Разграничение информации в современном коммерческом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:31, доклад

Краткое описание

В настоящее время проблема защиты конфиденциальной деловой информации возникает все чаще и чаще. Современная компания, которая хочет оставаться конкурентоспособной на рынке, тем более в России, должна проводить комплекс работ по защите конфиденциальной и иной «чувствительной» информации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 19.97 Кб (Скачать)

Разграничение информации в современном коммерческом предприятии

В настоящее время проблема защиты конфиденциальной деловой информации возникает все чаще и чаще. Современная компания, которая хочет оставаться конкурентоспособной на рынке, тем более в России, должна проводить комплекс работ по защите конфиденциальной и иной «чувствительной» информации. Во многих компаниях сформированы подразделения экономической разведки (проще – экономического шпионажа), целью которых является получение защищаемой информации от компании-конкурента.

Для обеспечения безопасности информации современного коммерческого  предприятия уже разработаны  организационно-технические меры, которые  выполняются в меру оснащенности организации средствами защиты и  согласно уровню понимания проблемы ее руководством и сотрудниками.

Однако, как правило, возникает  вопрос, как выбрать ту информацию, которую следует защищать, так  как подвергать этой процедуре всю  информацию, циркулирующую по ЛВС (локально-вычислительной сети) компании, не имеет смысла хотя бы по экономическим соображениям. Вот здесь и возникает необходимость  разделения информации по уровням –  грифам.

Данный процесс, к сожалению, часто приобретает спонтанный характер. В некоторых случаях, когда во главу угла ставятся требования современных  западных стандартов (например, ISO 17799), используют следующую классификацию:

  • открытая информация;
  • конфиденциальная информация;
  • cтрого конфиденциальная информация.

Такое деление не является правильным с учетом нормативных  документов, действующих на территории РФ. Согласно действующему законодательству Российской Федерации можно применить  следующее разграничение информации по грифу конфиденциальности:

  • открытая информация (ОИ);
  • для внутреннего использования (ДВИ);
  • конфиденциальная информация (КИ).

При этом необходимо отметить, что право на отнесение информации к какому-либо грифу конфиденциальности и определение перечня и состава  такой информации принадлежит ее обладателю.

Базовыми принципами защиты информации являются конфиденциальность, целостность и доступность, соблюдение которых есть необходимое условие  обеспечения безопасности различных  категорий информации.

Открытая информация

К открытой информации относится:

  • информация, подписанная руководством, для передачи вовне (например, для конференций, презентаций и т. п.);
  • информация, полученная из внешних открытых источников;
  • информация, находящаяся на внешнем web-сайте компании.

ОИ важно соблюдение принципов  целостности и доступности.

Многие считают, что защищать открытую информацию не имеет смысла. Однако это не так. Согласитесь, подмена  первой страницы на web-сайте компании, в зависимости от того, чем именно она будет заменена, может привести к тем или иным нежелательным  последствиям различной тяжести.

Информация для внутреннего  использования

К информации ДВИ относится  любая информация, используемая сотрудниками в рамках своих подразделений, тематических групп, которая:

  • циркулирует между подразделениями и необходима для нормального их функционирования;
  • является результатом работ с информацией из открытых источников (например, дайджест новостей по телекоммуникационному рынку для руководства);
  • не относится к информации конфиденциального характера;
  • не относится к открытой информации.

То есть к ДВИ можно  отнести всю внутреннюю информацию, циркулирующую в сети компании, потеря которой не влечет губительных последствий  для ее деятельности.

Для ДВИ необходимо соблюдение следующих принципов: целостности, доступности и конфиденциальности (при выходе ее за пределы ЛВС  компании).

Конфиденциальная информация

Конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством  Российской Федерации, не являющаяся общедоступной  информацией и в случае разглашения  способная нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам  предоставившего ее лица.

Документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с  реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Перечень сведений конфиденциального  характера изложен в Указе  Президента РФ № 188 и в общих чертах относит к таковым следующую информацию: персональные данные, сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, служебную, профессиональную и коммерческую тайну и сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Для защиты КИ необходимо соблюдение принципов конфиденциальности, целостности  и доступности.

В современной компании (например, телекоммуникационной) конфиденциальная информация может подразделяться на следующие категории:

  • персональные данные;
  • служебная информация;
  • коммерческая тайна;
  • профессиональная тайна.

Персональные  данные – сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Персональные данные на всех работников компании обычно хранятся в отделе кадров. При этом компания несет ответственность перед работниками в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

Служебная информация – служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

Служебная информация –  информация органов государственной  власти, которую они передают в  коммерческие структуры. Отнесение  информации к грифу «служебная информация»  проводится только органами государственной  власти. Например, защита служебной  тайны для отрасли связи РФ определена Приказом Министерства РФ по связи и информатизации № 62 от 20.05.03 «О введении в действие СТР-К».

Коммерческая  тайна – информация, не являющаяся государственными секретами, связанная с производственной, технической, технологической информацией, управлением финансовой и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которой может нанести ущерб его интересам.

К сожалению, закон «О коммерческой тайне», который помог бы расставить все по своим местам, до сих пор  не принят. Целью законопроекта «О коммерческой тайне» является, как  это указано в п. 1 ст. 1, «предупреждение  недобросовестной конкуренции и  обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров и услуг в Российской Федерации». Иначе говоря, проект направлен  на установление баланса между интересами хозяйствующих субъектов, общества и государства, то есть недопущение  вмешательства в деятельность предприятий, с одной стороны, и защиту общества от необоснованного ограничения  предприятиями доступа к информации о своей деятельности – с другой. При этом необходимо отметить, что  положения проекта основаны на нормах п. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми «не  допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и  недобросовестную конкуренцию». Другим конституционным основанием данного  проекта являются нормы п. 1 ст. 44, направленные на защиту свободы творчества и интеллектуальной собственности. Указанный законопроект также развивает  ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна» Гражданского кодекса РФ.

В ожидании принятия проекта  попробуем сами определить критерии отнесения информации к рассматриваемой  категории.

К коммерческой тайне может  относиться научно-техническая, технологическая, производственная информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), финансово-экономическая и иная информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и к охране конфиденциальности которой обладатель коммерческой тайны принял следующие меры:

  • определил перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
  • ограничил свободный доступ к ней путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля его соблюдения;
  • организовал договорное регулирование отношений с работниками и с контрагентами по вопросам условий передачи и использования информации, составляющей коммерческую тайну;
  • нанес на материальные носители информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) сопроводительные документы гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя.

Режим коммерческой тайны  считается установленным после  принятия обладателем коммерческой тайны указанных мер.

Основными признаками коммерческой тайны современного предприятия  является конфиденциальность сведений, отношений, переписки и переговоров  между сторонами или сделок. К  другим признакам коммерческой тайны, проявляющимся при ее разглашении, относятся:

  • нанесение экономического ущерба компании;
  • возникновение у компании убытков в виде упущенной выгоды;
  • снижение экономической, технической эффективности деятельности компании, в том числе и внешнеэкономической;
  • нанесение ущерба имиджу компании и дискредитация его как добросовестного, надежного партнера по внешнеэкономической и иной деятельности;
  • нанесение ущерба престижу и репутации партнера, с которым заключается или осуществлена коммерческая сделка.

Одна и та же информация, правомерно полученная или самостоятельно созданная разными лицами, может  одновременно составлять коммерческую тайну каждого такого лица.

Необходимо не забывать о  существовании еще одного «подвида»  конфиденциальной информации – профессиональной тайны.

Профессиональная  тайна – сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В части компании, занимающейся предоставлением услуг связи, – это информация операторов связи и иных клиентов, которая передается и обрабатывается в информационно-телекоммуникационных ресурсах компании.


Информация о работе Разграничение информации в современном коммерческом предприятии