Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:28, курсовая работа
Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули на первый план в качестве ключевого фактора успеха человеческий фактор. Основная цель предприятий, функционирующих в рыночной среде, - удовлетворение потребностей потребителей. Но сегодня потребитель рассматривается в двух аспектах:
внешний потребитель, для которого производятся продукция и услуги. Его удовлетворенность связана с теми выгодами, которые он получает в процессе приобретения и потребления продукции;
Введение ……………………………………………………………………….5
1.Теоретические основы социально-психологических методов управления
Теории мотивации в управлении организацией………………………….7
Теория поведения в управлении организацией…………………………..13
Социальные методы управления организацией………………………….19
Психологические методы управления организацией…………………….23
2.Зарубежный опыт применения социально-психологических методов
2.1Применение социально-психологические методов управления на японских предприятиях……………………………………………………………………28
2.2Применение социально-психологические методов управления на американских и западно-европейских предприятиях………………………..33
3.Изучение использования социально-психологических методов управления в организации
3.1Социальная структура организации……………………………………….38
3.2Диагностика социально-психологических методов в коллективе организации……………………………………………………………………..42
3.3Изучение использованных в организации социально-психологических методов в коллективе организации……………………………………………50
3.4Рекомендации по улучшению социально-психологических методов в организации……………………………………………………………………..56
Заключение …………………………………………………………………….65
Список литературы
1) общество;
2) коллектив;
3) группа;
4) личность.
Рассмотрим эту классификацию методов подробнее.
На уровне общества действуют
методы управления социально-массовыми
процессами. Это, главным образом, методы
воздействия средств массовой информации,
пропаганды на население страны, регионов,
социальные слои с целью формирования
определенных представлений о текущем
характере общественного
а) оценку индивидуальных качеств работников;
б) выработку ориентиров,
создающих условия для
На этом уровне конкретизируются законы развития общества (точнее, всего объективного мира), формируется и проявляется личность каждого работника. Организующая сила коллективного общения формирует не только профессиональные качества работника, но и развивает его как целостную личность. Тем самым социальная устремленность коллектива в целом органично связывается с социальной устремленностью, социально значимыми целями, морально-этическими нормами поведения отдельного работника. Эти методы управления наиболее адекватны правилам группового поведения, формирования коллективной этики. В различных коллективах, отличающихся характером работ (исследования, разработки, маркетинговая, финансовая, производственная деятельность), естественно, методы управления коллективами и группами качественно различны.
Методы управления внутригрупповыми
явлениями и процессами действуют
на уровне взаимоотношений между
членами коллектива или отдельной
группы (в отличие от предыдущей
группы методов, рассматривавшей коллектив
как единое целое, подчиненное одной
цели и синергетическому достижению
конечных результатов). Чаще всего руководителю
приходится решать задачи формирования
трудового коллектива, определения путей
и направлений его социального развития.
Саморазвитие коллектива возможно лишь
при тщательном выполнении процедур подбора,
расстановки и закрепления кадров, определении
перспектив удовлетворения потребностей
в творческом труде, при самоусовершенствовании
личности (профессиональная учеба, самообразование,
самовыражение, развитие творческих потенций
и т. д.). При подборе кадров необходимо
учитывать комплекс социально-демографических
и профессионально-
При управлении организацией коллективов выделяются три основные стадии, каждая из которых должна быть осмыслена и доведена до логических выводов, предложений, рекомендаций и результатов.
На первой стадии — ориентации
и адаптации — работники
На второй стадии значительно
усиливаются процессы самоорганизации,
саморегулирования и
Третья стадия — стадия интеграции коллектива, когда формируется действительная общность работников как единого социального организма. Методы управления индивидуально-личностным поведением в настоящее время представляют собой скорее искусство, чем науку. Субъектом управления выступает и общество в целом, и коллектив, и, главным образом, руководитель. Выдающаяся личность может быть воспитана только выдающейся личностью — талантом, гением, тружеником, — поэтому роль учителя, педагога, наставника исключительно важна в нашей жизни. Важнейшее значение приобретает ориентация руководителей на личное достоинство людей, уважение их идейно-нравственных принципов и убеждений. Весьма важен метод ориентирующих воздействий — создание обстановки, условий, ориентирующих поведение личности в направлении проявления ее лучших созидательных качеств.
В решении задач морально-
Социально - психологические
отношения руководителя, в рамках
которых руководитель
3.4 Рекомендации по
Направления совершенствования социально-психологического климата.
Для определения направлений
совершенствования социально-
Деятельность по улучшению условий формирования социально-психологического климата может осуществляться по нескольким направлениям в зависимости от отрицательно влияющих факторов:
1.Улучшение условий труда.
При исследовании условий
2.Совершенствование
Сложным и противоречивым в своём влиянии на социально-психологический климат является действующая система стимулирования. Материальные и моральные стимулы являются стержневым моментом в формировании социально-психологического статуса человека в коллективе. Кроме индивидуальных особенностей личности на восприятие стимулов влияют групповое мнение, условия труда и быта, традиции, нормы и ценности.
Первоначальными условиями социально-психологического благоприятного восприятия системы стимулирования работников являются: понятность механизма связи усилий и вознаграждения, учёт социально-демографических личностных, индивидуальных особенностей работников и характеристик первичного коллектива (нормы, ценности, традиции).
3.Совершенствование социально-демографических характеристик коллектива. Социально-психологическая структура коллектива непосредственным образом влияет на процесс формирования социально-психологического климата, так как выражает сущностную сторону личностных черт работника. Совершенствование структуры коллектива необходимо связывать с его производственными целями , кадровым потенциалом, общими условиями деятельности.
Необходимо соблюдение положения
о достаточном разнообразии социально-демографических
характеристик и положение о социально-демографических
ограничениях на совместимость и срабатываемость
участников трудового процесса. Так, в
смешанных по полу коллективах выше культура
общения, сочетание различных возрастных
и образовательно-
Бизнес даёт человеку возможность зарабатывать средства для содержания своей семьи, дома, для воспитания и образования детей. Для хорошего положения дел в бизнесе важен, прежде всего, дизайн здания, в котором размещаются офисы и производственные помещения. Если же предприятие занимает целый комплекс зданий, то необходимо учитывать взаимное расположение и окружение.
Здание-не только защита от погоды, место где удобно хранить и производить продукцию, вести дела и принимать клиентов. Помимо чисто архитектурных и защитных функций любое коммерческое здание выполняет и не менее психологическую. Работа в нем ведётся не работами, а людьми, а их поведение и настроение определяется во многом окружающей их обстановкой. В здании, внешний облик и интерьер которого создаёт положительный настрой, приятно и удобно работать, проводить встречи с партнёрами и клиентами. В таком месте и обстановка, и окружающая среда должны гармонировать с целями и задачами предприятия, выражать настроение коллектива в целом и его руководства в частности.
Выявлены причины, мешающие оптимальному развитию социально-психологического климата:
- персонал не согласен
с выдвинутым формальным
- выраженная конфликтность
между персоналом и
- несовпадение целей и
интересов работников и
- отсутствие карьерного роста.
Рекомендации по улучшению социально-психологического климата в коллективе
Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям:
Перечисленные
рекомендации носят достаточно
общий характер. Конкретная
стрессовая ситуация всегда
Таким образом, один из ключей
в преодолении социально-
Деятельность по улучшению условий формирования социально-психологического климата может осуществляться по данным этапам в зависимости от отрицательно влияющих факторов.
Первый этап по совершенствованию социально-психологического климата – борьба с выраженным уровнем конфликтности. Конфликт или конфликтная ситуация является причиной возникновения стрессовых ситуаций в процессе коллективной трудовой деятельности, следовательно, негативно влияющие на развитие социально-психологического климата.