Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:20, курсовая работа
Актуальность темы очевидна, т.к. любому человеку рано или поздно придётся столкнуться с выплатой налогов и/или подачей налоговой декларации, тем более, если он собирается заниматься частным предпринимательством или создавать свою фирму.
Введение………………………………………………………………………………...…………...…3 Теоретические основы налогообложения……………………………………...…..……4
Налоги и налоговая система………………………………….…….4
Современные налоговые системы и их роль в экономике……………….11
Налоговая политика государства и ее роль…………………………………….…...…15
Налоговая политика России………………………………………………………….…18
Налоговая система России ………………….…………………………………..……...18
Сравнительный анализ налоговых систем Российской Федерации и зарубежных стран.....27
Заключение……………………………………………………………………………………..31 Список используемой литературы…………………………………………………………….32
Таким образом, налоговая система России прошла несколько этапов развития и в настоящее время по своей общей структуре, принципам формирования и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения, действующим в странах с рыночной экономикой. Мировой опыт свидетельствует, налоговое законодательство – не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.Налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения должны быть направлены на активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных средств и во внесении их в собственное дело.Налоги будут более взаимосвязаны и будут представлять собой систему с механизмом защиты доходов. Более четкое разграничение получат налоги различного уровня с учетом национальных и территориальных особенностей.Очевидно, совершенствование налоговой системы будет продолжаться.
При рассмотрении налоговой политики РФ необходимо также различать такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, цели и методы.
В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, районы в городах.
Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой политики РФ: соотношение прямых и косвенных налогов;применение прогрессивных ставок налогообложения пропорциональных ставок; дискретность или непрерывность налогообложения; широта применения налоговых льгот, их характер и цели; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков; методы формирования налоговой базы.
В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих целей: участие государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном воспроизводстве; обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций; обеспечение государственной политики регулирования доходов.
Правительство РФ одобрило основные направления налоговой политики в РФ на 2008-2010 гг. В соответствии с документом, целями налоговой политики на среднесрочную перспективу являются:
отказ от увеличения номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;
унификация налоговых ставок;
повышение эффективности
и нейтральности налоговой
Сложившиеся в государстве
те или иные закономерности налоговых
отношений отражают тактику и
стратегию налоговой политики, являющейся
составной частью финансовой политики.
Стратегия налоговой политики направлена
на реализацию перспективных целей
и решение долгосрочных задач, связанных
с построением или
Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом экономических прогнозов, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует цели, которые представлены на рис. 1.4.
Рисунок 1.4 - Цели налоговой стратегии Российской Федерации
Фискальная цель налоговой стратегии (функция) является основной в налогообложении, все остальные цели - вторичны.
Практическая реализация
государственной налоговой
Рисунок 1.5 - Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма РФ
Налоговый механизм представляет собой систему правовых норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирования. Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций управления налоговой системой страны, саму совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. Данные функции и их содержание обуславливаются сущностью и функциями самих налогов, они ориентированы на обеспечение эффективного функционирования налоговой системы.
Для налогового механизма нашей страны характерны функции, представленные на рис. 1.6.
Важная особенность российской налоговой политики - очевидный акцент в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов. Последствия этого - отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятий от уплаты налогов. По некоторым расчетам, если честно платить все установленные российскими законами налоги, то предприятию придется отдавать в бюджетную систему и внебюджетные фонды около 60% своих доходов. Поэтому у каждого третьего налогоплательщика (35-40% прошедших государственную регистрацию) проверками выявляются нарушения налогового законодательства. И только 10-15% честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги.
Налоговые службы РФ выделяют основные причины уклонения предприятий от налогообложения:
тяжелое налоговое бремя;
сложное финансовое состояние предприятий;
недостаточно знание налогового законодательства;
преступный умысел предпринимателей;
нежелание выполнять свои
обязанности перед
Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем:
отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;
огромная нагрузка на фонд оплаты труда;
отсутствие среднего класса, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление;
неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками.
На микроуровне можно выделить следующие недостатки:
расхождения между стандартами
бухгалтерского учета и налоговым
учетом, приводящие к трудоемким корректировкам
бухгалтерской прибыли при
ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий;
исключительная
противоречивость и
Важная особенность российской
налоговой политики заключается
в чрезмерно высокой доле косвенных
налогов. По потребительским товарам
носителями этих налогов выступают
физические лица; поскольку косвенные
налоги являются регрессивными, то тем
самым существенно снижается
жизненный уровень
2.2.Сравнительный анализ налоговых систем Российской Федерации и зарубежных стран
Шведская модель налоговой
системы заслуживает
На первый взгляд система налогообложения в России одна из самых льготных в мире. Во Франции, в США, Китае и в большинстве других стран налоги существенно выше, чем у нас. Чемпионом мира по налогам является Швеция. Шведы отдают государству больше, чем каждую вторую заработанную крону. Налоговое бремя Швеции составляет более 51% валового внутреннего продукта (ВВП), что значительно выше среднего по Европе – 41,5% и, тем более, России, где доля налогов в ВВП составляет не более 35%. И, несмотря на это, министр финансов Швеции Пэр Нудер считает целесообразным отменить налоговые льготы и рассмотреть возможность дальнейшего повышения налогов с целью финансировать обширную систему социального обеспечения государства. Господин Нудер утверждает, что «электорат государства, благосостояние которого растет, отверг предположение, что более высокие налоги могут повредить конкурентоспособности государства, и требует больших инвестиций в школы, больницы и другие государственные секторы».
Здесь речь идет именно о Швеции из следующих соображений: во-первых, потому что она «чемпион» по налогам, во-вторых, система налогообложения Швеции сложнее, чем во многих других европейских странах, в-третьих, уровень жизни шведов один из самых высоких в мире.
В следующей таблице приведены некоторые показатели, позволяющие сравнить системы налогообложения в России и Швеции.
Таблица. Ставки налогов в России и в Швеции (2011 год)
Показатель |
Россия |
Швеция |
Налог на прибыль |
24,0% |
28,0% |
Подоходный налог (НДФЛ) |
«Плоская» шкала 13,0% |
Прогрессивная шкала до 55,5% |
Единый социальный налог (ЕСН) |
26,0% - основная ставка 10,0% - для зарплаты свыше 23,3 тыс. руб. в месяц 2,0% - для зарплаты свыше 50,0 тыс. руб. в месяц |
32,82% - основная ставка 21,88% - для работающих пенсионеров-одиночек 24,26% - для работающих семейных пенсионеров |
Налог на добавленную стоимость (НДС) |
18,0% - основной 10,0% |
25,0% - основной 12,0% 6,0% |
Налог на имущество |
2,2% |
3,5% |
Объем налогового отчета, листов |
50-100 |
1 |
Количество жителей на 1 работника налоговой службы |
9-10 тыс. чел. |
12-13 тыс. чел. |
ВВП на душу населения |
5.035USD |
28.471USD |
Казалось бы, можно порадоваться, что платить нам приходится существенно меньше, чем шведам. Можно порадоваться вдвойне, если учесть, что в отличие от нас указанные налоги им приходится платить полностью, так как возможности уклонения очень ограничены: налоговые органы получают и сопоставляют информацию о каждом налогоплательщике из баз данных социальных служб, банков, таможни и т.п. Пойманного «уклониста» заставят заплатить, оштрафуют на сумму до 40% недоплаты, а если докажут, что нарушение было умышленным, еще и посадят в тюрьму на 2 года. Но рано радоваться: величина налога – понятие относительное. Одна и та же сумма для кого-то может быть незначительна, а кого-то разорит. Дело в том, что налоги входят в цену продукции. Если продукцию покупают и у предприятия остаются средства на достойную зарплату персонала и на развитие, значит налоги для предприятия нормальные. А если при этом собранные налоги обеспечивают достаточно высокий уровень жизни тех, кто на эти налоги живет (бюджетники, пенсионеры, инвалиды, дети и др.), значит, налоговая система хороша для всей страны.