Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:31, курсовая работа
Целью работы является освоение этикетки и упаковки, как эффективных видов коммуникации, используемых в современном бизнесе.
Для достижения поставленной цели при написании курсовой работы реализованы следующие задачи, которые соответствуют пунктам плана работы:
1. сущность этикетки и упаковки;
2. технология изготовления этикетки и упаковки;
3. рекламная упаковка как средство коммуникации;
4. процесс создания эффективной этикетки и упаковки;
5. тенденции развития в области этикетки и упаковки.
Введение …………………………………………………………………….….. 3
1. Сущность этикетки и упаковки ………………………………………….…. 6
2. Технология изготовления этикетки и упаковки ……………….…………. 15
3. Рекламная упаковка как средство коммуникации ……………………...… 26
4. Процесс создания эффективной этикетки и упаковки …………………… 32
5. Тенденции развития в области этикетки и упаковки …………………….. 42
Заключение ………………………………………………………………......… 49
Список использованных источников ……………………….….…………….. 52
Приложения ……………………………………………………………………..55
Лакирование защитит этикетку от воздействия влаги, жиров, кислот, растворителей, механических воздействий, а также улучшит внешний вид этикетки.
Специальные машины горячего тиснения фольгой и конгревного тиснения производят высококачественные этикетки для дорогих товаров, например, сортов вин, коньяков, водки и косметики.
Этикетки условно разделяют на следующие виды [8]:
Самоклеящиеся этикетки очень популярны и используются для маркировки различных видов продукции практически всех отраслей промышленности, а также других видов товаров и упаковки. Самоклеящиеся этикетки изготавливают следующими способами: флексография, офсетная печать, горячее тиснение, термотрансферная печать, шелкография и другие методы печати [8].
Печать самоклеящихся этикеток производится, как правило, на самоклеящейся бумаге различных цветов, на цветной, голографической и прозрачной плёнке, на металлизированных материалах, а также на пломбовой бумаге.
Выбор материала и способа печати для производства самоклеящихся этикеток зависит от размера тиража, сложности и красочности изображения на этикетках, от желаемых сроков изготовления, а также конечной стоимости полиграфической продукции и других факторов.
Объемные самоклеющиеся этикетки практически во всех областях заменили обычные плоские этикетки. Наклейки и другие изделия с заливкой полимерной смолой привлекают внимание покупателей игрой света, красочностью, необычным видом прозрачной выпуклой заливки [8].
Такие этикетки
называют объемными и получается
они путем нанесения
Применяется объемная этикетка в следующих областях:
Объемная
этикетка производится посредством
нанесения следующих материалов
в указанной
Такая полимерная
композиция наносится на невпитывающий
материал. Но все же для производства
этикетка используют в большинстве
случаев самоклеющиеся
Материал
термочувствительной этикетки разработан
для использования в
Термочувствительные этикетки существуют двух видов:
В настоящее время существуют следующие основные направления совершенствования технологии, материалов и видов упаковки, соответствующей современным требованиям:
Асептическая упаковка. В настоящее время эта технология широко используется для упаковывания жидких продуктов (молоко и молочные продукты – более 65%, соки – более 25%, пасты и супы – 10%). Наиболее распространенная схема асептического упаковывания пищевых продуктов включает три стадии: стерилизация упаковочного материала; термическая обработка пищевого продукта; расфасовка и запечатывание упаковки.
При асептическом упаковывании продукт и упаковка стерилизуются раздельно, затем упаковка заполняется и укупоривается в стерильных условиях.
В настоящее время имеется большой выбор материалов: используют банки из белой жести и алюминия, стеклянные и пластмассовые бутылки, пакеты, упаковки из комбинированных материалов «Bag-in-Box» (пакет в коробке). Для упаковывания молочных продуктов используют прямоугольные пакеты «Tetra-Pak», «Brick-Pak», «Pure-Pak», «Ultra-Pak» из комбинированных материалов (Приложение 1), самым распространенным из которых является картон – алюминиевая фольга [12].
Асептическое упаковывание позволяет сохранить органолептические и вкусовые характеристики пищевого продукта значительно дольше, чем при упаковывании в обычных условиях. Проводимая перед расфасовкой продукта его термическая обработка помогает избавиться от вредных микроорганизмов.
Упаковка под вакуумом. В процессе хранения во многих пищевых продуктах под действием кислорода, света и температуры происходят различные химические и микробиологические изменения. Особенно чувствительны к окислению белки мяса, рыбы и птицы. Сыпучие пищевые продукты подвержены сильному окислению вследствие большой площади соприкосновения с кислородом. Для устранения вредного влияния кислорода на продукты используют различные приемы: удаление кислорода, применение защитных газов, замораживание продуктов.
Наиболее доступным является упаковывание, при котором кислород удаляется с помощью вакуума. Для этого используют главным образом полимерные пленки: ПВХ, ПП, ПА и др., а также комбинированные материалы с высокими барьерными свойствами. Для вакуумного упаковывания чаще используют термоусадочные пленки.
Широкое распространение получили также термоформованные упаковки для свежего мяса. Они представляют собой лоток из термопласта или вспененного материала (например, пенополистирола), на котором размещается упаковываемый продукт. Сверху приваривается пленка, из-под которой предварительно выкачивается воздух, создавая таким образом вакуум.
Для сохранения скоропортящихся продуктов (мяса и мясной продукции, рыбы, птицы и изделий из них, хлебобулочных изделий и др.) целесообразно применение вакуумной упаковки "multivac" (Приложение 1). Процесс упаковывания происходит за счет высокой степени усадки полимерных пленок (сокращающиеся материалы), подготовленных специальным образом. Применяют также и многослойные пленки, обладающие хорошими облегающими свойствами, которым дополнительно придаются эффективные барьерные свойства, мешающие проникновению кислорода. При вакуумном упаковывании не рекомендуется применять тонкие мягкие пленки. Их нельзя использовать для упаковки хрупких и легко деформируемых продуктов, а также изделий с острыми поверхностями, чтобы не повредить пленку.
Разогреваемая и стерилизуемая
В такой упаковке изготовляют большое количество блюд: пиццу, гамбургеры, кукурузные хлопья, готовые к употреблению блюда, десерты, мясные и рыбные полуфабрикаты, птицу, овощные блюда, продукты длительного хранения и др.
Материалы и тара для микроволновой упаковки (лотки, тарелки и др.) должны отвечать требованиям морозостойкости, теплостойкости, а также санитарно-гигиеническим требованиям при повышенных (200 °С) температурах, поэтому микроволновые упаковки необходимо изготовлять из термостойких полимеров. В настоящее время микроволновая упаковка изготовляется главным образом из картона с покрытием из полистирола (ПС) или полиэтилентерефталата (ПЭТФ). Изделия из вспененного ПЭТФ эффективны для воздушного или микроволнового разогрева пищи, но нецелесообразны для хранения замороженных продуктов, так как обладают высокой изоляцией от холода, что снижает эффективность действия холодильных установок [14].
В США разработана новая конструкция разогреваемой трехслойной упаковки Heatpack из полиэфирной пленки Melinex фирмы ICI. Она представляет собой мелкий лоток, в дне которого вырезается отверстие, запечатываемое пленкой. Лоток заполняется продуктом и упаковывается в пленку, а затем поступает на замораживание (при необходимости) в холодильную камеру. Перед употреблением упаковку опрокидывают на тарелку, а после разогрева снимают, и еда остается на тарелке (например, спагетти с соусом). В результате внешний вид пищи становится более привлекательным, чем при разогреве в обычном лотке с последующим перекла дыванием на тарелку. Этот тип упаковки — свидетельство совершенно нового подхода к конструированию ее для микроволновых печей по сравнению с модернизацией уже имеющихся решений.
Полимерные и комбинированные материалы широко применяются при изготовлении стерилизуемых пакетов. Это гибкие упаковки, заполняемые продуктом и подвергаемые полному технологическому процессу термической обработки. Такие продукты затем можно хранить до двух лет и более при обычных температурах.
Стерилизуемые пакеты изготовляют из ламинатов: трехслойных – полиэтилентерефталат (12 мкм), алюминиевая фольга (9 мкм), модифицированный полиэтилен низкой плотности (ПЭНП) (70 мкм) или этиленпропиленовый сополимер; двухслойных – без алюминиевой фольги. Клеи, используемые для соединения слоев, должны обеспечивать высокую адгезионную прочность во избежание расслоения при хранении и перевозках. Трехслойные ламинаты гарантируют самый большой срок хранения продуктов. Алюминиевая фольга служит защитным барьером от воздействия кислорода, влаги и света. Целостность упаковки зависит от материалов, используемых для внутреннего слоя. Внешний слой должен быть прочным, износостойким и обеспечивать необходимое качество продукта. Применение стерилизуемых пакетов обусловливается двумя показателями – высоким качеством упаковываемого продукта и удобством использования таких упаковок.
Высокое качество продукта обеспечивается за счет того, что тепловая обработка, необходимая для стерилизации, является кратковременной, но при этом достигается равномерность прогрева продукта по всей массе.
Удобство использования стерилизуемой полимерной и комбинированной упаковки объясняется меньшими весом (по сравнению с металлической и стеклянной) и объемом в процессе хранения и при реализации в торговых залах. Еще одним достоинством такой упаковки является удобство вскрытия, а также биологическая стабильность содержимого при комнатной температуре. Она не требует дополнительного охлаждения или замораживания в холодильных установках и обеспечивает удобство приготовления пищи. Для стерилизуемого упаковывания предназначены как индивидуальные (мясо, рыба, овощи и др.), так и сложные (мясо в соусе, рыба в соусе, сложные десерты и др.) продукты. Такие упаковки очень удобны для организации питания в школах, больницах, столовых и т.д. Они могут быть разными по объему (от 200 г до 2-3 кг).
Применение разогреваемых и стерилизуемых упаковок экономит время, физические усилия и энергию потребителя, повышая тем самым социальную значимость упаковки.
Активная упаковка. Главной задачей упаковки является защита содержимого и продление стойкости упакованного продукта. При этом до недавнего времени считалось, что между упаковкой и ее содержимым не должно быть никакого взаимодействия или оно должно быть минимальным. Активные упаковки (active packaging = АР), называемые также интерактивными упаковками (interactive packaging = IP), противоречат этому правилу, поскольку в них продукт, упаковка и окружающая среда воздействуют друг на друга, что в итоге позволяет продлить стойкость и пригодность к употреблению упакованного пищевого продукта. Благодаря новым технологиям стали возможными изменение, а точнее, расширение функций упаковки. Если раньше она являлась просто барьером для внешних воздействий, то теперь играет активную роль в защите упакованного продукта. В упаковку или упаковочный материал включены вещества, выполняющие задачу активной защиты упакованного пищевого продукта, например от воздействия и развития микроорганизмов или возникновения посторонних запахов, привкусов [14].
Технологии упаковки с применением активных упаковок включают: