Изучение использования социально-психологических методов управления в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули на первый план в качестве ключевого фактора успеха человеческий фактор. Основная цель предприятий, функционирующих в рыночной среде, - удовлетворение потребностей потребителей. Но сегодня потребитель рассматривается в двух аспектах:
внешний потребитель, для которого производятся продукция и услуги. Его удовлетворенность связана с теми выгодами, которые он получает в процессе приобретения и потребления продукции;

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….5
1.Теоретические основы социально-психологических методов управления
Теории мотивации в управлении организацией………………………….7
Теория поведения в управлении организацией…………………………..13
Социальные методы управления организацией………………………….19
Психологические методы управления организацией…………………….23
2.Зарубежный опыт применения социально-психологических методов
2.1Применение социально-психологические методов управления на японских предприятиях……………………………………………………………………28
2.2Применение социально-психологические методов управления на американских и западно-европейских предприятиях………………………..33
3.Изучение использования социально-психологических методов управления в организации
3.1Социальная структура организации……………………………………….38
3.2Диагностика социально-психологических методов в коллективе организации……………………………………………………………………..42
3.3Изучение использованных в организации социально-психологических методов в коллективе организации……………………………………………50
3.4Рекомендации по улучшению социально-психологических методов в организации……………………………………………………………………..56
Заключение …………………………………………………………………….65
Список литературы

Файлы: 1 файл

управление организацией.docx

— 104.45 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….5

1.Теоретические основы  социально-психологических методов  управления

    1. Теории мотивации в управлении организацией………………………….7
    2. Теория поведения в управлении организацией…………………………..13
    3. Социальные методы  управления организацией………………………….19
    4. Психологические методы управления организацией…………………….23

2.Зарубежный опыт применения  социально-психологических методов

2.1Применение социально-психологические  методов управления на японских  предприятиях……………………………………………………………………28

2.2Применение социально-психологические  методов управления на американских  и западно-европейских предприятиях………………………..33

3.Изучение использования  социально-психологических методов  управления в организации

3.1Социальная структура  организации……………………………………….38

3.2Диагностика социально-психологических  методов в коллективе организации……………………………………………………………………..42

3.3Изучение использованных  в организации социально-психологических  методов в коллективе организации……………………………………………50

3.4Рекомендации по улучшению  социально-психологических методов  в организации……………………………………………………………………..56

Заключение …………………………………………………………………….65

Список литературы

 

Введение

«Оставьте мне мои фабрики, но заберите моих людей, и скоро полы заводов зарастут травой. Заберите мои фабрики, но оставьте мне моих людей — и скоро у нас  будут новые заводы, гораздо лучше  прежних» 

Эндрю Карнеги, выдающийся предприниматель США (1835-1919)

Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули  на первый план в качестве ключевого  фактора успеха человеческий фактор. Основная цель предприятий, функционирующих  в рыночной среде, - удовлетворение потребностей потребителей. Но сегодня  потребитель рассматривается в  двух аспектах:

  • внешний потребитель, для которого производятся продукция и услуги. Его удовлетворенность связана с теми выгодами, которые он получает в процессе приобретения и потребления продукции;
  • внутренний потребитель - это персонал организации, который также ищет выгоды от потребления "продукции", но в качестве продукции выступает процесс и результат труда. В соответствии с тем, как организован его труд и каков уровень достижения цели, зависит степень удовлетворенности персонала (внутреннего потребителя).

 Задача курсовой работы - рассмотреть социально-психологических аспекты управления в решении проблемы удовлетворенности персонала (внутреннего потребителя). Цель социально-психологических аспектов управления - познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. Цель социологических методов - управление формированием и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения единства интересов, развития инициативы и т. п. В основе социологических методов лежат потребности, интересы, мотивы, цели. Цель психологических методов - создание морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности индивида и повышения степени удовлетворенности процессом труда в коллективе, на предприятии. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы социально-психологических методов управления;

- изучить зарубежный опыт применения социально-психологических методов;

- изучить как используются социально-психологические методы управления в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1Теории мотивации в управлении организацией

 Сущность мотивации  заключается в том, чтобы, ориентируясь  на систему потребностей работников, обеспечить полное и эффективное  использование их трудового потенциала  для скорейшего достижения целей  организации.

  С одной стороны,  мотивация – это процесс побуждения  себя и других людей к действию, предполагающий возможность удовлетворения  личных потребностей при достижении  целей организации. С другой  стороны, мотивация – это процесс  сознательного выбора человеком  того или иного типа поведения  в результате внешних и внутренних  воздействий. В процессе трудовой  деятельности мотивирование позволяет  персоналу удовлетворить свои  значимые потребности путем выполнения  трудовых обязанностей Общепризнанная  точка зрения, что потребность  – это психологическое или  физиологическое ощущение недостатка  чего-либо. Побуждение – это ощущение  недостатка в чем-либо и осознание  индивидом того, какие действия  нужно предпринять для восполнения  этого недостатка. Степень удовлетворения, полученная при достижении цели, влияет на поведение человека  в сходных обстоятельствах в  будущем. Мотив – это осознанное  побуждение к достижению конкретной  цели, понимаемое индивидом как  личностная необходимость. Трудовой  мотив – это та потребность  (причина), для удовлетворения которой  работник осуществляет высокопроизводительную  трудовую деятельность. Мотив труда  формируется, если трудовая деятельность  – это основной путь получения  блага. Традиционно в трудах исследователей мотивации работников различные мотивационные теории подразделяются на две категории: процессуальные и содержательные.

Содержательные теории мотивации 

Содержательные теории мотивации  базируются на идентификации тех  внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют нас действовать так, а не иначе. К этой группе относятся концепции Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда, Фредерика Герцберга и др.

Теория мотивации Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы ХХ в., Маслоу подразделил потребности на 5 категорий: физиологические, потребности в безопасности и уверенности в будущем, социальные потребности или потребности в причастности, потребности в уважении и самоуважении, потребность самовыражения и расположил их в виде строгой пирамиды, в основании которой размещены первичные потребности, физиологические, потребности безопасности и защищенности, а ближе к вершине – вторичные потребности, причем в самой вершине этой пирамиды – потребности в самовыражении и уважении.

                     

                                                       Рисунок-1

По мнению Маслоу, чтобы потребность более высокого уровня стала определять поведение человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Впоследствии ряд положений теории Маслоу подвергся исследователями мотивации критике.

    Теория потребностей Мак-Клелланда. С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд.  Мак-Клелланд полагал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Согласно  этой теории  люди стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.

     Двухфакторная теория Герцберга. В результате проведенного исследования среди работников крупной лакокрасочной фирмы Герцберг подразделил всю совокупность факторов, влияющих на удовлетворенность персонала работой и мотивацию к трудовой деятельности, на две группы: гигиенические факторы и мотивации. Гигиенические факторы формирует внешняя среда, в которой производится работа, а мотивации – сущность работы. Согласно Герцбергу при нехватке или недостаточности гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность работой. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Их наличие же в полной мере вызывает удовлетворение. При этом Герцберг в исследовании не учел субъективность восприятия различными людьми одних и тех же факторов. Вообще, впоследствии критики его теории сделали вывод, что у всех работников различные потребности, и мотивировать разных людей будут разные факторы.

Процессуальные теории мотивации

Более современные процессуальные теории мотивации исследуют прежде всего поведение людей с учетом их восприятия и познания.

  Теория ожиданий Врума. Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью определенного события. Основывается на взаимосвязях: затраты труда, результаты-вознаграждение, валентность (удовлетворенность вознаграждением). Ожидания в отношении затрат труда – это соотношение между затраченными усилиями и полученным результатом. Ожидания в отношении результатов – вознаграждений – это ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Если не будет ощущаться взаимосвязи между достигнутым результатом и ожидаемым вознаграждением, мотивация будет ослабевать. Если человек знает, что при достижении цели он получит ожидаемое вознаграждение, но при разумных усилиях ее не достичь, мотивация будет слабой. Поскольку у конкретных людей потребности и желания в отношении вознаграждения различны, то вознаграждение за достигнутые результаты может и не иметь для них никакой ценности. При слабом действии одного из данных факторов будет слабой мотивация, низкие результаты труда. Валентность – это предполагаемая степень относительного неудовлетворения или удовлетворения вследствие получения какого-либо вознаграждения.

   Теория справедливости. Данная теория гласит, что люди соотносят полученное вознаграждение к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей за подобную работу. Если коллега получил большее вознаграждение за аналогичную работу, то у возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение для восстановления справедливости, исправить дисбаланс. Люди могут восстанавливать справедливость либо уменьшив усилия, либо пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения. Основной вывод теории справедливости заключается в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что получаемое вознаграждение справедливо, они будут уменьшать интенсивность труда.

    Модель Портера-Лоулера. Один из наиболее важных выводов Портера-Лоулера в том, что производительный труд ведет к удовлетворению. Согласно теории человеческих отношений удовлетворение способствует достижению результативности труда, иными словами, более довольные рабочие лучше трудятся.

К возможным методам мотивации  относятся:

1. Справедливое денежное  вознаграждение

Для того, чтобы система оплаты работала эффективно, необходимо, чтобы она отвечала следующим требованиям: должна прослеживаться четко определенная связь между вознаграждением и затраченными усилиями, методы оценки производительности должны быть общепризнаны как справедливые и последовательные.

То есть финансовые мотиваторы (бонусы, премии, комиссионные схемы) работают только тогда, когда существует связь между усилием и вознаграждением, и ценность вознаграждения соответствует усилию

2. Наделение полномочиями  и ответственностью

Для правильной реализации данного метода сотрудники должны иметь  возможность контролировать ключевые процессы выполнения своих обязанностей в контексте общей прозрачной структуры деятельности. Эта возможность  основывается на получении информации о целях и миссии организации, ее истории и рынке; о целях  отдела/подразделения, где работает сотрудник; его должностной инструкции, неформальной информации об организации (должна соответствовать информации, полученной формальным путем).

3. Пробуждение интереса  к работе

Люди как профессионалы  хотят иметь интересную работу и  видеть результат своих усилий. Однозначных  средств для измерения интереса к работе не существует, так же, как и не существует простого и доступного решения, как сделать работу интересной. Индикаторами могут служить опросы, ротация и текучесть кадров, показатели отсутствия, анализ аттестаций и т.п.

4. Возможность персонального  роста

Интересная работа остается таковой до определенного момента, необходим рост и развитие, а соответственно, и новые знания. Сотрудники должны осознавать, какие шаги им необходимо предпринять для карьерного и  профессионального роста, а также  иметь возможность получения  новых знаний.

5. Формирование преданности/  верности организации

Преданность передается от лидера и целей, которые он выражает. Руководители, у которых есть представления  о желаемом будущем организации, четко определены цели и ценности компании, способны вести сотрудников  в заданном направлении и обеспечить их ресурсами для выполнения заданий. Мотивация и продуктивность выше, когда определены конкретные цели, когда цели сложны, но достижимы. Важны  участие сотрудников в постановке целей, как средство достижения соглашения, а также обратная связь.

6. Формирование духа сотрудничества  и корпорационной культуры

  Целью в данном контексте будет создание мотивационного климата, подчеркивание и пропаганда норм и ценностей компании. Работа в команде единомышленников может обернуть индивидуальные усилия в потрясающий успех. Трудные задания порой под силу только для коллективного выполнения.

 

 

 

1.2 Теория поведения в  управлении организацией

    Любая организация функционирует и существует только потому, что в ней есть люди. Именно работники создают и формируют её внутренний климат. В конечном итоге от них зависит то, чем является организация. На сегодняшний день человек стал самым важным ресурсом организации. Поэтому особенно внимательно нужно изучать теории поведения личности в организации. Любая организация заинтересована в том, чтобы ее сотрудники вели себя определенным образом. Под поведением понимается совокупность действий и поступков людей, происходящих под влиянием внутренних и внешних причин. Проявляя активность, находят возможности для сотрудничества. К ним относятся: интересы; мотивы; привычки (укоренившиеся в сознании индивида способы действия в определенных обстоятельствах). «Поведение человека - совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций. Поведение большинства людей с трудом вписывается в стандартные рамки. Для того чтобы снимать противоречия между стандартизацией и разнообразием поведения человека, а также между поведением человека и нормами организационного окружения, необходимо знать, что определяет поведение человека, как он определяет себя и окружающих, каким образом он реагирует на те или иные стимулирующие воздействия, от чего зависят его предпочтения, что для него приемлемо, а что нет.

Информация о работе Изучение использования социально-психологических методов управления в организации