Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:28, курсовая работа
Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули на первый план в качестве ключевого фактора успеха человеческий фактор. Основная цель предприятий, функционирующих в рыночной среде, - удовлетворение потребностей потребителей. Но сегодня потребитель рассматривается в двух аспектах:
внешний потребитель, для которого производятся продукция и услуги. Его удовлетворенность связана с теми выгодами, которые он получает в процессе приобретения и потребления продукции;
Введение ……………………………………………………………………….5
1.Теоретические основы социально-психологических методов управления
Теории мотивации в управлении организацией………………………….7
Теория поведения в управлении организацией…………………………..13
Социальные методы управления организацией………………………….19
Психологические методы управления организацией…………………….23
2.Зарубежный опыт применения социально-психологических методов
2.1Применение социально-психологические методов управления на японских предприятиях……………………………………………………………………28
2.2Применение социально-психологические методов управления на американских и западно-европейских предприятиях………………………..33
3.Изучение использования социально-психологических методов управления в организации
3.1Социальная структура организации……………………………………….38
3.2Диагностика социально-психологических методов в коллективе организации……………………………………………………………………..42
3.3Изучение использованных в организации социально-психологических методов в коллективе организации……………………………………………50
3.4Рекомендации по улучшению социально-психологических методов в организации……………………………………………………………………..56
Заключение …………………………………………………………………….65
Список литературы
Методы социального управления
являются важнейшим средством реализации
законов и принципов
Социологические методы позволяют оценить место и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения конечного результата труда, обеспечить эффективные коммуникации и предупреждение межличностных конфликтов в коллективе. К числу социологических методов управления относят: социальное планирование, социологические исследования, оценку личностных качеств, мораль, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.
Социологические исследования служат инструментом в работе с персоналом и обеспечивают специалистов по управлению персоналом необходимыми данными, позволяющими принимать обоснованные решения при подборе, оценке, расстановке, адаптации и обучении персонала. Соревнование проявляется в стремлении людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению. Принципы соревнования нашли отражение в современных теориях «Y» и «Z» мотивации персонала.[2]
1.4 Психологические методы управления предприятием
Психологические методы управления
направлены на регулирование отношений
между людьми путем оптимального
подбора и расстановки
Психологическое планирование является новым направлением в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива. Оно включает в себя: постановку целей развития и разработку критериев эффективности производственной деятельности, обоснование психологических нормативов, создание методов планирования социально-психологического климата и достижения конечных результатов. Результатами психологического планирования являются:
Способы психологического воздействия
являются важнейшими составляющими
психологических методов
Ответной реакцией на психологические приемы и способы управления являются настроение, чувства и поведение. Поведение - совокупность взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к внешней среде.
Отрасли психологии и знание
их методов исследования позволяют
сделать правильный анализ душевного
состояния людей, построить их психологические
портреты, разработать способы устранения
психологического дискомфорта и
формировать хороший климат коллектива.
Психология труда изучает психологические
аспекты профессионального
Психология людей тесно
Первый принцип: рабочий достаточно разумен, чтобы самостоятельно увеличивать производительность и качество своего труда. Иными словами, этот принцип подчеркивает то, что рабочий не глуп. По мнению японских менеджеров, рабочие — это наделенные способностями люди, которые могут вносить предложения по повышению производительности и качества труда. Японцы полагают, что любой, даже самый опытный, инженер знает меньше о данном технологическом процессе, чем тот, кто его непосредственно выполняет. Поэтому японские менеджеры не стесняются обращаться к своим подчиненным за советом.
Японские ученые разработали три административных метода, которые помогают претворить этот принцип в жизнь:
1. Кружки качества, участвуя в
которых рабочие вносят свои
новаторские предложения. Эти
кружки состоят из восьми
2. Практика стимулирования всех
работников к
3. Практика перевода рабочих с одного рабочего места на другое. Ни один работник фирмы не остается на одном и том же рабочем месте до выхода на пенсию. Он повышает квалификацию, меняет специализацию, продвигается по служебной лестнице и получает, соответственно, большую зарплату, так как набирается больше опыта, совершенствует свои способности и приносит фирме больше пользы.
Второй принцип: рабочий стремится сделать свою работу лучше. Любой рабочий, доказавший, что он способен сделать больше и качественнее, получает самостоятельность в работе, премию и большую заработную плату. Для реализации второго принципа японские менеджеры разработали два административных метода:
1. Пожизненный найм работников. Получив пожизненный найм, работники имеют возможность не беспокоиться о наличии работы и научиться многому из того, что будет способствовать увеличению прибылей их фирмы. Японские рабочие приветствуют изменения в технологии и не испытывают страха перед безработицей.
2. Премирование рабочих в случае повышения прибылей фирмы. В период спада, когда прибыли фирмы уменьшаются, все работники получают меньше. Однако в неблагоприятной экономической ситуации руководящий состав получает более урезанный процент оплаты, чем рабочие
Третий принцип: рабочие образуют «семью». Японцы придерживаются идеи о том, что наниматели и наемные рабочие составляют единое социальное целое. Все члены фирмы имеют взаимные обязательства и выполняют свой общий долг перед обществом. Японцы разработали три административных метода для реализации этого принципа:
1. Работники фирмы оказывают
новичку помощь, сочувствие, поддержку,
ожидая от него в дальнейшем
проявления такого же
2. Свободное время работники фирмы проводят вместе. В Японии мир мужчин резко отделен от мира женщин, и время, затрачиваемое на неформальное общение между представителями разного пола, невелико.
3. Взаимные обязательства фирмы и рабочих. Рабочие платят фирме своей лояльностью, а руководство должно заботиться о рабочих, их благосостоянии и удовлетворении личных потребностей. Японцы считают, что взаимоотношения в процессе работы должны быть согреты эмоциональным теплом, все члены трудовой «семьи» должны чувствовать общее единство и любовь
Четвертый принцип: группа важнее отдельной личности. Этот принцип основан на традиционной японской ценности: никто не должен быть эгоистичным и думать только о себе. Японцы изобрели два административных метода для реализации данного принципа:-
1. Продвижение по службе и
начисление зарплаты зависят
от стажа работы, а не от
способностей, успехов и индивидуальной
производительности работника.
2. Успех фирмы рассматривается
как результат усилия группы,
а не отдельного человека. По
японским понятиям каждый
Пятый принцип: партнерство и сотрудничество в производственных отношениях. Японские менеджеры считают рабочих своими активными партнерами в стремлении к экономическому успеху, достижению высокого качества и росту производительности. Необходимость партнерства между рабочими и руководством объясняется тем, что производство, особенно направленное на экспорт, приносит успех не только фирме, но и нации в целом.
При наличии конфликтующих людей или групп состояние групповой гармонии не может быть достигнуто. Поэтому конфликты осуждаются и не допускаются во взаимоотношениях японцев. Люди могут спорить, убеждать друг друга, делать взаимные уступки до тех пор, пока все не придут к согласию. Заботясь о групповой гармонии, менеджеры подробно объясняют подчиненным стратегию фирмы, цели нововведений, обращаются к ним за предложениями по улучшению работы. Грамотное построение основ человеческих взаимоотношений, информационных каналов и согласовательных процедур позволяет японским менеджерам устранить психологические барьеры к нововведениям, предотвратить оппозицию политике фирмы. Одной из задач японских менеджеров является то, чтобы их подчиненные имели еа, направленное на цели фирмы. Еа должен быть сфокусирован на фирме, иначе считается, что менеджер плохо выполняет свои обязанности. Руководители большую часть времени тратят на то, чтобы у каждого рабочего сформировать чувство группового единства и гармонии. Они считают, что моральное состояние группы — еа — приводит к более высокой производительности труда и хорошему качеству, чем отсутствие согласия, сотрудничества, партнерства. [16]