Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование рынка золота. Объектом исследования является ОАО « Полюс Золото». В данной курсовой работе также целью является подробное исследование внешнего и внутреннего рынка золота , производимого на предприятии ОАО «Полюс Золото»:
По окончании работы необходимо составить бюджет, в котором нужно показать все основные расходы отдела маркетинга, связанные с работой отдела, а так же рекламой и продвижением подразделения предприятия и расходы на проведение выставок и рекламных компаний по продвижению продукта на рынок.
Аннотация
3
Введение
4
1 Общая характеристика товара
7
1.1 Наименование продукции, его назначение и применение
7
1.2 Упаковка продукции
7
1.3 Маркировка продукции
8
1.4 Товарный знак
8
2. Исследование рынка
2.1 Конъюнктура рынка
9
9
2.1.1 Целевая группа потребителей, потенциальные покупатели
2.1.2 Конкуренты на российском рынке
2.1.3 Анализ цен на золото
2.2 Позиционирование товара на рынке
2.3 Экспорт золота
3. Выбор каналов распределения и сбытовой сети продукции
4. Разработка системы маркетинговых коммуникаций
4.1. Используемые принципы маркетинговых коммуникаций
4.2.Разработка рекламы
4.3 Участие компании в мероприятиях области маркетинговых коммуникаций
5. Разработка службы маркетинга
6. Разработка плана маркетинга
Сложилась следующая любопытная ситуация. Золотодобытчики, поставляя основные объемы золота на мировой рынок, обладают сравнительно малыми возможностями влиять на цену товара чисто экономическими методами - изменением объемов предложения при изменениях цен. Им остается два пути. Первый из них - воздействовать на политику международных банков с целью снижения и упорядочения последними объемов регулярных продаж золота. Второй - приспосабливаться к большим колебаниям цен, уметь так снижать удельные издержки в периоды падения цен, чтобы и в этих условиях обеспечить рентабельность производства.
2.1.2 Конкуренты на российском рынке
Конкуренты ОАО «Полюс золото» по выпуску золота на российском рынке:
Kinross Gold
Петропавловск (группа компаний)
Северсталь
Полиметалл
Южуралзолото
Highland Gold
Крупнейшие производители золота в России, объем производства в 2009 году, тыс. унций представлены в виде диаграммы 1.
Диаграмма -1 Крупнейшие производители золота в России, объем производства в 2009 году, тыс. унций
Из диаграммы следует, что наибольшую позицию по производству золота занимает ОАО «Полюс Золото», что делает его безусловным лидером рынка. Так же большую долю рынка имеет ОАО «Kinross Gold», являясь сильным конкурентом для нашего предприятия. Объем производства золота в России представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Объем производства золота в России 2010 г.
Полюс Золото | 1231 |
Kinross Gold | 823 |
Петропавловск | 487 |
Северсталь | 315 |
Полиметалл | 311 |
Южуралзолото | 170 |
Highland Gold | 165 |
2.1.3 Анализ цен на золото.
Подводя итоги 2009 года, большинство инвестиционных управляющих в мире обнаружили, что за последний год, как впрочем и за последнее десятилетие, и даже за последние 40 лет золото было самым лучшим объектом для инвестиций.
С 1969 по 2009 годы американский рынок акций вырос лишь в 12 раз, нефть - в 25 раз, а золото - в 35. Именно такое лидерство монетарного металла породило большое количество прогнозов со стороны профессиональных игроков о росте стоимости золота до отметки 1500 и даже 2000 долл. США за тройскую унцию. Поскольку цена на золото формируется далеко за пределами Центральной и Восточной Европы, а инвестиции в банковское золото стали вполне доступными для размещения средств гражданами и юридическими лицами, мы задались целью выяснить, насколько данные прогнозы оправданы, и стоит ли в ближайшем будущем вкладывать деньги в золото. Для того чтобы достигнуть этой цели, мы обратились к ценовой истории рынка, детально рассмотрели факторы, которые влияют на ценовые тренды на этом рынке, а также изучили ценовые предложения украинских банков.
Анализ ценового тренда на рынке золота. История ценовых взлетов и падений.
- перестав выполнять функцию меры стоимости, инвестиции в банковское золото приобрели спекулятивный окрас, а стоимость золота выражена в валютах, которые сами подвержены инфляции
- в 1980 году среднегодовая цена золота с учетом корректировки на потерю долларом покупательной способности составляла более 1500 долл. США за тройскую унцию. Текущий уровень цен далек от рекорда тридцатилетней давности
- после быстрого роста золото демонстрировало двадцатилетний ниспадающий тренд
Как показал анализ ценовой динамики рынка золота с 1833 года, цены на желтый металл пережили несколько исторических этапов: 1. С 1833 по 1932 годы, на протяжении столь продолжительного периода истории стоимость золота в долларах США была фиксированной и колебалась на уровне 20-22 долл. США за тройскую унцию. Фиксация цены значительное время была обеспечена объективной исторической характеристикой, а именно привычкой правительств развитых стран привязывать свою денежную единицу к драгоценным металлам.
2. С 1933 по 1969 годы стоимость золота оставалась на уровне 26-34 долл. США за тройскую унцию. По сути ничего не изменилось, поскольку волатильность золота оставалась низкой, а колебания его цен, выраженных в долларах США, были абсолютно незначительными в масштабах 30 лет. В этот период только проходил первый этап эволюции формирования кредитных денег, а монетарные власти США после Великой Депрессии проводили сдержанную монетарную политику.
3. Период свободного рынка (с 1969 года и по сей день). История современного ценообразования в США начинается в 1969 году. Напомним, что новая Ямайская валютная система, формально основанная на Специальных правах заимствования (СДР), а реально на расчетах в долларах США, официально была сформирована только в январе
1976 года. Однако, как мы видим по истории котировок, в США еще в конце 60-х гг. XX века были нарушены основные принципы функционирования Бреттон-Вудской валютной системы, и государство отошло от идеи жесткой привязки доллара к золоту.
Ямайская валютная система, где правительства полностью отказалась от привязки своих валют к золоту, оказалась более эффективной, но и такой, которая обеспечила популяризацию доллара США как основной резервной валюты и валюты для расчетов. С тех пор золото превратилось в товар, хоть и товар, обладающий специфическими монетарными свойствами, но все, же товар. За каких-то 100 лет человеческой истории золото практически утратило свою функцию меры стоимости, ее полностью перебрали на себя бумажные деньги, обильно выпускаемые правительствами развитых стран. Теперь не золотом меряют цену доллара, а долларом измеряют стоимость тройской унции золота.
Жалкие попытки группы исламских государств во главе с Малайзией в конце XX века вернуться к золотому стандарту, потерпели показательное фиаско. В 2009 году более половины мирового товарооборота обслуживалось долларом США. Кроме того, доллар остается самой популярной в мире валютой для расчетов и хранения резервов, и это даже несмотря на проблемы в области государственных финансов в США. Апокалипсические прогнозы о кончине доллара США не учитывают масштабы американской экономики и валютные предпочтения центральных банков большинства развитых стран.
Так или иначе, но существует лишь две возможности ухода доллара США с международной арены:
1. Существенное ослабление экономики и политического влияния США.
2. Катаклизмы планетарного масштаба.
Оба этих сценария лишь с небольшой долей вероятности дают возможность возврата к золотому стандарту. В обозримом будущем доллар будет оставаться основной валютой, а значит, он по-прежнему будет исполнять функцию меры стоимости для золота. Изменение цены на золото за 30 дней ( март –апрель 2011 года ), Изменение цены на золото ( год) представлены в виде графиков 3-4. Изменение цены на золото ( 5 лет), изменение цены на золото (10 лет), представлены в виде графиков 5-6.
График 3- Измение цены на золото ( 30дней)
График 4- Изменение цены на золото ( год)
График 5- изменение цены на золото ( 5 лет)
График -6 Изменение цены на золото (10 лет)
2.2 Позиционирование товара
В существующих рыночных условиях ОАО «Полюс Золото» является лидером по производству и продаже на экспорт золота чистоты 9999, т.к. доля поставок предприятий- конкурентов, основными их которых являются ОАО «Kinross Gold» и ОАО «Петропавловск», составляет всего лишь около 53,5% от объема поставок ОАО «Полюс Золото».
В этой связи основными факторами конкурентоспособности, обеспечивающими продукции предприятия устойчивый спрос, следует считать уровень качества производимого золота в сравнении с уровнем качества аналогичного товара других производителей, а так же удобство экономического сотрудничества с предприятием, характеризующиеся гибкостью ценовой политики и условий финансовых расчетов.
На диаграмме 2 приведено сравнение факторов конкурентоспособности продукции ОАО «Полюс Золото» и предприятий-конкурентов.
Диаграмма 2- Сравнение факторов конкурентоспособности продукции ОАО « Полюс Золото « и предприятий конкурентов
2.3 Экспорт золота
Золото , какие бы катаклизмы ни происходили в его исторической судьбе, остаётся надёжным экспортным товаром, за конкурентоспособность которого на мировом рынке не нужно биться, , и даже по нынешним ценам сегодняшний уровень добычи может приносить в страну более миллиарда в год.
Общее внутреннее потребление золота в России в последние несколько лет составляет порядка 100 тонн в год (почти в 2 раза меньше произведенного, или около 3% мирового потребления). Являясь одним из мировых лидеров по добыче золота, по его количеству потребляемому на единицу ВВП и на душу населения, Россия стоит в ряду развивающихся стран.
Сегодняшняя ситуация на мировом рынке золота стимулирует увеличение его экспорта и пополнение золотовалютных резервов России. По данным Всемирного совета по золоту (World Gold Council), запасы золота в государственном резерве России на январь 2009 года составили 520 тонн, а доля золота в общем объеме золотовалютных резервов РФ не превышает 3%. По этому показателю Россия значительно отстает от ведущих стран мира.
Руководство Центрального банка России после совещания золотодобытчиков в Магадане (ноябрь 2005 года) заявило о намерении увеличить долю золота в ЗВР до 10 процентов. Дополнительным стимулом роста добычи золота может стать увеличение спроса на него со стороны отечественной ювелирной промышленности. Сейчас российские ювелиры потребляют лишь 30% производимого в России золота, в то время как мировая структура его потребления ориентирована именно на ювелирную промышленность, поглощающую до 85% производимого в мире «желтого металла». Именно в этом секторе рынка существует большой потенциал для роста – в отличие от имеющих физические ограничения секторов добычи и переработки.
Производство ювелирных изделий в России с 1999 года растет на 20–30% в год. И все же пока большая часть добываемого золота закупается российскими банками и вывозится на экспорт.
Россия становится все более заметным игроком на мировом рынке золота, а золотодобывающая отрасль – одним из крупных источников поступлений иностранной валюты в российскую экономику.
По данным Гохрана, внутренний рынок России способен ежегодно поглощать 100 т золота в монетах, 50 т золота в «золотых сертификатах» и складских расписках (для рынка ценных бумаг) и 10 т золота в мерных слитках (а при отмене НДС значительно больше). Таким образом, при нормализации рынка внутреннее потребление золота может составить не менее 200 т, что в ближайшее десятилетие обеспечит реализацию всего добываемого золота. В связи с насыщением экономики валютой и ослаблением мировых позиций доллара усиливается интерес финансовых структур к золоту как форме накопления активов и их реализации. Значительно улучшила положение отрасли начавшаяся либерализация законодательства, в частности, отмена таможенных пошлин на экспорт драгоценных металлов, благодаря чему производители получили возможность самостоятельно выходить на мировой рынок.
В 2010 году экспорт золота в натуральном выражении увеличился на 26 % до 9,3 тыс.тонн, а в денежном выражении экспорт золота увеличился на 36% до 154,6 млрд.долларов. Основными экспортерами золота являются Таиланд, с долей в общих объемах экспорта 28%, Саудовская Аравия с долей 19%, и Гвинея с долей 11% в мировом экспорте. Вместе данные страны экспортировали в 2010 году более 50% золота. Россия среди экспортеров занимает не первые места, с долей в мировом экспорте около 1%. Показатели общих объемов экспорта в мире показано на диаграмме 3.
Диаграмма 3- Крупнейшие экспортеры золота в мире
С целью прогноза цен на золото в будущем периоде на основании действующих цен, был построен график с помощью уравнения линейного тренда. Прогноз осуществлялся на основании статистического метода « Линейный тренд». Здесь Y- средняя цена на золото, Х- период времени. R2 – коэффициент детерминации это доля объяснённой дисперсии отклонений зависимой переменной от её среднего значения. Рисунок 5 показывает временную прогнозируемую экспортную цену на золото.
Рисунок 5. Динамика изменения экспортных цен на золото в 2010-2011 году
3. Выбор каналов распределения и сбытовой сети продукции
Сбытовая политика
Покупатели золота на российском и мировом рынках являются одной из заинтересованных сторон для ОАО «Полюс Золото». Стратегия Компании, нацеленная на вхождение в пятерку крупнейших мировых производителей золота, и особенности рынка золота предполагают установление прямых контактов с крупными банками, которые оперируют большими объемами золота.