о ее наличии становится известно заинтересованным лицам. Возникает необходимость ограничивать доступ посторонних лиц к месту хранения секретных материалов.

Предприятия, фирмы, объединения, где  имеется не один владелец информации, а несколько, к тому же работают сотрудники, не допущенные к производственным (коммерческим) секретам, представляют собой более сложный объект защиты. Возникает вопрос о необходимости обеспечения внешней и внутренней безопасности структурных объединений предпринимательства. Для его решения можно использовать частные предпринимательские фирмы, частные службы безопасности (т.е. которые функционируют самостоятельно, принимая заказы от клиентов), собственные службы безопасности.

Качественное же исполнение заказа негосударственными детективными службами во многом зависит от тех условий, которые создаются им органами власти. Например, Санкт-Петербургская мэрия своим решением запретила на территории города деятельность частных предпринимательских фирм, которые занимались также оказанием услуг по защите коммерческих тайн. Осуществление этих частных функций вменяется государственным правоохранительным органам. И это не смотря на то, как показывает зарубежный опыт, что частное предпринимательство охраняет частное детективное общество. Государственным же правоохранительным органам, при всем их желании и возможностях, с этой задачей в полном объеме не справиться.

Это один вопрос. Второй касается изучения самой частной фирмы перед  тем, как обратиться к ней за помощью. Почему? Имеются данные, что некоторые частные детективные образования, вместо того, чтобы действовать в соответствии со своим уставом, занимаются вымогательством, шантажом представителей других предпринимательских фирм. В принципе здесь идет обоюдная проверка заказчика и клиента перед тем, как заключить договор. Игнорирование этим подходом может привести к серьезным ошибкам.

Специальные меры, которые осуществляются при защите информации, можно подразделить на внешние и внутренние.

К внешним мероприятиям относятся следующие. Изучение партнеров, клиентов, с которыми приходится вести хозяйственную, коммерческую деятельность, собирать информацию об их надежности, платежеспособности и другие данные. При необходимости производится изучение связей сотрудников частной фирмы. Выясняются лица, проявляющие интерес к фирме, ее деятельности, сотрудникам, не относятся ли они к конкурирующей фирме или к преступной группе. В случае установления, что эти лица допустили какие-либо противозаконные действия, необходимо информировать соответствующий правоохранительный орган. Тем самым пресекается преступная деятельность и, в том числе, интерес к частной фирме. По возможности желательно установить, в чем суть этого интереса и кому понадобилась та или иная информация. Не повторится ли он в будущем, т.е. что можно ожидать от конкурента (не исключено и преступных элементов).

Информация о работе Коммерческая информация