Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:28, курсовая работа
Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули на первый план в качестве ключевого фактора успеха человеческий фактор. Основная цель предприятий, функционирующих в рыночной среде, - удовлетворение потребностей потребителей. Но сегодня потребитель рассматривается в двух аспектах:
внешний потребитель, для которого производятся продукция и услуги. Его удовлетворенность связана с теми выгодами, которые он получает в процессе приобретения и потребления продукции;
Введение ……………………………………………………………………….5
1.Теоретические основы социально-психологических методов управления
Теории мотивации в управлении организацией………………………….7
Теория поведения в управлении организацией…………………………..13
Социальные методы управления организацией………………………….19
Психологические методы управления организацией…………………….23
2.Зарубежный опыт применения социально-психологических методов
2.1Применение социально-психологические методов управления на японских предприятиях……………………………………………………………………28
2.2Применение социально-психологические методов управления на американских и западно-европейских предприятиях………………………..33
3.Изучение использования социально-психологических методов управления в организации
3.1Социальная структура организации……………………………………….38
3.2Диагностика социально-психологических методов в коллективе организации……………………………………………………………………..42
3.3Изучение использованных в организации социально-психологических методов в коллективе организации……………………………………………50
3.4Рекомендации по улучшению социально-психологических методов в организации……………………………………………………………………..56
Заключение …………………………………………………………………….65
Список литературы
Социально-психологический
климат есть аспект восприятия корпоративной
культуры каждым работником организации.
Всегда прослеживается подход к оценке
социально-психологического климата
как «плохого» или «хорошего».
Плохой социально-психологический
климат — не способствующий работе,
снижающий эффективность работы
персонала организации. Хороший
социально-психологический
Социально-психологический климат нужен:
Любая организация имеет
в своем составе самые
Задачи проведения диагностики:
Для диагностики социально-
В результате такой оценки выявляются:
Необходимо четко
Под макросредой имеется в виду большое социальное пространство, широкое окружение, в пределах которого находится и осуществляет свою жизнедеятельность та или иная организация. Микросреда предприятия, учреждения, школы, класса - это "поле" повседневной деятельности людей, те конкретные материальные и духовные условия, в которых они работают, учатся. Условия повседневной жизнедеятельности формируют мироощущение и умонастроение первичной трудовой группы, ее социально-психологический климат. Прежде всего, это факторы материально-вещной среды: характер выполняемых людьми трудовых операций, состояние оборудования, качество заготовок или исходного сырья. Большое значение имеют также особенности организации труда - сменность, ритмичность, степень взаимозаменяемости работников, уровень оперативно-хозяйственной самостоятельности первичной группы (например, бригады). Другую, не менее важную группу факторов микросреды, составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы на уровне первичной трудовой группы. Эти факторы заслуживают пристального внимания в связи с тем, что они являются следствием социально-психологического отражения человеческой микросреды. Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат первичной трудовой группы большое влияние оказывает ее неофициальная организационная структура. Это и особенности восприятия членов группы друг другом (оценки, мнения, реагирование на слова и поступки), взаимоиспытываемых чувств (симпатий, антипатий, сопереживания, сочувствия) Следующий фактор, воздействующий на климат группы, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями ее членов. Каждый человек уникален и неповторим. Его психический склад представляет собой сочетание личностных черт и свойств, создающее своеобразие характера в целом. Сквозь призму особенностей личности преломляются все влияния внешней среды. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, в поведении, представляют собой его индивидуальный "вклад" в формирование климата группы. Психику группы не следует понимать лишь как сумму индивидуально-психологических особенностей каждого из ее членов.
Статистика утверждает, что
недозагрузка, недостаточное напряжение
человека также вредно, как и его
чрезмерная нагрузка. Социально-психологический
климат зависит в значительной степени
и от стиля управления, превалирующего
в организации. Можно рассмотреть
зависимость эффективности
Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих показателей.
Социально-психологический
климат в подразделении во
многом зависит от уровня
Социально-психологический климат влияет на эффективность деятельности организации в следующем:
Признаки благоприятного психологического климата: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр. Таким образом, характер социально – психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. Основой межличностных отношений в группе является, прежде всего, эмоциональная межличностная привлекательность членов группы. Привлекательность - очень важный фактор человеческих взаимоотношений. Характер общения и успешность совместной деятельности во многом определяются уровнем привлекательности партнеров.
Существует прочная связь социально-психологического климата с финансами. Для любого руководителя, собственника первоначальная задача — прибыль, материальный результат работы. Поэтому оправдан вопрос: «Как социально-психологический климат может помочь увеличить прибыль?».
Простой пример — начальник накричал на подчинённого, тот передал в агрессивной форме посыл дальше, в итоге нарушается нормальный рабочий ритм, сотрудники 1-2 часа под впечатлением услышанного обсуждают руководство. Затраты очевидны. При этом может возникнуть проблема, требующая быстрого решения, но так как в охарактеризованной выше ситуации сотрудникам не хочется обращаться в офис (по понятным причинам), работа стоит, а деньги уходят. Можно предложить формулу, помогающую просчитать возможные потери:
П = С (стоимость) * Р (вероятность потерь или риск потерь).
Поэтому «хороший СПК» увеличивает надёжность возникновения системы, снимает вероятность потерь. Кроме того, руководителям стоит помнить, что при плохом микроклимате один недовольный нанесёт намного больше вреда, чем несколько довольных. Климат будет продолжать портиться, сотрудники увольняться, отзываться неудовлетворительно о компании, в худшем случае эти же сотрудники огласят скрытую информацию. Следовательно, произойдёт потеря бренда, трудности с набором новых сотрудников и все вытекающие из этого положения неприятности.
Таким образом, социально-психологический климат — это своеобразная «зона контакта» между стабильными (корпоративная культура, основанная на ценностях ) и нестабильными, новыми (некий срез ощущений «здесь и сейчас») элементами, влияющими на жизнедеятельность организации. В любом случае, не стоит пугаться «негативного социально-психологического климата», а следует относиться к нему, как к индикатору, сигнализирующему о необходимости контролировать проявление членов группы (коллектива организации). Именно эти эмоциональные проявления и показывают отношение персонала к изменениям.
Необходимо помнить, что,
если социально-психологический
3.3 Изучение использованных
в организации социально-
Метод управления - это
отношение, в котором состоит
управляющий к другим
Социально-психологические
методы управления основаны на
использовании в процессе
- повышением образовательного
и культурного уровня
- развитием демократических начал в управлении;
- значительная часть
Речь идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного метода другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные с разработкой систем материального стимулирования труда работников, должны максимально учитывать социально-психологические факторы, которые сложились в коллективе.
Использование социально-психологических
методов предполагает оценку социально-психологического
микроклимата в коллективе и его
роль в формировании отдельных работников.
Она осуществляется с использованием
психологических тестов, наблюдений,
анкетирования и т.д.; разработку
мероприятий по развитию социально-психологических
отношений в коллективе до требуемого
уровня с помощью учебы, психологических
тренингов; учебу руководителей
по овладению социально-
Методы формирования и использования общественного и индивидуального сознания, социальной активности, основывающиеся на общественно значимых морально-этических категориях и ценностях, образуют в совокупности социально-психологические, или воспитательные, методы управления (СПМУ).
Поскольку содержание духовной
жизни общества отличается исключительным
разнообразием, различны интересы, вкусы
и взгляды различных групп
людей, социально-психологические