Коммерческая тайна и утечка информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:23, контрольная работа

Краткое описание

Коммерческая тайна, в соответствии с гражданским законодательством РФ, это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Файлы: 1 файл

Ком.тайна.doc

— 73.00 Кб (Скачать)


Коммерческая тайна и утечка информации

Коммерческая тайна, в соответствии с гражданским законодательством РФ, это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

По функционально-целевому признаку выделяются следующие составляющие коммерческой тайны: 

1. Деловая информация: 

      сведения о контрагентах; 

      сведения о конкурентах;

      сведения о потребителях;

      сведения о деловых переговорах;

      коммерческая переписка;

      сведения о заключенных и планируемых контрактах. 

2. Научно-техническая информация:

      содержание и планы научно-исследовательских работ;

      содержание "ноу-хау", рационализаторских предложений;

      планы внедрения новых технологий и видов продукции.

3. Производственная информация:

      технология;

      планы выпуска продукции;

      объем незавершенного производства и запасов;

      планы инвестиционной деятельности.

4. Организационно-управленческая информация:

      сведения о структуре управления фирмой не содержащиеся в уставе;

      оригинальные методы организации управления;

      система организации труда.

5. Маркетинговая информация:

      рыночная стратегия;

      планы рекламной деятельности;

      планы обеспечения конкурентных преимуществ по сравнению с продукцией других фирм;

      методы работы на рынках;

      планы сбыта продукции;

      анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.

6. Финансовая информация:

      планирование прибыли, себестоимости;

      ценообразование – методы расчета, структура цен, скидки;

      возможные источники финансирования;

      финансовые прогнозы.

7. Информация о персонале фирмы:

      личные дела сотрудников;

      планы увеличения (сокращения) персонала;

      содержание тестов для проверки вновь принимаемых на работу. 

8. Программное обеспечение:

      программы;

      пароли, коды доступа к конфиденциальной информации, расположенной на электронных носителях.

Как правило, именно перечисленная выше информация в наибольшей степени интересует конкурентов, партнеров, банки, криминальные структуры.

Однако не вся информация может быть отнесена к категории коммерческой тайны. Существует официально утвержденный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну в РФ. К ним относятся:

        учредительные документы (устав, учредительный договор);

        документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационное удостоверение, свидетельство о регистрации, лицензии, сертификаты, патенты);

        сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ);

        документы о платежеспособности;

        сведения о численности работающих, их составе, заработной плате, наличии свободных рабочих мест;

        документы об уплате налогов и обязательных платежей;

        сведения о соблюдении установленных правил охраны труда;

        сведения о соблюдении установленных норм охраны окружающей среды;

        сведения о нарушении антимонопольного законодательства;

        сведения о реализации продукции, причинившей вред здоровью населения;

        сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, акционерных обществах и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Но и эти сведения не предназначаются для открытого доступа – всем желающим. Например, сведения о заработной плате работников предприятия, финансовая отчетность могут быть предоставлены только по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, а также других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством РФ. В то же самое время клиенты фирмы вправе ознакомиться с ее уставом, свидетельством о регистрации, лицензией, сертификатами, патентами.

В деле защиты деятельности от различного вида угроз значительное место занимает персонал предприятия, который может стать как объектом, так и субъектом таких угроз. Как  показывает  практика,   утечка информации зачастую происходит по  инициативе сотрудников. Опрос крупнейших российских компаний показал, что причинами разглашения коммерческих секретов являются:

1. Болтливость сотрудников, особенно связанная с употреблением алкоголя и общением в дружеских компаниях – 32%.

2. Стремление сотрудников заработать деньги любым способом, по принципу «деньги не пахнут» – 24%.

3. Отсутствие службы безопасности фирмы – 14%.

4. «Советская» привычка персонала делиться опытом, давать советы – 12%.

5. Бесконтрольное использование информационных и копировальных средств на фирме – 10%.

6. Психологические конфликты между сотрудниками, между сотрудниками и руководством – 8%.

Угрозы экономической безопасности фирмы со стороны, например, конкурентов, реализуемые через ее персонал, могут принимать такие формы как: переманивание сотрудников, владеющих конфиденциальной информацией; засылка агентов к конкурентам; прямой подкуп сотрудников фирм-конкурентов; выведывание конфиденциальных сведений у сотрудников в такой форме, что последние не догадываются о цели вопросов и др.

Организация эффективной защиты  экономической безопасности фирмы со стороны персонала включает три основных этапа работы с сотрудниками, допущенными к конфиденциальной информации:

1.      предварительный (в период предшествующий приему на работу, является наиболее ответственным и сложным);

2.      текущий (в период работы сотрудника);

3.      заключительный (во время увольнения сотрудника).

В процессе работы необходимо определение порядка доступа сотрудников к конфиденциальной информации в соответствии с их должностными обязанностями.

За несоблюдение режима работы с информацией, составляющей коммерческую тайну, работники организации могут быть привлечены к ответственности. Трудовым законодательством установлены два вида ответственности – дисциплинарная и материальная. Первая проявляется в применении трех видов мер дисциплинарного воздействия – замечание, выговор, увольнение. Это предусмотрено статьями 192-195 ТК РФ. Материальная ответственность возмещается в полном размере причиненного ущерба в случае разглашения работником коммерческой тайны. Положение о коммерческой тайне организации не может расширить этот перечень мер дисциплинарного воздействия и пределы материальной ответственности, хотя на практике такая тенденция имеет место.

Правовое обеспечение деятельности фирмы по защите коммерческой тайны рекомендуется начинать с подготовки и создания организационно-распорядительных документов. Здесь важно отметить, что система  правовой регламентации защиты конфиденциальной информации на предприятии всегда является двухуровневой: законодательные акты РФ и нормативные акты фирмы (устав, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, инструкции, положения о подразделениях).

К административно-организационным мерам защиты коммерческой тайны относятся:

-  определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

- ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

- наличие службы безопасности;

- оптимальное ограничение числа лиц, посвящаемых в коммерческие секреты фирмы;

- наличие охраны на всех объектах фирмы;

-  контроль помещений и оборудования (обеспечения безопасности производственных и конторских помещений, охрана фото- и иного копировального оборудования, контроль за посетителями);

- координация мер безопасности между всеми заинтересованными подразделениями предприятия;

- работа с персоналом (беседы при приёме на работу, инструктаж вновь принятых с правилами защиты информации, обучение сохранению коммерческой тайны, работа с сотрудниками, подозреваемыми в хищении секретной информации, беседы с увольняющимися);

- организация работы с конфиденциальными документами (установление порядка делопроизводств, контроль над публикациями, рассекречивание и уничтожение конфиденциальных документов);

- работа с конфиденциальной информацией, накопленной в компьютерах фирмы (создание системы защиты электронной информации от несанкционированного доступа, обеспечение контроля за пользованием ПК);

- защита коммерческих тайн фирмы в процессе заключения контрактов (здесь важно четко определить круг лиц, имеющих отношение к этой работе).

В дополнение к сказанному, на каждом предприятии при создании системы защиты информации необходимо правильно организовать: учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий (особенно опытных образцов); порядок делопроизводства с документами, содержащими предпринимательскую тайну (правила циркуляции, учета, хранения, уничтожения и др.); защиту коммерческой информации в средствах связи и вычислительной техники; контроль за посещениями данного предприятия посторонними лицами.

 

 

Развитию института коммерческой тайны в России многое препятствует. Прежде всего, отсутствие у государства (его чиновников) привычки считаться с чужими тайнами - результат генетической привязанности к государственной тайне. Фактически отсутствует и ответственность органов власти за сохранность полученной ими информации, составляющей коммерческую тайну. Вместе с тем, государство пытается распоряжаться коммерческой тайной как своей собственной. Особенность же коммерческой тайны состоит в том, что государство лишь обеспечивает судебную защиту участников правоотношений, все остальные функции по охране коммерческой тайны берут на себя ее обладатели. Причем излишняя регламентация мер охраны может нанести ущерб обладателю, т.к. он сам должен соотнести ценность информации и затраты на ее охрану.

 



Информация о работе Коммерческая тайна и утечка информации